Найти в Дзене
Пристальный взгляд

Мандариновое процветание советской Грузии

...Что же роднит Эстонию и Грузию? Это две республики, с самым высоким уровнем жизни. Я не могу сказать, насколько корректны данные, приведенные здесь, но в Эстонской ССР в 1990 г. валовый региональный продукт на душу населения составлял $15,8 тыс., а потребление — $35,8 тыс. В Грузии цифры еще более красноречивы: производилось в 1990 г. товаров и услуг объемом $10,6 тыс. на человека, потребление же составило рекордную для Союза цифру в $41,9 тыс. Вот и получается, что два самых привилегированных субъекта Союза, получающих от него более всего, стремились покинуть «хлебное место» энергичнее других. Для сравнения: в РСФСР при подушевом ВРП в $17,5 тыс., потребление составило 11,8 тыс. на душу. Еще одна республика-донор – Белорусская ССР, где при производстве в размере $15,6 тыс. подушевое потребление составляло 12 тысяч.
Кто-то скажет, что государственная независимость в любом случае оказалась «рентабельнее», чем жизнь в совке и уровень жизни населения вырос. Для Грузии это совершено не
...Что же роднит Эстонию и Грузию? Это две республики, с самым высоким уровнем жизни. Я не могу сказать, насколько корректны данные, приведенные здесь, но в Эстонской ССР в 1990 г. валовый региональный продукт на душу населения составлял $15,8 тыс., а потребление — $35,8 тыс. В Грузии цифры еще более красноречивы: производилось в 1990 г. товаров и услуг объемом $10,6 тыс. на человека, потребление же составило рекордную для Союза цифру в $41,9 тыс. Вот и получается, что два самых привилегированных субъекта Союза, получающих от него более всего, стремились покинуть «хлебное место» энергичнее других. Для сравнения: в РСФСР при подушевом ВРП в $17,5 тыс., потребление составило 11,8 тыс. на душу. Еще одна республика-донор – Белорусская ССР, где при производстве в размере $15,6 тыс. подушевое потребление составляло 12 тысяч.

Кто-то скажет, что государственная независимость в любом случае оказалась «рентабельнее», чем жизнь в совке и уровень жизни населения вырос. Для Грузии это совершено не так, а что до Эстонии, то тут вопрос не так прост, как кажется. Дело в том, что Эстония сменила статус дотационной республики в составе Советского Союза на статус дотационного члена Союза, но уже Европейского. До сих пор значительная часть госбюджета формируется за счет подачек Брюсселя, а доходы домохозяйств во многом формируются из переводов от эстонских гастарбайтеров в Западной Европе. То есть экономически самодостаточным государством Эстония так и не стала при том, что добилась самого существенного прогресса в уровне жизни из всех постсоветских стран. Но в статусе она, конечно, сильно потеряла. Если в СССР эстонцы имели второй по величине показатель потребления после грузин, то в ЕС по этому показателю они на четвертом десятке лет самостийности несмотря на щедрые вливания из Центра занимают почетное шестое место… С КОНЦА. Потребительская способность населения Эстонии на 25% ниже среднеевропейского уровня (источник). Если же верить государственной статистике, то сегодня потребительские расходы на одного жителя Эстонии составляют чуть больше $10 тыс. в год. – более чем вдвое ниже, чем в Германии.
...
Но что касается Грузии, то я могу объяснить феномен ее сказочного богатства в советское время на живом, очень наглядном примере и, можно сказать, собственной шкуре. Хотя нет, на собственной шкуре я могу оценить лишь ее теперешнюю бедность.
Дворец в Дагве теперь выглядит примерно вот так
Дворец в Дагве теперь выглядит примерно вот так

Посмотрите на это фото и угадайте, что это за дворец? Это – сельский дом культуры в обычном селе Дагва (Дэгва) в Кобулетском муниципалитете Аджарии примерно в 8 км от моего дома. Не всякий областной центр мог похвастаться концертным залом на 600 мест, а тут такой в селе! И нет, он построен вовсе не на деньги, высосанные из депрессивной деревни российского Нечерноземья. Просто совхоз в здешних краях был богатый. Богатство же его объяснялось тем, что он специализировался на цитрусовых и чае, которые давали большую прибыль. Прибыль в плановой экономике нормировалась и распределялась заранее, но грузинские аграрии умудрялись получать и большие сверхприбыли. Эти средства нельзя было выплатить в виде «дивидендов», но можно было потратить на социальные проекты. Одним из них и стал этот ДК.

