Мы решили выяснить, как использование социальных сетей влияет на личностные особенности подростков, на их социализацию. Особенно важно измерять особенности личности, так как с их помощью можно объяснить её поведение.
Частью жизни каждого современного подростка являются социальные сети. Мы проводим в них большую часть свободного времени. В нынешнее время мало людей, не знающих, что такое: Вконтакте, Одноклассники, Twitter, Facebook. Возможно, в глухих районах такие есть, в нашей школе — маловероятно. Несмотря на то, что социальные сети массово распространяются, мало кто задумывается, какое влияние они оказывают на нас. Именно от социализации зависит, насколько успешно человек сможет жить и находиться в обществе, обучаться в школе и в институте, насколько хорошие у него будут взаимоотношения с окружающими. Социальные сети заняли всё свободное время молодежи и детей, по статистике более 50 % всех жителей России зарегистрированы в одной из социальных сетей. А более 95 % подростков общаются друг с другом посредством сети Интернет. Современная молодежь не представляет своё времяпрепровождение без виртуального общения. Если не злоупотреблять использованием социальных сетей, то они, в принципе, оказывают положительное влияние. Можно восстановить связь с давно потерянными людьми, посмотреть фотографии и видео друзей и поделиться своими, пообщаться в режиме реального времени с теми, кто далеко. Но в последнее время в большинстве случаев у многих наблюдается прямая зависимость от общения в сети. Более половины молодёжи необходимо войти на веб-сайт по крайней мере один раз в день, и почти четверть подростков говорят, что они заходят в социальные сети несколько раз в день, а то и за час. Повышенная возбудимость при отсутствии Интернет, стремление с головой окунутся в виртуальный мир становятся главным звоночком в проявлении такого факта как интернет-зависимость
Социализация подростка в социальных сетях:
Все живые существа стараются приспособиться к окружающей среде. Их действия «запрограммированы» самой природой. Чем сложнее организация вида, тем больше усилий и времени ему придётся потратить на процесс адаптации: у насекомых этот период длится от нескольких часов до нескольких дней, у птиц — несколько месяцев, у медведей, волков, обезьян — до нескольких лет. Труднее всего в этом отношении приходится человеку: период его подготовки к самостоятельной жизни в современном обществе занимает не менее 15 — 17 лет. Потребности человека ориентированы не только на поддержание физического существования, но и на духовное развитие, общение, творческое самовыражение. Если человек имеет потребность, он предпринимает усилия, направленные на её удовлетворение, не завися при этом от внезапных факторов. Он активно изменяет своё окружение: и, природное, и социальное. Однако, для становления полноправным членом общества, недостаточно приспособиться к нему. Здесь человеку помогает социализация.
С наступлением эры технологий интернет стал необходимым для нашей жизни. Множество процессов перебрались из реального мира в виртуальную реальность, и эта
тенденция продолжается. Сегодня почти у каждого есть проекция себя в виртуальном мире – странички в социальных сетях с фотографиями и списком друзей. Главными потребителями и наиболее активной категорией являются подростки. За короткое время Сеть превратилась из мезофактора в мегафактор социализации.
Фактором, который охватывает совокупное человеческое сообщество, живущее на нашей планете. Появившаяся новая субкультура «интернет-сообщества» ведет за собой
трансформацию и модернизацию общества в целом. По данным исследования Mediascope, «Число россиян в Интернете в 2019 году достигла 93 млн человек. Происходит некое «переселение» общества в интернет и становится актуальным понятие интернет-социализации. Интернет-социализация — это процесс расширения социального опыта пользователя при вхождении в социокультурную среду интернета, который происходит через усвоение информационных технологий, информационной культуры.
Исследователи пытаются осмыслить этот феномен и найти для него определение, наиболее подробно описывающее особенности данного процесса. Мы выделим такие
понятия, как «Виртуальная социализация», «Киберсоциализация» и «Медиасоциализация». Виртуальная социализация предполагает виртуализацию привычных для нас социальных процессов, но через роль пользователя сети и необходимостью освоения технологий коммуникации.
Киберсоциализация – процесс, при котором технические средства рассматриваются, как проводник в усвоении норм, правил, культуры интернет-среды.
Медиа социализация – приобретение социального опыта посредством репрезентаций медиа без участия в этом процессе социализирующего окружения.
