Наверное, каждый из нас любит проводить время в разных соц. сетях. Феноменология такого пристрастия вызывает большой интерес: как праздный, так и практически направленный: как обратить заинтересованность соц. сетями себе на пользу?
По моему мнению, любая психологическая задача упирается в удовлетворение потребностей.
Поэтому для начала выделим потребности, которые мы удовлетворяем, сидя в соц. сетях:
1. Самопрезентация;
2. "Разгрузить голову";
3. Эскапизм (уйти от проблем);
4. Найти общение.
Рассмотрим каждую из них подробнее:
1. Потребность в самопрезентации.
Все мы любим положительное внимание и искренний интерес к своей персоне. В соц. сетях его получить, наверное, легче всего: можно и внешность скорректировать на фото, и текстом выдавать то, чему хочется соответствовать.
2. Потребность "разгрузить голову".
Когда занят любым трудом на протяжении нескольких часов подряд, всегда возникает желание "сменить пластинку". Если труд, в целом, нравится - то хотя бы временно переключиться на что-то ещё, чтобы потом к нему вернуться. А если не нравится, то - тем более: такое переключение воспринимается как вознаграждение в конце рабочего дня.
3. Эскапизм.
В жизни, наверное, всегда есть проблемы и неприятные задачи: иногда - нависающие, как грозовая туча и требующие скорого принятия решений, иногда - фоновые (не особо важные, но всё равно раздражающие своим наличием). И в работе проблемы и задачи, и в личной жизни, и дома - они всё время возникают по ходу любой деятельности, пусть мелкие, но скучные и тяготящие. Даже если и не делать ничего совсем, просто лежать - тоже проблема получится: будешь чувствовать себя плохо и закончатся деньги.
Быть реально продуктивным человеком и разруливать всё на ходу, чувствуя прилив мотивации и уверенности с каждой решенной задачей - по ресурсам плечу не каждому. Поэтому проще уйти в другую реальность: закрыть за собой дверь в кладовую, которую неохота разбирать (реальная жизнь) и очутиться в новом пространстве, где чисто, весело и интересно (соц. сети).
4. Поиск общения.
А интернете это проще, чем в реальной жизни: там и бывшие круги общения (одногруппники и одноклассники, например, которые могут увидеть, как вы сейчас живёте и выглядите), и потенциально новые знакомые. А в реальной жизни в плане общения может быть мало разнообразия: работа - дом - спортзал - магазин.
Таким образом, с выделения потребностей, заставляющих нас часы тратить на соц.сети начинается поиск более продуктивных путей их удовлетворения.
Об этом - в следующей статье.
А как много времени вы проводите в соц. сетях? Какие больше любите?
Автор: Чантурия Мария Сергеевна
Врач-психотерапевт, Семейный психотерапевт
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru