Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок рано научился говорить, хорошо учился и стал успешным. Но от чего это зависит? Какие факторы играют ключевую роль в развитии детей?
Уже не один век ученые спорят о том, что важнее – генетика или социальное окружение. На эту тему проводится множество крупных и многолетних исследований. Отрицать значимость врожденных причин невозможно, однако все чаще и убедительнее подтверждается, что воспитание – это фактор номер один.
В своей книге «30 миллионов слов» профессор и хирург Дана Саскинд делится результатами удивительных научных работ, способных перевернуть сложившиеся представления о воспитании и развитии детей. Некоторые факты, приведенные в книге, не просто удивляют, а даже шокируют.
3 года – раз в месяц – по одному часу
Группа ученых на протяжении целых трех лет изучала несколько десятков семей самого разного социально-экономического положения – богатых, среднего класса, бедных, а также семьи, живущие на социальном пособии от государства.
Каждый месяц эксперты приходили в их дома и целый час записывали на аудио и бумагу все, что «делают дети, что делают с детьми и что делается вокруг них». Исследователи обнаружили множество сходств в семьях, несмотря на большую пропасть в доходах и возможностях.
Но ученые выявили и поразительные различия. Главное – количество слов, употребляемых в каждой определенной семье. За один час дети из богатых семей слышали в среднем 2 тысячи слов, а из самых бедных семей – меньше 600.
Другое отличие – число реакций родителей на действия/слова/звуки малышей. В богатых семьях родители отвечали им около 250 раз. В беднейших же – менее 50.
А вот еще один невероятный факт. В богатых семьях дети слышали за час около 40 выражений похвалы. В семьях, живущих на соцпособии, - всего 4. В 10 раз меньше!
И эти соотношения оставались неизменными на протяжении всего исследования. В любой период жизни ребенка в благополучных семьях с ним говорили в разы больше, чем в неблагополучных.
Но что с этого? Это влияет на учебные успехи ребенка? Напрямую! Оказывается, что ни социально-экономический статус, ни раса или нация, ни пол, ни очередность рождения не являются ключевыми причинами способностей детей к учебе.
Речевая среда – вот что определяет будущую траекторию обучения ребенка.
Достижения ребенка определяют 32 миллиона слов
За три года жизни дети из обеспеченных семей услышали в общей сложности 45 миллионов слов, а из семей на пособии – 13 миллионов. Колоссальная разница в 32 миллиона. В богатых семьях детей хвалят в два раза чаще, чем в рабочих семьях, и в пять раз чаще, чем у безработных. А что насчет порицаний? Разумеется, вы уже догадались, что чем беднее семья, тем чаще родители ругают своих детей.
К чему приводят эти отличия? Чем больше слов дети слышат в первые три года своей жизни, тем выше их IQ, словарный запас (более чем в два раза), скорость обработки словесной информации, способности к обучению и т.д.
Очень важно и интересно, что объем речи ребенка в три года предопределяет его языковые навыки и школьную успеваемость и в 9-10 лет.
Не только количество, но и качество!
Значение имеет не только количество слов, но и то, что и как мы говорим детям. Ученые обнаружили мощное угнетающее воздействие на развитие ребенка, когда общение родителей с ним начиналось с указаний и запретов – «не надо», «перестань», «прекрати», «уйди».
На коэффициент интеллекта и овладение языком также сильно влияет и разнообразие лексики родителей. Чем беднее словарный запас родителей, тем хуже говорят дети в трехлетнем возрасте. А еще ученые отметили, что в благополучных семьях родители гораздо часто ведут с детьми «лишние разговоры» или просто болтают о чем угодно. При этом речь мам и пап отличается заботой, лаской и постоянным вниманием к детям.
Математика тоже?
Да, математические способности оказывается тоже зависят от того, как много мы говорим с детьми с использованием «математической» лексики – цифр, арифметических действий, сравнений (больше, меньше, равно) и т.п.
Более того, даже пространственное восприятие, указывающее на будущие достижения в естественных науках, инженерном деле и математике, также произрастает из родительской речи. Дети, слышавшие и употреблявшие больше пространственных слов (крупный, маленький, короткий, квадратный, круг, овал и пр.), гораздо лучше справляются с пространственными тестами.
Какие же советы профессор и автор книги вслед за множеством ученых дают нам? И какие другие важные выводы делают? Об этом подробнее в следующем номере. Но главная идея выражена прямо в названии книги – развиваем мозг ребенка, просто беседуя с ним. Начните прямо сейчас!
Алихан ДИНАЕВ
Учитель года России 2018
Ещё больше полезных и интересных материалов на нашем телеграм-канале.
Подписывайтесь!