Феномен интернет-социализации находится в начале своего жизненного цикла. Он постоянно развивается и трансформируется, привлекая внимание ученых и исследователей. Активное изучение пользователей сети направлено на «измерение», «фиксирование» происходящих новообразований сетевого поведения людей. Изучение информационной активности интернет-площадок используется для изучения групповой динамики, сферы интересов, предпочитаемых виртуальных социальных связей. Такая научная деятельность, безусловно, очень важна, поскольку позволяет ориентироваться в
происходящих изменениях виртуального социального пространства и осуществлять условный контроль. Но следует помнить, что результаты исследований являются базовым материалом для принятия решения для различного рода специалистов и ключевых лиц, так как интернет — это, все же, и коммерческая структура, которой нужно вовлечь, удержать и приумножить виртуальное сообщество.
Социализация личности - процесс вхождения её в общество, в различные типы социальных общностей (группа, коллектив, организация и др.) посредством усвоениякультуры, социальных ценностей и норм, на основе которых формируются общественно значимые черты личности.
На социализацию человека оказывается влияние таких факторов, как:
- биогенетические задатки (темперамент, тип нервной системы, развитие слуховых и зрительных рецепторов, общее состояние здоровья);
- социальные факторы (влияние среды, конкретные условия жизни, социальные институты, принятые в обществе ценности, нормы, традиции,
обычаи);
- психосоциальные качества, формирующиеся в процессе индивидуальной социализации:
- духовные потребности, ценностные ориентации и система мотивов,
- способ соотнесения своих интересов с общественными,
- уровень притязаний,
- убеждения, мировоззрение.
Первичная среда включает значимых для человека людей: родителей и других членов семьи, воспитателей, всех, кто относится к его ближайшему окружению. Именно эти люди в первые годы жизни человека выступают для него «полномочными представителями» общества. Позже круг этих людей расширится (учителя, тренеры, друзья, одноклассники). Они взаимодействуют с индивидом непосредственно.
Вторичная социализация характерна для второй половины жизни, когда повзрослевшие люди приобретают социальные статусы, осознанно и самостоятельно вступают во взаимоотношения с важными социальными организациями — государством, трудовым коллективом, армией, политическими партиями и общественными организациями, средствами массовой информации.
Наиболее глубокое теоретическое объяснение процесса социализации сделал американский философ Джордж Герберт Мид (1863—1931).
Мид уделял особое внимание социализации в детском возрасте. По его мнению, она проходит три стадии:
- подготовительную (в возрасте от одного до трех лет), во время которой ребенок имитирует поведение взрослых без какого-либо понимания;
- игровую (в три—пять лет), когда дети начинают понимать поведение тех, кого они изображают, но исполнение роли еще неустойчиво;
- стадию самоидентификации (семь-восемь лет), когда ролевое поведение становится осознанным и целенаправленным и проявляется способность понимать роли других людей. Ребенок учится вести себя в обществе, наблюдая за тем, как ведут себя старшие, и пытаясь им подражать.
Если присмотреться к ходу игры, можно понять многое из жизни семей, к которым принадлежат эти дети: род занятий родителей, их отношение к работе и вообще к жизни, их отношения между собой, разделение труда, условности в данной семье, и т.д. Однако известный социальный психолог А. Бандура подчеркивает, что наблюдение за миром взрослых людей не всегда вызывает у ребенка желание подражать. Ребенок чаще всего самостоятельно выбирает образец для подражания. Это может быть не обязательно кто-то из родителей, но просто значимый взрослый, а кумир, на которого ребенок хотел бы походить, который вызывает у него чувство симпатии и желание отождествить себя с ним.
Взрослея, индивид знакомится со взглядами, установками других людей и
принимает их. Но в то же время человек сохраняет собственную индивидуальность, свободу выбора. Человек сотнями нитей связан с обществом, он испытывает потребность в признании, уважении, принадлежности к числу «своих». Влияние социального окружения столь велико, что целенаправленная социализация может компенсировать даже последствия тяжелых природных недугов индивидов.
Влияние социальных сетей на подростков во время социализации:
Общение в Интернете наиболее привлекательно для подростков, но в это мы убедимся чуть позже. В Интернете они получают возможность общения с практически бесконечным количеством людей и групп по интересам, со всевозможными типами личностей, узнают множество историй, имеют возможность обсуждать и делиться собственными мнениями.
Подростки хотят быть независимыми, заниматься чем-то своим. Интернет в этом плане особенно заманчив - он позволяет удовлетворить потребность в лидерстве и стимулирует предприимчивость. С другой стороны, подростки все же боятся оказаться полностью без поддержки.
Сейчас вряд ли можно найти семью, в которой нет компьютера. Количество пользователей увеличивается с каждым годом по всему миру, в том числе и в России. Вся наша культура становится более зависимой от IT. Социальные сети стали неотъемлемой частью нашей современной жизни. Большая часть детей проводит в них все свободное
время.
