Где: парк “Зарядье”
Адрес: ул. Варварка, домовладение 6, стр. 1
До: 17 марта 2024
3 декабря 1941 года в блокадном Ленинграде от истощения умер художник-авангардист Павел Филонов.
Сестра художника (ее портрет перед вами) вспоминала: «Голод всё больше давал о себе знать. Уехать из Ленинграда мы не могли, имея у себя все картины, все рукописи брата и не имея сил отдать их на хранение… Неожиданно с фронта приехал Виктор Васильевич — муж нашей племянницы… Мы сказали, что уехать не можем, так как у нас на руках картины и рукописи брата. Когда же из дальнейшего разговора он узнал, что у нас нет сил донести картины до музея и нет никого, кто бы помог нам, и в этом весь вопрос, он сказал, что может помочь нам… Работы упакованы были так: один пакет с 379-ю работами и рукописями и второй — вал, на нём накатано 21 полотно. Когда мы поняли, что это может быть отнесено в музей и сейчас же, счастью нашему, радости не было границ. Он взял и понёс вал, а я, оказывается, пакет, в котором лежало 379 работ! Узнала я о том, что несла пакет, через двадцать пять лет. А в течение этих лет я была уверена, что пакет нёс кто-то, а я только шла с ними…До сих пор я не могу представить себя той поры, несущую эту тяжесть… Что же произошло? Неужели радость, что всё сделанное будет спасено, будет в музее, и мы можем наконец эвакуироваться, так как сестре становилось всё хуже, дала мне силы, но отняла память?..»
Спасенные картины, большая часть которых находится в Русском музее, экспонируются сейчас в Москве.
Жена художника Екатерина Серебрякова писала в своем дневнике “Еще нет такого критика, кто прочитал бы произведения, мысли и чувства П.Н.” Лучшего эпиграфа к выставке не найти. А лучшая иллюстрация – картина Филонова "Понятие “Смотреть и видеть”. Вы смотрите или видите? Авангард – искусство близкое далеко не всем.
В 1919 году Филонов назвал цикл своих картин “Ввод в Мирòвый расцвет”, обращаясь к слову “мiръ” как синониму “Вселенной”, подчеркивая, что с ударением на второй слог оно приобретает более широкий контекст.
Картины, в которых мы сегодня можем провести параллели с евангельскими сюжетами, во времена борьбы с религией, художник называл завуалировано. В “Крестьянской семье” читается сюжет “Святого семейства”, весьма вероятно, что темой картины “Коровницы” стало отречение от Иисуса апостола Петра (“..говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня”), а на картине “За столом” изображен момент, когда Иисус омывает ноги своим ученикам. “Трое за столом” – это сюжет “Троицы”.
Авангардисты стремились объединить искусство и науку, отразить в живописи новые открытия из разных областей знания. Филонов называл себя художником-исследователем, а свои - «формулами».
Картины с изображениями голов – это попытка расшифровать то, что скрыто от наших глаз.
Привожу для вас ленту картин с выставки, чтобы вы могли определиться, хотите ли вы ее посетить.
Друзья! Если обзор понравился, пишите комментарии и ставьте лайки (это очень мотивирует на новые статьи)
Подписывайтесь на мой Телеграмм-канал, чтобы не пропустить новые статьи. https://web.telegram.org/a/#-1001805823607
Ваша, Елена Сегал
Популяризатор искусства
#паркЗарядье #ПавелФилонов #выставкиМосквы #ХудожникМирóвогорасцвета #Шедевральныемаршруты