Конфликт в художественном произведении отличается от конфликта в жизни. Это столкновение разных точек зрения, разных идеологий, каждая из которых предлагает герою нечто важное. Именно эта особенность делает конфликты в произведениях такими интересными. Читатель поневоле начинает задумываться: а что в подобной ситуации выбрал бы он сам? Когда все стороны конфликта кажутся разумными и адекватными, это усиливает эмоциональное вовлечение, а мир произведения становится более живым и интересным.
Конечно, межличностные конфликты в книгах тоже есть. Например, извечный конфликт отцов и детей, где противопоставляются семья и самовыражение, самореализация. Как между ними можно выбрать? И мы переживаем за героя, и думаем, а может ли он получить все?
Еще один вариант конфликта — глобальный. Человек и система, человек и общество. Герой произведения с подобным конфликтом — это некто выступающий против установленного порядка. Он может быть изгоем, а может и частью какой-то фракции или большой группы. Идеальными, на мой взгляд, примерами конфликтов такого рода являются «Люди икс» и «Халк».
В первом произведении мы прекрасно можем поставить себя на место всех участников противостояния: и мутантов-реформаторов, не желающих насилия; и радикалов обеих сторон — или фанатиков, или просто недоверчивых, озлобленных личностей. Большинство же, как мутантов, так и людей, просто хотят жить, ничего не боясь и ни от кого не скрываясь. И конфликт, где мы можем понять каждого, на первый взгляд кажется неразрешимым.
В «Халке» же нет фракций, здесь есть одинокий беглец, который также просто хочет жить, и он никому не желает зла. И тем не менее, он по-настоящему опасен для окружающих. Нам его жалко, но мы понимаем и тех, кто не хочет, чтобы он жил бок о бок с другими людьми.
И наконец, самый интересный тип конфликтов, без которого произведение с большой вероятностью будет поверхностным и плоским. Внутренние конфликты. Борьба человека с самим собой, его мотивация, его сомнения и терзания, метания между разными идеологиями и, в конце концов, его выбор. Этот тип конфликтов является следствием предыдущих, а также центральным звеном произведения. И именно этот тип конфликтов позволяет персонажам развиваться.