Найти в Дзене
Valery Larionov

Историческая велопрогулка по Москве

Вы наверное удивитесь, но велосипеды в Москве были всегда. Только в каждый период времени они ценились и использовались по-разному. Постараюсь показать вам всю коллекцию, что я собрал начиная с конца 19 века до наших дней. Осторожно, фотографий очень много 🙂 Все исторические фото взяты с сайта pastvu.com

1890-е гг.:

Пикник Московского клуба велосипедистов в Алтуфьево 1896 год. На велосипедах ездили как мужчины, так и девушки. На фото можно заметить 2 типа велосипеда — с обычной рамой для сударей и с низкой рамой для сударынь.

-2

Серпуховская застава 1896 год.

-3

Циклодром Московского кружка велосипедной езды в Сокольниках 1897 год. Тогда там располагался большой велотрек, очень популярный в те годы.

-4
-5

1900-е гг.:

1902 г. Старт велогонок на Войковской. Нынче Ленинградское ш., 21.

-6

Перенесемся в город. 1902 год. Старая Басманная, 38/2

-7

В журнале «Циклист» от 1903 года рассказывалось о двух гонках, проходивших 6 и 15 августа 1903 года.

Обе гонки начинались у знаменитой кофейной «Циклист», упомянутой во многих краеведческих книгах, а заканчивались, первая гонка в Серебряном бору, где вручались призы победителям, а вторая там же, где и начиналась. О последней журнал сообщает — По окончании гонок раздача призов происходит в кафе «Циклист».

Кофейня, по известным данным, располагалась в районе современной станции метро Аэропорт. Эта фотография подписана как «Поилец-кормилец» московских велосипедистов П.М. Анахов.

Кофейня, по известным данным, располагалась в районе современной станции метро Аэропорт. Эта фотография подписана как «Поилец-кормилец» московских велосипедистов П.М. Анахов.

-8

Поильцем и кормильцем его прозвали потому что именно у него участники первой гонки финишировали, а во второй делали остановку, чтобы поехать обратно в кафе «Циклист». Как вы могли заметить, ее участники передвигались на моторизированных велосипедах.

-9

Тут же была и велосипедная мастерская, а возможно и прокат велосипедов.

-10

Шлагбаум на маршруте гонки.

-11

В 1915 г. у кафе «Циклист» также состоялся финиш велогонки Тверь-Москва.

-12

Источник: stapelia2784

1909 год. Шаболовка, двор Варваринского сиротского приюта.

-13

1910-е гг.:

Мастерская завода «Дукс». 1902–1917 гг. Тверская застава. Хотел бы я в такой мастерской побывать.

-14

1911 г. Вело-моторист в Серебряном бору

-15

1911 г. Кузнецкий мост от Неглинной улицы к Петровке.

-16

Сейчас на месте заведения A la Toilette располагается известный бар Камчатка, куда нынче любят заезжать московские фиксеры.

-17

1913 г. Девичье поле. Эта фотография интересна тем, что ее сделал известный архитектор и инженер В.Г. Шухов. Слева стоит его сын.

-18

1910–14 гг. А это, вы не поверите, велоаллея или иначе говоря велодорожка, открытая в 1898 г., на Петербургском шоссе, тянувшаяся от Тверской заставы до современной станции метро Аэропорт

-19

1920-е гг.:

1920 г. «Моран-Парасоль» на Ходынском поле.

-20

Ходынское поле 1922 г.

В этот день 1 мая 1922 года была открыта авиалиния между Москвой и Кенигсбергом. Выполнялись полеты германско-русским обществом воздушных сообщений «Дерулюфт».

Велики очень модные. Особенно радует сеточка на заднем колесе, чтобы защитить женскую юбку от попадания в колесо во время движения.

-21

Тут пошла военная тема. Тогда велосипеды называли самокатами, а велосипедистов самокатчиками. Это самокатчики первого отдельного полка войск ГПУ, 1922 г. Тогда зима еще никого не смущала.

-22

1924 г. Самокатчики на параде на Красной площади

-23

Дальше время близилось к войне, фотографий 30-х годов мне найти не удалось, да и от 40-х годов только одна фотография. Однако стоит отметить, что после этого времени на велосипедах начинают ездить дети.

1948–1949 год. Владыкино — Отрадное.