Как уже было сказано ранее, многими пользователями социальных сетей являются подростки. Примерно с 12 лет подростки начинают активнее общаться со сверстниками, отодвигая семью на второй план. Социальные сети дают возможность завести себе друзей, хобби, узнать много новой информации и избавиться от чувства одиночества, которое часто испытывают многие подростки. Там ребенок может найти единомышленников, поделиться душевными переживаниями, спросить совета у других пользователей. Но что же так тянет подростков к социальным сетям?
Говоря о причинах, которые в какой-то момент толкают подростка в сетевые просторы можно различить два их типа:
Поверхностные:
- Погоня за модой. Стадный инстинкт очень глубоко сидит в личности подавляющего большинства даже взрослых, уже сформировавшихся людей, что и говорить о подростках, для которых любое мнение о них является почти фатальной информацией.
- Интерес к новому. Эта причина вполне понятна, она обусловлена нормальным человеческим стремлением к познанию и развитию.
- Расширение границ общения. Возможность знакомиться и общаться, несмотря на географические рамки, весьма привлекательна для большинства людей, особенно подростков, которые активно ищут друзей, способных понять и разделить их переживания.
Глубинные:
- Бегство от реальности. Подросток – человек в процессе поиска своего места в мире. Часто, если он не в состоянии удовлетворить все требования, предъявляемые ему, то он пытается создать вокруг себя мир, который бы его принял. А в социальных сетях для этих целей весьма подходящая почва: там легко придумать нового себя.
- Поиск или неприятие своего «Я». Эта причина очень схожа с первой. Поиск себя – дело вполне нормальное и полезное при условии, что человек, в итоге, понимает и принимает себя, но вот если этого не происходит, то многие создают себе фейковые страницы, часто не одну, и пытаются жить и мыслить, как выдуманный персонаж.
- Организация личного пространства.
Многие родители настолько боятся за своих детей, что стараются полностью контролировать все их действия. Таким образом, единственным защищенным от вмешательства взрослых ресурсом становится страница в социальной сети. Несмотря на причины возникновения интереса к социальной сети, влияние её на формирование личности и, следовательно, поведение подростка совсем неоднозначно. Здесь стоит сказать об отрицательном и положительном влиянии социальных сетей на подростка.
Отрицательное влияние:
- Не всякое общение становится для ребенка положительным. Очень часто в открытом доступе можно встретить то, что будет являться губительным для детской психики. Общаясь в социальных сетях, подросток начинает присоединяться к разным группам, может познакомиться с представителями различных субкультур. Так как дети более легко входят в доверии и подаются влиянию неких идеалов, то всё может закончиться достаточно печально для неустойчивой психики.
- Еще одна негативная сторона общения подростков в социальных сетях — ограничение коммуникативных возможностей в реальном мире. Часто подростки, привыкшие знакомиться в Интернете, испытывают проблемы во время реальных знакомств.
- Также дети считают, что в Интернете они могут выбрать для себя любую роль. Тут и начинается: попытки сделать себя лучше, красивее, выставление себя не таким, какой ты есть на самом деле.
- Виртуальное общение лишает подростков некоторой искренности живого. Отсутствие физического и зрительного контакта позволяет ребенку раскрепоститься, что не всегда заканчивается хорошо.
- Несмотря на рост популярности социальных сетей, не каждый подросток умеет правильно ими пользоваться.
- Стесненная поза, сидячее положение в течение длительного времени.
- Сидя за компьютером, человек вынужден принять определенное положение, и не изменять его до конца работы.
- Утомление глаз, нагрузка на зрение
- Именно из-за нагрузки на зрение через непродолжительное время у людей возникает головная боль и головокружение. Если работать на компьютере достаточно долго, то зрительное переутомление может привести к устойчивому снижению зрения.
- Стресс при потере информации.
- Если компьютер «зависает», теряется важная и полезная информация, замедляется работа компьютера, то это может вызвать нервозность, повышение давления, ухудшение сна.
- Зависимость от виртуального мира.
- Самая распространенная проблема.
- Общедоступность информации.
- Пользователи с легкостью добавляют информацию о себе, чем и могут воспользоваться заинтересованные в этом люди.
- Психические расстройства.
- При проблемах в реальной жизни, общении с другими людьми человек ищет то, что ему не хватает в жизни. Поэтому порой он погружается в компьютерный мир полностью, забывая про реальный мир.
Положительное влияние:
- Возможность самореализации путем создания различных тематических блогов, имеющих популярность среди подростоков. Естественно, если будет
прирост аудитории.
- Исходя из первого пункта, у подростка может появиться возможность зарабатывать на своём блоге, благодаря рекламированию других пользователей.
- Найти себе друзей, знакомых одноклассников
- Поиск в социальных сетях единомышленников. Есть немало важных и нужных групп, где люди могут обмениваться накопленным опытом или просто своими взглядами на жизнь.
- Большая база данных видео файлов, музыкальных файлов, среди которых можно найти редкие или нужные экземпляры. Очень часто требуется при создании проектов в школе.
- Самообразование. На данный момент существует много групп, сообществ, чатов и сайтов, внутри которых люди решают тесты, находят нужную информацию для подготовки к ЕГЭ, находят более опытных наставников. Как можно заметить, минусов много, но и наличие плюсов даёт надежду, что социальные сети – это не всегда плохо.
Проблемы социализации личности подростка
Проблема социализации личности, остается актуальной по сей день. Процессы, происходящие в любых сферах общественной жизни, оказывают влияние на личность, его жизненное пространство, внутреннее состояние. Как отмечает С.Л. Рубинштейн, личность это «… не только то или иное состояние, но процесс, в ходе которого внутренние условия изменяются, а с их изменением изменяются и возможности воздействия на индивида путем изменения внешних условий». В связи с этим условия социализации личности, претерпевая существенные изменения, вызывают столь же интенсивные изменения в формируемой личности. Современный человек находится под постоянным воздействием множества факторов: как техногенных, так и имеющих социальное происхождение, вызывающих ухудшение его здоровья. Физическое здоровье личности неразрывно связано с психическим. Последнее в свою очередь связано с потребностью человека в самовыражении, т.е. заключает в себе ту сферу жизни, которую мы называем социальной. Человек реализует себя в обществе только в том случае, если он имеет достаточный уровень психической энергии, определяющий его работоспособность, и в то же время достаточную пластичность, гармоничность психики, позволяющую адаптироваться к обществу, быть адекватным его требованиям.
Психическое здоровье является необходимым условием успешной социализации личности.
Успешность социализации оценивается по трем основным показателям:
- человек реагирует на другого человека, как на равного себе;
- человек признает существование норм в отношениях между людьми;
- человек признает необходимую меру одиночества и относительную зависимость от других людей, то есть между параметрами «одинокий» и «зависимый» существует определенная гармония.
Несомненно, в правильной социализации подростка играет большую роль то, как он сам воспринимает окружающий его мир. У каждого из нас среди органов чувств есть ведущий, который быстрее и чаще остальных реагирует на сигналы и раздражители внешней среды. Сходство типов может способствовать любви, несовпадение порождает конфликты и недоразумения. Если мы будем знать к какому типу относятся подростки,
будет легче донести до них информацию и понять, что они хотят сказать нам. Например, как люди с определенным видом восприятия узнают, что их кто-то любит?
Как показывают результаты исследований последних лет, детей с нарушениями в поведении, отклонениями в личностном развитии не становится меньше, несмотря на существование развернутой сети психологических служб (Е.О. Смирнова, И.В. Дубровина, Р.В. Овчарова, Л.Г. Татарникова, О.В. Хухлаева). Так сохраняет свою практическую значимость проблема агрессии в подростковой среде. Другой проблемой, вызывающей тревогу общественности, является нарушение подростками социальных норм и правил, нежелание им подчиняться. Это уже само по
себе является проявлением нарушения процесса социализации. Также проблемой современного общества становится возрастание случаев суицида среди детской популяции. Масштаб проблемы намного шире, чем это кажется на первый взгляд. Ведь обычно статистика включает в себя реализованные попытки ухода из жизни,
но еще большее количество людей со склонностью к суицидальному поведению (А. Г. Амбрумова).
Отсюда истоки такой социальной проблемы, как переживание одиночества среди молодежи. Если несколько десятилетий назад проблема одиночества считалась проблемой пожилого человека, то сегодня ее возрастной порог резко снизился. Определенный процент одиноких людей наблюдается и среди студенческой молодежи. Отметим, что у одиноких людей минимальны социальные контакты, их личные связи с другими людьми, как правило, либо ограничены, либо совсем отсутствуют.
Влияние социальных сетей на жизнь современных подростков. Обобщение
В самом деле, чрезмерное пользование социальными сетями оказывает негативное влияние на подростков и затрудняет их социальную адаптацию. Существует связь между особенностями личностей подростков и продолжительностью пользования социальными сетями.