На прошедшей на днях в Нью-Йорке пресс-конференции в штаб-квартире ООН министр ИД России Сергей Лавров, назвав стратегическим для РФ международный транспортный коридор (МТК) «Север-Юг», заявил, что он будет проходить через Азербайджан и Иран «вплоть до Индии», тем самым «выключив» Армению из этой важной транспортно-логистической магистрали…
ТАКИМ ОБРАЗОМ, ПРАВИТЕЛЬСТВО АРМЕНИИ, ВДУМЧИВО И НЕ СПЕША СТРОЯ одноименную национальную автодорогу, которая могла бы стать звеном указанного международного коридора, и попутно пытаясь продвигать мертворожденный пашиняновский проект «Перекрестка мира» на фоне окончательно испортившихся отношений с Москвой, довело ситуацию до того, что наша страна более не рассматривается Россией как оптимальная часть указанного МТК.
Уяснив наконец, что шансы Армении подключиться к перспективному маршруту бесследно улетучились, правительство теперь пытается при поддержке Индии и Ирана втиснуться в создаваемый через иранский порт Чабахар транспортный коридор Персидский залив – Черное море, который проходит параллельно МТК «Север-Юг».
Операцией руководит министр экономики Армении Ваан Керобян, который, как показала практика, во многих случаях служит предвестником… провала проектов. Тем более, что собственных грузов у нашей страны в виду стагнации производственной базы «кот наплакал», а Россия, как указывалось выше, сегодня предпочитает направлять свой масштабный грузооборот в обход Армении.
Вот почему армянские власти теперь предпочитают не упоминать о российских (и в Россию) грузах, напирая на обеспечении бесшовной доставки товаров из индийского порта Мумбаи в Армению через иранский порт Чабахар и далее в Грузию и страны Евросоюза (и в обратном направлении).
Таким образом, набивший в виду многолетнего, по поводу и без, употребления оскомину тезис об Армении как о связующем бассейн Индийского океана и Персидский залив со странами ЕАЭС мосте разрушился буквально на глазах, хотя, будучи единственным членом евразийской «интеграционной пятерки» на Южном Кавказе, при достаточной гибкости наша страна имела наиболее предпочтительные шансы для этого. Теперь Армения собирается сыграть роль моста между Азией и Европой.
КАК НЕДАВНО СООБЩИЛ ВААН КЕРОБЯН, ТОРГОВЫЙ МАРШРУТ ЧЕРЕЗ ИРАН, связывающий Армению с Индией, планируется открыть к маю 2024 года. Напомним, что ранее замминистра иностранных дел Армении Мнацакан Сафарян говорил, что Армения надеется получить доступ к иранскому порту Чабахар не раньше конца 2024 года, но неизменно источающий оптимизм (при всех своих провалах и несбывшихся обещаниях) министр Керобян, так сказать, «повысил ставки».
В любом случае, какой бы международный коридор ни удалось проложить через Армению, для этого потребуется качественный автобан, пересекающий нашу страну с юга (граница с Ираном) до севера (граница с Грузией) – то, что и называется национальной автомагистралью «Север-Юг». Но правительство Пашиняна бездарно упустило драгоценное время, необходимое для строительства этой стратегической для нашей страны автострады, и сегодня еще только в лучшем случае объявляет либо готовится объявлять тендеры на строительство того или иного участка магистрали.
Использование же имеющейся старой автодороги в рамках коридора Персидский залив – Черное море вряд ли сильно соблазнит грузоперевозчиков активно воспользоваться этим маршрутом – протяженной дорогой с некачественным дорожным полотном. В лучшем случае Армению как транзитный маршрут предпочтут международные перевозчики ничтожной части грузов – и не более того. Что бы там ни обещал министр Керобян…
Подписывайтесь на наш канал!