С одной стороны, они спасают жизни. С другой – постоянно сталкиваются со смертью. Исполняющая обязанности директора ГБУЗ РК «Крымский республиканский центр медицины катастроф и скорой медицинской помощи» Галина Буглак рассказала о случаях, которые потрясли даже опытных медиков.
БОСИКОМ ПО СТРАНЕ
– Сталкивались ли с людьми, лишившимися памяти и потерявшимися в чужом городе?
– Довольно часто. Причинами становятся возрастные изменения, деменция, заболевания, сопровождающиеся потерей памяти, злоупотребление запрещёнными веществами. Вспоминается парень двадцати лет с психиатрическим заболеванием, которое периодически обострялось. В один «прекрасный» день он оделся и ушёл из дома. Маме удалось найти сына только спустя год! В его карманах были билеты на электрички в Переславле-Залесском, Хмельницком, Львове. Выживал, перебиваясь подаяниями, пока не вспомнил, кто он и откуда. Вернулся в ужасном состоянии: по стопам было видно, что где-то ходил босиком, на теле были укусы и множество шрамов.
– Какие незначительные недомогания были предвестниками серьёзных заболеваний?
– Однажды женщина вызвала скорую для своего двадцатилетнего сына. У него поднялась температура, появилась головная боль, а лекарства не справлялись с симптомами. Есть такое грозное заболевание – менингококковая инфекция. Характеризуется развитием сепсиса, менингита и нередко приводит к смерти. Во время сепсиса происходит образование «звёздочек» на кожных покровах – мелких кровоизлияний. Своевременное попадание в больницу на этой стадии гарантирует выживание. На его щиколотке я заметила несколько маленьких пятнышек. Но мама списала их на микротравмы во время занятий баскетболом. В больницу семья отправляться не хотела, как бы я ни настаивала. Я оставила свой телефон и попросила звонить напрямую, если обнаружится ещё одно пятнышко. Спустя 2-3 часа симптомы усилились. Пока пациент был в сознании, мы отвезли его в инфекционную больницу. Инфекционист не распознал инфекцию и направил в неврологию. Тем временем уровень сознания парня уже менялся, он становился оглушённым. Мы решили отвезти его в Ливадийскую больницу. По пути случились первые эпилептические приступы, после чего пациент впал в кому. К счастью, нам с коллегами удалось сохранить ему жизнь. С вероятностью в 100% он погиб бы, не вызови его мама скорую при, казалось бы, простых симптомах.
– В каком худшем состоянии забирали пациентов?
– Десять лет назад выехала на дорожно-транспортное происшествие. Пьяный мужчина потерял сознание прямо на трассе. Дело было в сумерках, и водитель проезжающего мимо автомобиля его не заметил, зацепил и проволок 200 метров, полностью выпотрошив. Долго не могла прийти в себя после увиденного.
– Что ещё впечатляло на выездах?
– Из забавных случаев: в прошлом мы работали на старой «Волге», в которой иногда отказывал механизм фиксации носилок. Однажды, пока мы ехали, вместе с носилками из автомобиля выкатилась пациентка и поехала параллельно с машиной по склону. Слава богу, все остались живы.
ДЕФИБРИЛЛЯТОРОМ СО СТАРТА
– Изменилась ли подготовка молодых врачей?
– Раньше из училища выходили специалисты с полными сестринскими навыками и опытом работы в клинических условиях. 80% наших занятий проходило на базах больниц: мы видели пациентов и общались с ними. Сейчас так не учат, к сожалению. Молодые врачи приходят теоретиками. И прежде чем они станут практиками, проходит немало времени.
– Есть ли приметы, в которые верят врачи скорой помощи?
– Никогда не желайте врачу хорошей смены или спокойной ночи – всё выйдет наоборот. Если день начался с вызова, поступившего с первого этажа, то в эту смену не придётся подниматься выше третьего либо будешь оказывать помощь пациентам на улице. Так же это работает с верхними этажами. Есть закон парных случаев: если предстоит
осматривать интересного с врачебной точки зрения пациента с нетипичным развитием болезни, жди такого второго.
– Расскажите о нелепых стереотипах о вашей работе.
– В фильмах показывают критическую ситуацию, в которой герои с тревогой на лице бегут по коридору и приговаривают: «Доктор, мы его теряем!» А на лице больного маска, которая ни к чему не подключена! Такое видение у режиссёров.
Чемодан фельдшера весит около пяти килограммов. Плюс кардиограф, дополнительные сумки и укладки. Вот увешанная сумками бригада поднимается на 6-й или 7-й этаж… Здесь даже у молодого появится лёгкая одышка, ему понадобится время, чтобы отдышаться, здраво соображать и воспринимать окружающих. Но народ убеждён, что скорая помощь должна забежать и со старта дефибриллятором электроразряды производить.Согласно другому стереотипу диспетчер распределяет вызовы по возрасту, пропуская детей вперёд. На самом деле десятилетний ребёнок с температурой 37,5 будет ждать, если в другом месте перестала дышать женщина 80 лет.
ПОДОБНО МУРАВЕЙНИКУ
– Как проходит ваш рабочий день? Cколько вызовов получаете за смену?
– По графику врачи обычно работают сутки через трое. Обстановка в подразделении схожа с муравейником: кто-то приехал с вызова, начинает разгружать автомобиль, другой вот-вот уедет, его подгоняет диспетчер, водители проводят технический осмотр и сдают смену… В сельской местности может быть пять вызовов в сутки, в Симферополе их 20-25. На каждый уходит 40-50 минут.
– Насколько распространены необоснованные вызовы?
– Мы с такими вызовами не боремся. Сто раз бабушка вызовет напрасно, а на 101-й случится катастрофа. Симулянтами чаще являются лица, которые задержаны представителями МВД и желают уйти от ответственности или смягчить своё положение.
– Как изменилась работа крымской скорой помощи за последние 10 лет? Например, во-шли ли в обиход передовые технологии, упрощающие работу?
– Мне 51 год, стаж более 25 лет. Ещё никогда скорая помощь не была так классно оборудована, обеспечена лекарствами и автопарком, как сегодня. В прошлом у нас был один кардиограф на три бригады! Вспоминается, что больные дарили лекарства или сами покупали, а в случае отсутствия бензина привозили на место вызова. Сегодня мы работаем с планшетами в надежде полностью уйти от бумажной волокиты. На устройстве есть возможность определить местоположение вызова, увидеть историю вызовов к этому пациенту, на нём же хранятся удостоверения личности. Скоро начнём вводить описание клинического состояния пациента и направления, которые будут отображаться в едином медицинском информационном пространстве.
Диана МАСЛОВА