Красота - понятие субъективное, его никак нельзя уловить и загнать в рамки. Но существует и еще такая вещь как «мода», которая все время меняется и многим остается непонятной. Эти термины связаны между собой, но их не стоит считать одним целым.
Когда мы говорим о человеческой красоте, в первую очередь мы неосознанно думаем о красоте женской. Возможно, это оттого, что ее критерии больше всего подвергались и подвергаются изменениям. Но что же в мире мужчин? Неужели представлениям мужской красоте всегда были неизменны?
Конечно же, нет. И убедиться в этом можно на примере «Института мужской красоты».
Еще в конце 19 века особую популярность в России получило увлечение борьбой, тяжелой атлетикой и силовыми трюками. Поклонниками этого направления становились даже знаменитости того времени: Куприн, Шаляпин, Блок, Чехов, Гиляровский, Аверченко. В 1885 году был организован «Клуб любителей атлетики», или «Клуб Краевского» по имени врача, его создавшего. В его же квартире и проходили собрания и тренировки. Помимо снарядов там имелась даже ванна, в которой можно было искупаться после занятий. Все стены были увешаны фотографиями атлетов. Это дало толчок к развитию культуры мужского тела в стране.
В ноябре 1911 года в Петербурге, в недавно построенном Толстовском доме (в квартире номер 153, если быть конкретными) было открыто заведение для мужчин под названием «High lif's hall for physical culture», или «Институт красоты и культуры физического тела». Владельцем был доктор А.Л. Круазье.
Для горожан это стало почти сенсацией. Конечно, существовали «Кабинеты de beauty», но они предназначались исключительно для женщин. Мужской же клуб был встречен с интересом. Подкрепило внимание к этому фотографии Карла Буллы.
Незадолго до этого, в 1908 году, в Михайловском манеже состоялся Международный конкурс красоты мужского сложения. Публика восприняла это неоднозначно. В «Петербургской газете» писали: «Мужчины стали конкурировать с женщинами. Бывали конкурсы женской красоты. Появились конкурсы красоты мужского телосложения. При участии "профессионалов" и "любителей". Любителей чего? Демонстрировать свои телеса?». Участвовало в этом мероприятии 27 борцов, формой одежды было трико «короткое, без фуфайки». Заключение репортеры даже тоже критичное: «Публика осталась совершенно разочарованной. Такие конкурсы красоты можно устраивать ежедневно и даже ежечасно». При подсчете голосов мнения жюри разделились: художники посчитали, что любимец публики Мясоедов имеет «кривой бок» и отдали свои голоса участнику Кавсадзе, «обладавшему красивыми ногами и головой». Однако большинство все же поддержало Мясоедова.
Как видно на фото, даже спортивные мужчины тогда не соответствуют современным стандартам: нет ни кубиков, ни четко очерченных мышц.
Сам Круазье говорил, что главный дефект интеллигентного петербуржца - его животик: «Нигде нет такого большого количества мужчин с животиками, как в Петербурге. И странно и смешно, что некоторые гордятся своими животами, как когда-то русские бояре гордились своими длинными бородами». Также доктор отмечал, что в России мужчины почему-то почти равнодушны к спорту.
И именно для исправления этого «дефекта» доктор и открыл «Институт красоты». По интерьеру помещение напоминало спортивный зал. Там проходили процедуры с использованием горячей и холодной воды, пара, душа, массажа и, разумеется, гимнастики. Результат гарантировали за 26 уроков.
Журналисты продолжали иронично комментировать это учреждение: «Из рыхлой, отяжелевшей, толстой фигуры петербуржца предприимчивое учреждение будет производить Апполонов Бельведерских, и в самый кратчайший срок». Среди дам даже проводили опросы, в которых пытались выяснить, что же делает мужчин красивыми. Ответ был простым - «Мужчина должен быть джентельменом. В этом его красота».
А чуть позже прошел Всемирный чемпионат французской борьбы. Фотографии участников тогда появились в журнале «Сила и здоровье».
По фото, сделанным Карлом Буллой, в 1912 году провели еще один конкурс мужской красоты. Участникам не рекомендовалось надевать даже купальные костюмы и нижнее белье, чтобы «не изменять форму тела». Все кадры я использовать не могу, потому что многие из них могут восприниматься как эротические (что таковым, на самом деле, не было). Поучаствовать в конкурсе могли не только спортсмены, но и все молодые люди красивого телосложения. Первое место в нем занял любитель - барон Шварц, второе - чех Фриштенский. Общественность была возмущена, что приз не достался из главному любимцу - голландцу Ван-Рилю.
Много известных имен появилось как примеры идеала мужской красоты: Георгий Лурих, Карл Поспешил, Виктор Соловьев, Иван Заикин. Но самым известным, пожалуй, по сей день остается Иван Поддубный. Именно ему по праву принадлежит звание «русского богатыря». Человеком он был не только внешне одаренным, но и довольно суровым: во время борьбы мог перейти на простую драку, а однажды в Таганроге сцепился с другим борцом прямо на улице, да еще и побил полицейских, которые пытались их разнять. Но о личности Поддубного мы, пожалуй, поговорим как-то в другой раз.
В чем же значимость зародившейся в начале 20 века культуры? Именно благодаря «Институту» и этим конкурсам зародилось спортивное движение, ныне известное как бодибилдинг.