Чтобы ответить на такой вопрос и не свести все к фразе "каждому свое" - предлагаю попробовать понять, есть ли от театра вообще польза.
Рассматривать театр мы будем точно также как и любой другой вид искусства - в контексте деятельности, которая неразрывно связана с культурой, отражением современности = историей и большой долей свободы в самовыражении.
Последнее время замечаю, что из занятий юных императоров и императриц родители уделяют хоть какое-то внимание чтению (не равно литературе) или спорту и еще реже всему остальному - музыка, театр, изобразительное искусство, поэзия, история, этикет.
Все эти направления позволяют нам учиться мыслить шире, чем мы видим, находить идеи и черпать вдохновение не там, куда направлено наше внимание. Все мы знаем, как идеи по работе настигают нас в совершенно неожиданных местах. А те, кому особенно повезло - способны проводить параллели между беседами с детьми и квантовой физикой.
Качество же "контента" по таким направлениям, как и во всем в жизни, довольно разное. Есть какие-то общепринятые шедевры, есть понятие "массовой культуры", а есть то, что нравится только одному - автору 😁.
Посмотрев "Зеленую милю" или "Побег из Шоушенка" почти любой зритель найдет за что его полюбить. Но чем зритель начитаннее, образованнее, воспитаннее - тем больше интересных тезисов он вынесет из фильма для себя. Способность думать об увиденном еще какое-то время в целом прокачивает не каждый персонаж в нашей вселенной. Посмотрев "Список Шиндлера" можно на всю жизнь остаться с мыслями о недопустимости геноцида => недопустимости насилия => недопустимости унижения свободы другого человека => недопустимости даже словесной агрессии к другому человеку. Вопрос только в том, какое колесо ассоциаций закрутится в вашей голове и к каким вашим изменениям/действиям это приведет, вот что такое качественно рассказанная история.
Ключ к пониманию
Театр же использует другие способы повествования, которые учитывают ограниченность сцены, декораций, количества действующих лиц. Инструментом повествования является как наличие определенных декораций, так и их отсутствие. То самое "что хотел сказать автор?" очень часто выходит у зрителя на первый план. Как изворотливо показывают нам режиссеры на первый взгляд простые истории, вовлекая в нее все грани эмоций, всех участников процесса, взгляд со стороны, атмосферу, состояние.
Выходя с хорошего спектакля, например "Кроличья нора" (о смерти ребенка) ты выносишь для себя идеи не только о том, что смерть ребенка это трагедия для родителей, но и как важно ценить то, что имеешь, как важно быть ответственным и не навредить кому-то, как важно уметь любить и не закрываться от любимых и т.д. Чтобы вынести такое нужно постараться не только режиссеру, но и зрителю, ведь он должен понять все "ключи" в спектакле, все отсылки, все детали.
Развивая какие-то мысли после спектакля иногда озарение приходит спустя несколько дней "ах вот почему там все были так одеты". Сказанное прямо не всегда нужно воспринимать буквально, слова и картины формируют образы, которые отпечатываются у нас в голове, раскладываясь на категории. Абстракция, во всей ее красе.
К просмотру готовятся, изучают произведение, его автора, исторический период, в котором он творил или о котором он пишет, попробуйте хотя бы раз - можно запросто зависнуть не на один месяц.
Уточняйте на кассах в театре, какие спектакли особенные, чем характерны, какие комедии для женщин 40+ лучше избежать. Почти во всех театрах кассиры готовы предоставить вам гораздо больше информации об особенностях постановки, чем описание на сайте.
Отдых
Для большого количества людей театр это про отдых. Для меня это такая же ступень, как детективы Дарьи Донцовой, которые можно было когда-то почитать, но приходит время расти, именно естественным путем, а не потому что тебе сказали, что Донцова не для "серьезных умов".
Другое дело, что спектакли для отдыха из-за массового спроса отпугивают потенциального зрителя, может возникнуть стойкая ассоциация что театр - это такое место для женщин за 40, где много шуток ниже пояса. Ну как бэ прошлый век, мы понимаем же? Но в окружении часто не находится любителей, готовых развивать репертуар, насмотренность, говорить об увиденном, также как в школе и дома мы говорили о прочитанном.
Вред
Не знаю, может ли навредить плохой спектакль думающему человеку. Разве что испортить настроение ненадолго, но не более того.
Иногда встречаются исторические неточности или вырванные из контекста вещи, которые не знакомый с темой человек может понять неправильно. Но тут уже вопрос к нашей культурной и образовательной политике в стране, а не к конкретному режиссеру или произведению.
Никогда не слышала высказываний о бесполезности театра от образованных людей. А вот человек, который видит лишь то, что на поверхности - запросто может кричать на весь мир, что это напрасная трата времени и денег.
Если вам еще не нравится театр, значит вы еще не увидели "ваш" спектакль. Именно с первого яркого впечатления начинается интерес, все как с книгами.
Чтобы понять и полюбить театр нужно немного потрудиться.
Дайте ему второй шанс. А потом и третий. Он того стоит.