В архиве "Дедушкиного сундука" много материала для спектаклей по сказам Бажова, разделила этот материал на две части и хочу сегодня показать вам одну из них, это карандашные наброски и часть эскизов.
..."В детстве пришлось мне три года провести в Полевском заводе. Было это чуть не полвека тому назад — в 1892–1895 годах.
Жили мы за рекой, почти у самой горы Думной, в небольшом домике, стоявшем на шлаковых отвалах.
Кругом было пустынно и безлюдно.
В той стороне, где теперь высятся многочисленные корпуса криолитового завода и соцгородка, виднелось лишь чуть всхолмленное поле старого Гумёшевского рудника, а за рудником и заводским поселком тянулись темно-синей полосой бесконечные хвойные леса…
Недалеко от нашего дома находилась заводская «дровяная площадь». Для ее охраны на горе Думной была поставлена будка с колоколом. Звон колокола по вечерам казался таинственным, и детское воображение рисовало и связывало с будкой всякие «страшные истории».
— Пойдем на гору сказки слушать, — пригласил меня один из первых моих полевских приятелей.
— Сказки?.. Что я, маленький?
— Пойдем! Сегодня на карауле дедушка Слышко стоит. Он занятно сказывает. Про девку — Азовку, про Полоза, про всякие земельные богатства…
В Полевском заводе тогда медеплавильное производство доживало свои последние дни. Переделочные цехи работали на слитках Северского завода, но тоже с большими перебоями. В этих условиях заводское население усиленно ударилось в поиски золота и хризолитов. Понятно, что это отражалось и в быту.
Об Азовке и Полозе, о кладоискательских приметах и всяких земельных богатствах мне уже не раз приходилось слышать. Но все это было как-то не по-настоящему, без начала, без конца. Послушать об этом заново показалось интересно. Пошел с товарищем на гору и с той поры стал самым ревностным слушателем дедушки Слышко.
Из игр потом вечерами выходил, чтобы не пропустить дежурства этого заводского сказителя.
Звали его Хмелинин Василий Алексеевич, но это лишь по заводским и волостным спискам. Для ребят он был «дедушка Слышко». У взрослых были для него еще два прозванья — Стаканчик и Протча, на которые старик откликался"...
П. П. Бажов. Из предисловия первого издания сборника уральских сказов "Малахитовая шкатулка", "У караулки на Думной горе".
Ниже 2 похожих наброска, внутреннее убранство русской избы, описание избы встречается иногда в сказах Бажова.
Легендарная Медная гора из сказов Павла Бажова находится в городе Полевской Свердловской области, на восточных склонах Среднего Урала.
«Несмотря на название, никакой горы нет и никогда не было. Медная гора – это Гумешевский медный рудник, вся медь находится глубоко-глубоко под землей», - из рассказа заведующей Историческим музеем города Полевской.
На Гумешевском руднике (в простонародье, Гумешках), добывали медь и одно из главных сокровищ Урала – малахит. Именно здесь нашли малахитовую глыбу массой почти три тонны. Ее полуторатонную часть Алексей Турчанинов подарил императрице Екатерине II в 1787 году.
..."Царица вышла в комнату-то, куда назначено. Глядит — никого нет. Царицыны наушницы и доводят — турчаниновска невеста всех в малахитову палату увела. Царица поворчала, конечно, — что за самовольство! Запотопывала ногами-то. Осердилась, значит, маленько. Приходит царица в палату малахитову. Все ей кланяются, а Танюшка стоит — не шевельнется.
Царица и кричит:
— Ну-ко, показывайте мне эту самовольницу — турчаниновску невесту!
Танюшка это услышала, вовсе брови свела, говорит барину:
— Это еще что придумал! Я велела мне царицу показать, а ты подстроил меня ей показывать. Опять обман! Видеть тебя больше не хочу! Получи свои камни!
С этим словом прислонилась к стенке малахитовой и растаяла. Только и осталось, что на стенке камни сверкают, как прилипли к тем местам, где голова была, шея, руки"...
П. П. Бажов «Малахитовая шкатулка».
Царские палаты с отделкой из уральского малахита
Ниже наброски эскизов для выступления танцевального коллектива "Трудовые резервы" им. А. П. Поличкина:
Вот на горе вытанцовывает Серебрянное копытце
А вот к горе ползёт змейка из танцоров, наверное это Золотой полоз
..."Ну, и принялся Данилушко за тот камень. Ни дня, ни ночи не знает. А Прокопьич помалкивает. Может, угомонится парень, как охотку стешит. Работа ходко идет. Низ камня отделал. Как есть, слышь-ко, куст дурмана. Листья широкие кучкой, зубчики, прожилки - все пришлось лучше нельзя, Прокопьич и то говорит - живой цветок-то, хоть рукой пощупать. Ну, как до верху дошел - тут заколодило. Стебелек выточил, боковые листики тонехоньки - как только держатся! Чашку, как у дурман-цветка, а не то... Не живой стал и красоту потерял. Данилушко тут и сна лишился. Сидит над этой своей чашей, придумывает, как бы поправить, лучше сделать. Прокопьич и другие мастера, кои заходили поглядеть, дивятся, - чего еще парню надо? Чашка вышла - никто такой не делывал, а ему неладно"...
П. П. Бажов "Каменный цветок".
..."Мать ты моя, да ведь это сама Хозяйка! Ее одежа-то. Как я сразу не приметил? Отвела глаза косой-то своей".
А одежа и верно такая, что другой на свете не найдешь. Из шелкового, слышь-ко, малахиту платье. Сорт такой бывает. Камень, а на глаз как шелк, хоть рукой погладить"...
П. П. Бажов "Медной горы хозяйка"
Обороты этих набросков и эскизов были чистые, без надписей и дат, их не показываю, кроме одного, последнего, где Хозяйка Медной горы, на нем изображен эскиз к какому-то спектаклю.
Возможно это наброски и эскизы к Ёлкам, возможно просто к спектаклям по мотивам сказов П. П. Бажова.
Благодарю за просмотр!
Недавно на моем канале вышла статья: "П. П. Бажов - 145 лет со дня рождения. Сказы П. Бажова в открытках 1960 г., художник А. Якобсон"
И ранее были выпущены статьи, посвященные моим деду и бабушке, дедушкина рукопись, в которой много эскизов, набросков, рисунков и рассказы о работе театрального художника, различные невыдуманные истории из жизни театра...
Смотрите в подборках:
Памяти близких посвящается
Дедушкина рукопись
Театральные истории
Телевидение
Ёлки
Ваша активность, лайки, комментарии и подписка очень помогут развитию канала. Буду благодарна за любую вашу реакцию на статью!