-24

1950-е гг.:

1953 г. В цехе сборки велосипедов на автомобильном заводе им. Сталина

-25

1954 год. Заметьте, у велосипеда есть номер.

-26

1954 г. Борисовские пруды.

-27

1954 г. Измайлово, 15-я парковая ул. Сейчас ничего этого нет.

-28

1954 г. Завод «ЗИС».

-29

1956 г. Дождь на улице Горького, нынче Тверская ул. В красном здании сейчас находится мэрия Москвы, где сидит Собянин. Наверняка велик у этого парня с того самого завода из фото выше.

-30

1957 г. Спортсмены в ожидании заездов.

-31

1957 г. 3-я Черемушкинская (Кедрова) ул., д.5, корп.4

-32

1959 г. У входа на стадион «Машиностроитель»

-33

1960-е гг.:

Красные ворота.

-34

1961 г. Встреча Гагарина на Красной площади.

-35

1961 г. Сокольники

-36

1961 г. Пречистинка.

-37

1961 г. Владыкино, «Шестой» магазин (Нововладыкинский проезд, дом 19)

-38

1962 г. Велосипед ХВЗ «Спорт». Тогда еще можно было спокойно переходить Моховую ул. и ездить в обе стороны.

-39

1962 г. Набережная ул. (бывшая)

-40

1963 г. На Котельнической набережной. Тогда велосипед орленок выпускался Шяуляйским велосипедно-моторным заводом (ШВМЗ) «Vairas» в Литовской ССР.

-41

Трубная площадь. 1963 г. Снова ребенок.

-42

1961–1968 гг. Дом на набережной. Зима — велосипеду не помеха.

-43

1963–1964 гг.

В те годы практически все дети катались именно на таких велосипедах марки Ветерок, на смену которым пришли трехколесные Бабочки. На фото детский велопробег во дворе дома 3/2, корп. 1 по Ботанической улице в районе Марфино.
-44

1964 г. Вид на двор дома №7 по Мароновскому переулку.

-45

1965–1969 гг. Покровское-Стрешнево. Наконец кто-то из взрослых на велосипеде.

-46

1968 г. Лосиный остров, 103 км МКАД. Да, когда-то он был таким маленьким и тихим.

-47

1969–1970 гг. Район Сокол

-48

Конец 60-х. Красноармейская ул.

-49

1970-е гг.:

1972 г. Карамышевская набережная, Хорошево-Мневники.

-50

1974 г. Русаковская улица.

Внутри квартала трёхэтажных «показательных домов» для рабочих, построенных в 1925–1930 гг. по проекту Бориса Иофана.
-51

1975 г. Студеный проезд

-52

1976 г. Кузьминки

-53

1974–1980 гг. Велосипед «Орленок» Одинцово, Советская улица

-54

1980-е гг.:

1980 г. Возле ИМЭМО

-55

1980 г. Ул. Черняховского 6

-56

15 мая 1981 г. Улица Подольских курсантов, м. Пражская

Мне на день рождения подарили велосипед
-57

1982 г. Дорога от Архангельского, выезд с поселка Городище

-58

1985 г. Где-то на реке

-59

1985 г. Ярославское шоссе, 133

-60

1986 Стартовая ул, Лосиноостровский район

-61

1986 г. Левобережное

-62

1988 г. У Бородинского моста. CycleChic

-63

1989 г. Теплый Стан

-64

1989г. м. Войковская, 4-ый Новоподмосковный пер.

Человек на велосипеде — Заслуженный учитель РСФСР
-65

Июнь 1989г., двор дома 1к1 по Борисовскому проезду.

-66

1990-е гг.:

1991 г. На остановке 12-го автобуса «Ул. Фонвизина»

-67

1993 г. Битцевский КСК

-68

1994 г. Красносельский тупик, дом 5

-69

1995 г. Перед детским городком в парке Сокольники

-70

1999 г. Ангелов переулок

-71

1999 г. Марьина роща

-72

2000-е гг.:

Примерно в 2007 году в Москве зародилось fixed gear движение, собравшее вокруг себя владельцев велосипедов с фиксированной передачей. Велосипеды трековые, а значит у них одна скорость и нет тормозов.