И он отнюдь не являл пример омертвленного капитала вроде олимпийских мегастроек в Сочи, которые приносят доходов меньше, чем дают прибыли. ДК в Дагве еще сам по себе приносил прибыль, потому что в нем при полном аншлаге регулярно давали концерты звезды первой величины. В сельских клубах Саратовской области они не выступали, а сюда ездить очень даже любили, поскольку билеты стоили дорого, а от размера кассовых сборов зависел и гонорар артистов. Местные крестьяне были настолько богатыми, что вполне могли себе позволить заплатить целковый за билет, а добирались к очагу культуры они на личных «Жигулях» или даже «Волгах». Не на «Нивах» и «УАЗиках», а на вполне себе городских машинах, поскольку дороги в горах были асфальтированы.

Возможно подобное стало благодаря монополии Грузии на чай, лимоны и мандарины. Сколько стоили мандарины в советском универсаме? Будучи товаром очень дефицитным, в 70-е годы новогодний фрукт стоил 1 рубль 30 копеек за кило, во второй половине 80-х цена доходила до трех рублей. Раньше мандарины вообще были роскошью и их вкушали в основном представители элиты. Продавались же они часто поштучно. Но в конце 60-х годов в СССР появились импортные марокканские мандарины, способствовавшие демократизации цен и росту их популярности. Вот этот спрос и удовлетворяла Грузия. Не скажу, сколько в тоннах поставлялось на прилавки, но в тех местах, где я живу, мандаринами засажены даже 60-градусные склоны гор, которые терассировались вручную, ибо никакая техника туда не заберется.

Мандарины местные жители – грузины и греки – выращивали в том числе на личном приусадебном участке. Совхозы выполняли и перевыполняли план, сдавая «оранжевое золото Аджарии» по госрасценкам, но они не в силах были насытить огромный советский рынок, поэтому конторы потребкооперации принимали мандарины и от частников. До сих пор местные старики ностаьгически вздыхают о тех временах, когда можно было получить 80 копеек за кило. На моем огороде более сотни деревьев, посаженных в 70-80-е годы, которые в хороший год дают порядка восьми тонн цитрусовых.

То есть по тем временам, когда средняя зарплата в СССР составляла 125 руб., я бы получил только за мандарины со своего приусадебного хозяйства более шести тысяч рублей. Да у генсека ЦК КПСС зарплата была меньше! А ведь я мог бы сдавать не только мандарины в декабре, и лимоны и апельсины в феврале, но еще и фундук в октябре (какие были цены тогда, мне выяснить не удалось, поскольку орех был еще большим дефицитом, чем цитрусовые) и хурму в ноябре. Насчет хурмы я помню, что в конце 80-х она у нас в Сибири подавалась только на рынке и стоила пять рублей за кило – дороже, чем мясо.

Так что, если кто-то хочет сказать, что Россия при совке кормила Грузию, обеспечивая той в четыре раза более высокий уровень потребления, будет в корне не прав. Строго формально теми же цитрусовыми именно Грузия кормила весь Союз. Просто грузинам повезло дважды – с субтропическим климатом и колоссальным рынком сбыта, они хорошо работали и хорошо зарабатывали на очень рентабельных культурах. Разумеется, не только на мандаринах, Грузия была еще и всесоюзной здравницей, как тогда говорили. Для многих советских граждан даже зимой попасть на водные курорты Цхалтубо было мечтой всей жизни. А уж элитная Пицунда – то вообще топчик. Туризм – это сфера услуг, а сфера услуг – черный нал. Поэтому не секрет, что в те годы даже взятки машинами давали за возможность трудоустройства в курортной отрасли – «инвестиции» отбивались с лихвой.

Но я не буду исследовать все отрасли грузинской экономики, а сконцентрируюсь именно на сельском хозяйстве. Чай – еще одна золотая жила. В советское время к грузинскому чаю было несколько скептическое отношение – мол, это говно для бедных – по вкусу, как заваренный веник, а уважающие себя люди пьют индийский чай. На самом деле в Аджарии производился не только чайный ширпотреб третьего сорта, но и элитные сорта чая, которые в том числе шли на экспорт. Что касается до знаменитого «индийского» со слоном на упаковке, то открою маленький секрет – этот продукт производился на фабриках, которые назывались чаеразвесочными и располагались по всей стране очень далеко от чайных плантаций. Странное это слово означало, что на них делался микс из импортного индийского чая и отечественного грузинского. Так что какой именно чай вы пили тогда – вопрос сложный. Чайная столица СССР – поселок Чакви (4 км от моего жилища), где работало то ли пять, то ли даже шесть чайных фабрик. Именно чайных, а не чаеразвесочных, на них непосредственно ферментировался чайный лист, производимый на окрестных плантациях еще с конца XIX столетия, а готовая продукция шла уже на чаеразвесочные фабрики, где и превращалась в чай «индийский».

