Найти тему

История медали с надписью «За храбрость».

В ночь на 21 Февраля 1877 года партия вооруженных контрабандиров на 10 санях, прорвавшись из Пруссии в разъезде кордона Петрикайцы 1 отдела (на 1 линии), наткнулась близ границе на пеший пограничный секрет, состоявший из унтер-офицера Кудлая и трех рядовых. Ha окрик секрета контрабандиры остановились, сделали по нему залп из ружей и, пользуясь огромным численным превосходством, бросились на нижних чинов. В происшедшей затем рукопашной схватке, унтер-офицер Кудлай, обливаясь кровью от полученной в голову раны, ударами штыка положил на месте двух злоумышленников и своим молодецким примером настолько воодушевил своих товарищей, что все они с редким мужеством выдержали неравный бой до прибытия на тревогу помощи, при содействии которой задержаны 5 саней с товаром и один провозитель. Раненые же и убитые контрабандиры были положены своими товарищами на остальные сани, успевшие обратно скрыться за пограничную черту, откуда злоумышленники поддерживали некоторое время огонь по нашим людям, не причинив никому вреда.

Задержанная контрабанда оценена в 418 р. 90 к., a полученная Кудлаем рана, по заключению врача, хотя и серьезна, но не представляла опасности для его жизни.

Государь Император, по доведении г. министром финансов до сведения Его Величества об означенных подвигах нижних чинов, в 29 день апреля 1877 года Всемилостивейше соизволил наградить: унтер-офицера Макара Матюшенко вновь установляемыми для нижних чинов Погр. Стр. взамен знака отличия военного ордена серебряной медалью большого размера, с надписью: «за храбрость», для ношения на шее, на Георгиевской ленте, a младшего вахмистра Василия Ефремова и унтер-офицеров Василия Аносова и Акима Кудлая такими же медалями меньшего размера, для ношения в петлице на Георгиевской ленте: на представленной же г. министром финансов записке, с подробным описанием подвигов помянутых нижних чинов, Его Величество собственноручно изволил начертать: «молодцы».


История учреждения медалей с надписью за храбрость вышла следующим образом: министр финансов статс-секретарь Рейтерн 13 апреля 1877 года представил Государю Императору следующее:
«Охранение пределов Государства от водворения контрабанды и вообще надзор за границей от нарушителей оной разными злоумышленниками требует со стороны Пограничной Стражи не только неусыпной бдительности и постоянной энергии, но тaк же особого мужества и самоотвержения, так как контрабандиры, получая весьма значительные выгоды от своего промысла и от содействия другим злоумышленникам, не стесняются в выборе средств и для успешного достижения своих целей переходят границу большей частью напролом, вооруженными партиями, даже в последнее время в 15 и до 50 человек, против которых Пограничная Стража в редких случаях может сосредоточить всего лишь человек 10; обыкновенно же ей приходиться бороться е неприятелем, превышающим ее силы в 5, 10 и более раз.

Исполняя свои обязанности всегда добросовестно, по долгу присяги, некоторые чины Пограничной Стражи поплатились при этом жизнью, многие же получили более или менее тяжкие раны и увечья, лишившие их возможности продолжать службу, a вместе с тем и средств для дальнейшего их существования.

В награду за оказанные при стычках с контрабандирами мужество и распорядительность некоторым офицерам Всемилостивейшее пожалованы ордена с мечами, a получающие раны и увечья поступают, подобно раненым в сражениях, под покровительство Комитета o раненых. Что же касается собственно нижних чинов Пограничной Стражи, оказавших такие же подвиги храбрости, то награждение их за это до настоящего времени ограничивалось денежными выдачами, размер которых определялся, согласно правилам Таможенного устава, пропорцианально стоимости отбитой контрабанды, и лишь в 1875 году двое рядовых: Таурогенской бригады Пограничной Стражи Матюшенко и 114 пехотного Новоторжского полка Юкс, отличившиеся в бою с вооруженными контрабандирами, удостоились Всемилостивейшего награждения знаком отличия Военного ордена 4 степени.

Похвальное поведение названных нижних чинов не составляет единичных, исключительных случаев из служебной деятельности Пограничной Стражи. He менее достойны внимания и следующие, изложенные выше подробно, a именно:
1) Командира II отдела Таурогенской бригады подполковника Куницкого, 2) младшего вахмистра той же бригады Василия Ефремова, 3) объездчиков той же бригады Макара Матюшенко и Василия Аносова, и 4) унтер-офицера Акима Кудлая.
Хотя приведенные примеры вооруженных стычек Пограничной Стражи с контрабандирами и не составляют, в буквальном смысле, действий против военного неприятеля но, тем не менее, оказываемые при этом чинами оной, подвиги храбрости и мужества следовало бы относить к отличиям вполне боевым, на том уже основании, что офицеры и нижние чины в этих делах получают тяжелые раны и увечья и даже лишаются жизни. Военный министр, мнение которого по сему вопросу запрашивало министерство финансов, по предварительном рассмотрении препровожденных к нему подробных описаний вышеизложенных случаев столкновений Пограничной Стражи с контрабандирами, дал отзыв, что и военное министерство, с своей стороны, находит, что означенные подвиги, по самому существу и справедливости, должны быть отнесены к отличиям боевым, т.е. к отличиям, дающим право на военную награду, при чем генерал-адъютант Милютин выразил мнение, что подполковник Куницкий заслуживает награждения орденом с мечами, a все нижние чины знаком отличия военного ордена.

