Найти тему

«Дюнкерк» (2017): гламурная война от Кристофера Нолана

Мда, сложно, наверное, быть фанатом Кристофера Нолана: раз в 2-3 года приходится выворачиваться наизнанку, рассказывая миру, какой глубочайший, недоступный взору простого смертного смысл скрывается в очередном его опусе. Я, однако, до таких интеллектуальных подвигов вряд ли когда-нибудь дорасту, и в том беспросветном идиотизме, что Нолан выдаёт после действительно великолепного "Начала", ничего кроме собственно идиотизма не вижу.

Но даже на этом фоне «Дюнкерк» выделяется какой-то совсем уж густой концентрацией бреда на метр плёнки.

Для начала – кратенькая экспозиция. На узкой прибрежной полосе длиной 50 км и шириной 20 км скопилось около полумиллиона британских, французских и прочих солдат, вытесненных туда немецкими войсками, изрядно потрепанных и не имеющих никаких сил вырваться из окружения. При этом сами немцы продолжают наступать, спасительная полоса постепенно сужается, регулярно подвергаясь обстрелам. И длится вышеописанная движуха уже несколько недель.

А теперь, уважаемые знатоки, внимание, вопрос! Как должны выглядеть оные солдаты и оный берег к моменту начала эвакуации?

Воображение услужливо рисует грязных, измождённых солдат, многократно перепаханный снарядами пляж неопределённо-тёмного цвета, стоны и крики раненых, жуткую смесь запахов разложения, крови и экскрементов... В общем, эдакий филиал ада на земле, просто выжить в котором – уже подвиг.

Но отставить упаднические мысли! На самом деле всё, что нам рассказывали об ужасах войны – наглая ложь, и сейчас великий режиссёр Кристофер Нолан покажет, как оно выглядело на самом деле.

Итак, на безукоризненно чистом пляже с белоснежным песком, словно только что сошедшем с туристических открыток, идеально ровными рядами стоят штабеля новёхоньких ящиков. Рядом идеально ровным заборчиком стоят винтовки – все строго перпендикулярно земле и на равном удалении друг от друга. Вокруг ходят солдатики с умытыми лицами, сверкающими белизной зубами, в чистенькой, безупречно выглаженной форме. Раненые красиво лежат на носилках, не кричат, не стонут, не корчатся от боли (фу, как вообще можно было предположить такое!), а только грустно смотрят в небо. Следов крови нет. Вообще. Нигде. Никаких.

Идеальные чистота и порядок - не война, а мечта перфекциониста
Идеальные чистота и порядок - не война, а мечта перфекциониста

Разок случается авианалёт. Бомбы аккуратно падают на пляж, оставляя после себя небольшие ровненькие воронки (впрочем, практически сразу они благополучно исчезнут и пляж снова приобретёт привычный открыточный вид). У налёта даже случаются жертвы: пара солдатиков остаётся неподвижно лежать на песке, грустно глядя куда-то вдаль. Кровь, кишки, оторванные конечности? – да вы что, взрыв авиабомбы на открытом пространстве заведомо не способен нанести человеку такие увечья!

Иногда откуда-то доносятся звуки пулемётной очереди, и кто-то из солдатиков картинно падает, изящно раскинув руки и всё так же грустно глядя куда-то вдаль. Разумеется, в полном молчании и без единой капли крови.

Нужду не справляет вообще никто. Один новоприбывший попытался было в самом начале, но быстренько передумал – видать, место волшебное, и какашки аннигилируются прямо в кишечнике.

Пляж сразу после авианалёта. Воронки от бомб уже успели рассосаться
Пляж сразу после авианалёта. Воронки от бомб уже успели рассосаться

Короче, описывать весь этот маразм можно ещё долго, но картина в целом, думаю, понятна. И это я ещё принципиально технических вопросов не касаюсь, насколько достоверно там всё стреляет, летает и плавает – хотя, судя по отзывам специалистов, и в данной части лажи немерено.

В итоге с самого начала возникает ощущение абсолютной нереальности происходящего, и фильм воспринимается не как серьёзная военная драма и даже не как комедия, а как история про компанию золотой молодёжи, решившей за каким-то лешим поиграть в реконструкторов. Богатенькие мальчики не поскупились на униформу, реквизит, кораблики и самолётики – и давай с упоением изображать солдатиков, но так, чтоб непременно красиво было и фотки для Инстаграма эффектные получились. Честно, весь фильм ждал фразы типа «ну что, ребята, классно потусили?»

Солдатик-красавчик с голливудской улыбкой
Солдатик-красавчик с голливудской улыбкой

Напоследок же попытаюсь немного прояснить неизбежный вопрос: Нолан что, и вправду идиот, реально не понимающий, во что способна превратить человеческое тело разорвавшаяся авиабомба или пулемётная очередь?

Полагаю, что отнюдь не идиот и прекрасно всё понимает. Он скорее расчётливый бизнесмен, заранее наметивший свою целевую аудиторию и снявший кино специально под нее. Что же это за аудитория? – А это так называемое «поколение снежинок», молодых людей, которых любое проявление грубости и насилия вгоняет в чёрную тоску, а вид капли крови способен натурально вызвать обморок. Но им тоже хочется смотреть фильмы «про войну» – только такие, чтоб не ранили их нежные-нежные чувства. Вот Нолан и удовлетворил запрос, сняв военное кино, напрочь лишённое любых мало-мальски неприятных сцен, в котором даже смерть выглядит стильно и красиво. И, судя по кассовым сборам, превысившим полмиллиарда баксов, его расчёт полностью оправдался.

Моя оценка: 2 из 10