Виноделие не было чисто грузинской монополией, но вино в сильно пьющем СССР всегда было в великом дефиците [?? пурга, пьющие пьют водку, а не вино]. Поэтому кахетинские виноделы имели очень широкие перспективы заработка как по месту официального трудоустройства, так и в частном, как говорится, порядке. И все это грузинское сельскохозяйственное чудо базировалось на закрытости советской экономики. Если у вас есть всего один регион производства цитрусовых и чая, рынок сбыта в 280 миллионов потребителей и отсутствие конкурентов, то производство гарантированно будет рентабельным и даже сверхприбыльным. Поэтому не удивляйтесь тому, что самый заурядный грузинский сельский дом не идет ни в какое сравнение с убогим деревянным жильем русского колхозника. Уважающий себя картвел-земледелец жил в 250-метровом двухэтажном каменном особняке с непременным капитальным гаражом и собственной винодельней в подвале. Доходы позволяли жить на широкую ногу. Поэтому когда мой друг-грузин травит байки о том, как он на выходные летал за 38 рублей в Москву кутить по ресторанам, потому что в его родном Батуми добыть в ресторане свободный столик можно было только по блату, то это совсем не байка, а чистая правда.

Вот эти шальные деньги и вскружили грузинам голову настолько, что они совершенно утеряли понимание природы экономики. Первый президент свободной Грузии Звиад Гамсахурдиа на митингах в конце 80-х годов нес дичайший бред о том, что только продажи знаменитой минералки «Боржоми» позволят полностью покрыть расходы госбюджета Грузии, если ее «не будут объедать русские оккупанты». И ведь ему совершенно искренне верили! Более того, считали, что стоит только Грузии отложиться от империи – за мандарины и чай с русских можно будет брать валютой. Ох, заживем – мечтали грузины – пересядем с «Жигулей» на «Мерседесы» и «Бентли».

Что же произошло в результате самовыпила Грузии из совка? Оказалось, что турецкие и египетские мандарины гораздо дешевле грузинских, если брать их по мировым (рыночным) ценам. Это обусловлено чисто климатическим фактором – в тропиках можно снимать два урожая в год и процессу сбора не угрожают декабрьские заморозки. А кому внутри Грузии нужны десятки тысяч тонн мандаринов? Их ведь еще, после того, как Абхазия отложилась и разобрала железную дорогу, доставить к постсоветскому новогоднему столу стало крайне сложно – это можно сделать только автотранспортом через перевал Верхний Ларс, который часто закрывают зимой из-за снегопадов. Разве что армяне охотно покупают резко подешевевшие мандарины. И то только потому, что с туркам они не дружат. Но армянский рынок – три миллиона ртов, а советский – 280 миллионов. Разница очевидна.

Итак, вот что рыночек порешал: сегодня сдать мандарины оптовикам можно по 40-50 тетри за кило, то есть около $0,15 (14 рублей). Фундук сдавали раньше по 7-8 лари, но теперь за счастье и за 4 сдать. Лично я даже не заморачиваюсь с орехами, собираю только пару мешков для собственного употребления. Все это делает выращивание мандаринов делом экономически бессмысленным. Не вырубают люди сады только потому, что рука не поднимается – старики еще помнят, как сдавали мандарины по 80 копеек, дарили сыновьям машина на совершеннолетие и летали на выходные в Москву гульнуть в кабаках. А молодежи в некогда сказочно зажиточных селах уже нет – все свалили работать в Европу или города. Греки бросили свои села и эмигрировали еще в 90-е.

Кунгуров

_____

"Россия при совке кормила Грузию", потому что сверхдоходы, получаемые из-за монопольного положения, должны облагаться сверх-налогами. Принцип соц-ма - оплата по труду, т.е. равная оплата за равный труд, который в данном случае (как и во множестве других) вопиющим образом нарушался.

Почему же так происходило?

1) из-за сознательного благоволения центральных властей именно к этому региону? Нет, никаких причин для такой иррациональной политики не было.

2) из-за неспособности нарушить сложившийся порядок, общей недееспособности, слабости, боязни, отсутствии воли "причинить справедливость" - обидеть балованную региональную верхушку.