Принимая засим в соображение, во-первых, что, с установлением уплаты таможенных пошлин золотой монетой, попытки контрабандиров на усиленный ввоз контрабанды должны были увеличиться, a между тем, при последних финансовых и политических обстоятельствах, едва ли оказалось бы возможным принять в скором времени меры к усилению состава Пограничной Стражи, так что успешный надзор за границей становился, некоторым образом, в зависимость от большего или меньшего усердия и добросовестного исполнения своих трудных обязанностей отдельно каждым офицером и нижним чином и, во-вторых, что выдача постоянных денежных наград за отличия, совершенные с опасностью жизни, не составляет такого поощрения. которое могло бы возбудить дух соревнования между воинскими чинами, министр финансов признавал, при данных обстоятельствах, не только полезным, но и крайне необходимым, за подвиги храбрости и самоотверженности оказываемые чинами Пограничной Стражи при вооруженных столкновениях с контрабандирами, награждать, как за отличия боевые.

Основываясь на мнении генерал-адъютанта Милютина, министр финансов o вышеизложенном представил на Высочайшее воззрение и вместе с тем всеподданнейше ходатайствовал o Всемилостивейшем пожаловании нижепоименованным лицам, за оказанную ими храбрость в делах с вооруженными контрабандирами, следующих наград: подполковнику Куницкому— орден Св. Станислава 2 ст. с мечами, a нижним чинам Таурогенской бригады: унтер-офицеру Макару Матюшенке, уже имеющему знак отличия Военного ордена 4 ст., такой же знак отличия 3 степени, вахмистру Василию Ефремову и унтер-офицерам: Василию Аносову и Акиму Кудлаю знак отличия Военного ордена 4 степени».
Ha подлинном докладе собственной Государя Император Александра II рукой начертано: «Согласен. Ho нижним чинам дать вместо знаков военного ордена, медали серебряные за храбрость на Георгиевской ленте, что принять за правило и впредь». (Всенод. докл. М. Ф. 13 апреля 1877 г. Пр. М. Ф. по Пограничной Страже №17—1877 г.)

Во исполнении такого Высочайшего повеления подполковник Куницкий награжден орденом св. Станислава 2й ст. «с мечами»; что же касается награждения нижних чинов, то имея в виду, что по существовавшим в то время законоположениям o серебряных медалях с надписью за храбрость на Георгиевской ленте, медали эти установлены были двух степеней для ношения на шее и в петлице и жаловались только азиатцам, не имеющим офицерских чинов, за службу в милициях, и притом не в порядке постепенности, a смотря по подвигам, министр финансов статс-секретарь Рейтерн находил:

1) Вахмистра Ефремова и унтер-офицеров Аносова и Кудлая наградить серебряными медалями меньшего размера, с надписью «за храбрость», для ношения в петлице на Георгиевской ленте; унтер-офицера же Макара Матюшенко, как имеющего уже знак отличия Военного ордена 4 степени, Всемилостивейшее пожалованный ему 6 марта 1875 г., за оказанную им храбрость в деле с контрабандирами, такою же медалью большего размера, для ношения на шее на Георгиевской же ленте.
и 2) Для установления на будущее время порядка награждения сими медалями нижних чинов Пограничной Стражи за отличия в стычках с контрабандирами составить подробные правила, которые и поднести на Высочайшее утверждение.
Ha подлинном по этому поводу всеподданнейшем докладе рукою министра финансов написано:

«Правила эти Высочайше повелено составить по соглашении с военным министерством и Капитулом императорских орденов , приняв 4 степени в подобных наградах: медали для ношения в петлице серебряные: 1) без банта, 2) с бантом и золотые также в петлице 3) без банта и 4) с бантом. Повелено также обсудить вопрос o пенсиях, которые можно бы производить этим медалям. С.Петербург 29 Апреля 1877 г.». (Всепод. докл. М. Ф. 29 апреля 1877 г.).

Вследствие сего Государь Император, по всеподданнейшему докладу за г. министра финансов товарища министра сенатора Гирса, в 19 день января 1879 года, Высочайше повелеть соизволил: нижепоименованным нижним чинам Таурогенской бригады, награжденным 29 апреля 1877 года, за отличия в делах с вооруженными контрабандирами, медалями с надписью: «за храбрость» унтер-офицеру Макару Матюшенке, пожалованному медалью большого размера, для ношения на шее, и вахмистру Василию Ефремову и унтер-офицерам Василию Аносову и Акиму Кудлаю, награжденных такими же медалями меньшего размера, для ношения в петлице, присвоить преимущества, предоставленные, на основании Высочайше утвержденного 3 августа 1878 г. Устава, чинам, награжденным за боевые отличия, при исполнении обязанностей пограничной службы, медалями на Георгиевской ленте, с надписью «за храбрость», приравняв: унтер-офицера Матюшенко к лицам, имеющим означенную медаль 3 ст., a остальных трех названных нижних чинов к пожалованным этой же медалью 4 ст. (Прик. М. Ф. по Пограничной Стражи 1879 г. №3).