Найти тему
Яна Набокова

Свободное детское время

В школе мне было легко, потому что я аудиал до мозга костей. То есть, что слышу, то сразу же понимаю, запоминаю, переворачиваю страницу. С чтением тоже самое – потому что чтение – это тоже слышание, только говоришь ты сам себе. Поэтому уроки учились дома быстро, и у меня всегда было свободное время. 

Хочешь, читай, хочешь, рисуй, хочешь, вяжи крючком, хочешь, вышивай крестиком, хочешь, играй на пианинке.

Свободное время у ребёнка – свободное, не занятое уроками-кружками-секциями, не нейтрализованное гаджетами – это залог того, что здоровая мотивация зародится сама. В это конкретное время. Когда обязательное сделано, и школьное, и по дому, но ты ЕЩЁ НЕ УСТАЛ, и можно поделать что-то ещё. Та самая полезная скука.

Про устал. Дети очень уставшие. Сонные, с нарушенным режимом, с истощённой психикой. У них не только нет времени, у них и ресурса нет. Взрослое выгорание молодеет на глазах. 

Про друзей. Дело нужное. Это бесспорно. Все мы хотим дружить, играть, веселиться, болтать, вступаться за кого-то и бать рядом. Нормуль. Но не всё свободное время! Это важно. 

Если ребёнок растёт, и его жизнь состоит из пребывания в школе, помогания по дому (что сейчас редкость), домашек и гуляния с друзьями, то он обязательно вырастет, но вряд ли будет обладать ценным навыком самоорганизации и самодисциплины. И, возможно, понятия не будет иметь, чем интересным себя занять, да так, чтоб это было полезным, а со временем могло было даже монетизироваться.

Как правило, занятые дети вырастают в забеганных взрослых, которые потеряли себя, а на самом деле просто не успели найти. Ведь те самые сочные годы детства и отрочества, когда можно не спеша искать себя, у него на себя совсем не было времени.

Левка тоже аудиал, куда ему деваться. Ему легко. Дома в разы легче, чем в школе. Он устраивает перемены не через 45 минут, а когда выполнить кусок учёбы, например, решит несколько задач или прочитает текст на английском. Иногда это 15 минут дел, а иногда 60. В переменке он играет. Конструирует, мечтает, просто скачет. До окончания учёбы гаджеты недоступны. Мне бы очень хотелось, чтоб у всех детей была возможность заниматься своими детишковыми делишками, пока они дети.

Но дети не аудиалы, а, к примеру, визуалы или ещё круче, кинестеты, учащиеся в школе, вообще в беде. Мало того, что они почти весь день проводят в среде, где информацию доносят не через их ведущий канал восприятия, а она, конечно, из-за этого ускользает мимо мозга. Так ещё и дома надо то же самое на почти 

иностранном языке перемалывать повторно. Это сложно. Какое уж тут свободное время. 

Это я насмотрелась на детей в школе, где Лев занимается шахматами. Они там до 5 часов вечера. С 8-ми утра. Пришёл домой, поел, поучил уроки и снова здрасть. Один паренёк спал на парте, когда я пришла за Лёвкой. 

Взгрустнулось. Родители тех ребят меня не прочтут. Но прочтут другие. И, вероятно, присмотрятся к своим, есть ли у них это самое свободное время. Из которого, по-моему, и должно состоять детство хотя бы на чуточку.