Велосипеды эти начали светиться много где — шоссейные и трековые велосипеды стали настоящим объектом дизайна в середине восьмидесятых, когда был глобальный велосипедный бум. Потом, в двухтысячных, велосипеды с фиксированной передачей стали появляться во всех молодежных медиа. На них начали кататься дизайнеры, музыканты, актеры, то есть все кумиры молодежи. И по всем этим каналам информация о них распространялась очень быстро. Это было в середине двухтысячных — момент, который считается новым резким подъемом популярности фиксов. То есть катаются люди с восьмидесятых — курьеры там и прочие, но такая глобальная мода началась уже в двухтысячных.— furfur.me
-73

Фиксеры на крыше Олимпийского

-74

2010-е гг.:

В 2012 году в Москве впервые проходит масштабный велопарад Let’s bike it!, собравший около 5000 человек. С этого момента летний велопарад становится ежегодным событием, собирающим все больше и больше участников.

-75

В 2013 году в Москве впервые появляется городской велопрокат Velobike.

-76

В июле 2013 в Сокольниках проходит первый исторический велопробег Андрея Мятиева.

Идея: реконструировать ряд реальных образов велосипедистов в большом городе ХХ века, показать, как двухколесные средства передвижения вписывались в городской пейзаж и социум. Основное требование к участникам — гармония образа и соответствие веломашины одежде и аксессуарам.
Цель: привлечь внимание общества к истории велосипеда и велосипедного дела, наглядно показать совместимость двухколесной машины с городским костюмом, вовлечь в ретровелодвижение больше интересующихся. Продемонстрировать, что велосипед — самое доступное транспортное ретро, что обладание такой машиной дает возможность участия в ретро-ралли и конкурсах элегантности, аналогичным автомобильным.
-77
-78

В сентябре 2013 года благоустроили Крымскую набережную, где вместо 4-х полос для машин сделали полноценную пешеходную набережную с велодорожкой. Крымская набережная сразу же стала одним из лучших примеров благоустройства в России.

-79

В 2014 году обновляется парк велопроката. Красные велосипеды перекрашиваются в синий цвет и уезжают в Санкт-Петербург. Им на смену приходит, наверное, один из лучших велопрокатов в мире. Удобная, надежная и современная система ежегодно бьет собственные рекорды использования, достигнув более 1 500 000 поездок за 2016 год.

-80

В 2015 году по всему городу устанавливают очень удобные велопарковки от Департамента Транспорта

-81

В июле 2015 года появляется первая велоинфраструктура в виде велополосы на Бульварном кольце.

-82

А чуть позже заканчивается реконструкция Неглинной улицы, где была построена первая велодорожка, отделенная физически от проезжей части, которая является на данный момент лучшим примером велосипедный инфраструктуры в Москве.

-83

В июле 2015 проходит первый ночной велопарад. Событие также становится ежегодным

В январе 2016 года прошел первый зимний велопарад при -15°, на который приехало больше 3000 человек

-84

В мае 2016 года проходит очередной Московский Велопарад, для которого было перекрыто всё Садовое кольцо. В нем приняло рекордное количество участников — более 40 тысяч человек. Садовое кольцо в прямом смысле замкнулось велосипедистами.

-85

В августе 2016 открываются первые станции электровелопроката Velobike

-86

В январе 2017 года, несмотря на волну критики разных скептиков, прошел второй зимний велопарад при -27°. Несмотря на сильный мороз, который выпал именно на этот день, приехало более 500 велосипедистов. Событие вызвало мировой резонанс, о нем написали в газетах многих стран — от самых северных до самых южных.

-87

В будущем 2018 году, благодаря стараниям команды Let’s bike it!, в Москву приедет Зимний велоконгресс — первое и единственное международное событие, посвященное зимнему велосипедизму. В 2017 году мероприятие принимал канадский Монреаль. В нём участвовало больше четырехсот человек из восьми стран мира с «настоящей» зимой, включая сотню спикеров. Главные темы велоконгресса — зимняя велоинфраструктура, стимулирование зимних поездок и все, что помогает разрушить стереотип о сезонности велотранспорта.

Велосипед является неотъемлемой частью жизни Москвы уже больше века. Начиная развиваться как транспортное и спортивное средство для взрослых, велосипед постепенно стал популярным средством досуга для детей и подростков в городе, но по-настоящему свою популярность велосипед набирает только сейчас не только как транспортное средство, как спорт, как способ путешествовать по городам и странам, но и становится настоящим образом жизни в городе.