Найти в Дзене

«Портрет семьи Карла IV» кисти Франсиско Гойя — ода или издёвка?

«Портрет семьи Карла IV» — это картина испанского художника Франсиско Гойи, написанная в 1800–1801 годах. На первый взгляд это классический парадный портрет королевской семьи. Но есть нюансы, которые делают всё интереснее. Предлагаю, обратить на них внимание. Франсиско Гойя был придворным художником. Написание портретов короля и его семьи было его прямой обязанностью. Но интересно, что портреты эти, как и обсуждаемая нами картина, абсолютно чужды лести. Полотно «Портрет семьи Карла IV» уникально в своей неприглядной правдивости. Персонажи предстают перед нами во всей достоверности, даже если она несимпатична. При этом, портрет не вызвал нареканий у королевской семьи, так как с живописной точки зрения он выполнен великолепно. Гойя не нарушил декоративных принципов парадного портрета, изобразил все необходимые атрибуты королевской власти и проявил виртуозное мастерство в передаче костюмов, украшений и аксессуаров. Но из-за отсутствия некоего приукрашивания, облагораживания лиц (что в це
Оглавление

«Портрет семьи Карла IV» — это картина испанского художника Франсиско Гойи, написанная в 1800–1801 годах. На первый взгляд это классический парадный портрет королевской семьи. Но есть нюансы, которые делают всё интереснее. Предлагаю, обратить на них внимание.

Франциско Гойя. «Портрет семьи Карла IV», 1800–1801
Франциско Гойя. «Портрет семьи Карла IV», 1800–1801

Нелестная достоверность

Франсиско Гойя был придворным художником. Написание портретов короля и его семьи было его прямой обязанностью. Но интересно, что портреты эти, как и обсуждаемая нами картина, абсолютно чужды лести.

-2

Полотно «Портрет семьи Карла IV» уникально в своей неприглядной правдивости. Персонажи предстают перед нами во всей достоверности, даже если она несимпатична.

При этом, портрет не вызвал нареканий у королевской семьи, так как с живописной точки зрения он выполнен великолепно. Гойя не нарушил декоративных принципов парадного портрета, изобразил все необходимые атрибуты королевской власти и проявил виртуозное мастерство в передаче костюмов, украшений и аксессуаров.

-3

Но из-за отсутствия некоего приукрашивания, облагораживания лиц (что в целом было принято), трудно отделаться от мысли, что Гойя вложил в этот портрет некий критический подтекст.

Отсылки к «Менинам» Веласкеса

Франсиско Гойя почитал своих предшественников — Рембрандта и Веласкеса. Он говорил: «Я признаю трёх учителей — Рембрандта, Веласкеса и природу».

В парадных портретах художник нередко следовал композиционным формулам именно Веласкеса. Так, в «Портрете семьи Карла IV» считываются отсылки (в какой-то мере пародийные) к полотну Веласкеса «Менины».

Диего Веласкес, «Менины», 1656
Диего Веласкес, «Менины», 1656

Расположение фигур на картине Гойи отдаленно напоминает главную группу «Менин». Но главное, как и Веласкес, Гойя изобразил себя в левой части композиции перед большим холстом.

-5

Почему в центре картины не король?

В центре полотна Гойи — королева Мария-Луиза, а не сам Карл IV. Дело в том, что именно она, а не король, фактически управляла государством.

-6

Мария-Луиза считается властной и жестокой женщиной, которая управляла страной со своим любовником Мануэлем Годоем. Гойя без лести по отношению к высокопоставленной особе пишет ее простоватое лицо, как будто подчеркивая его непривлекательность изумительно выписанными драгоценностями.

-7

Сам же король на картине сдвинут вправо. Это немолодой, полноватый человек с простым, слегка раскрасневшимся лицом. Его высокий статус обозначен лишь дорогостоящим нарядом и орденами.

Кто отвернулся от зрителя?

На картине мы видим девушку, лица которой разглядеть невозможно. Это — потенциальная невеста наследника инфанта Фердинанда.

-8

Дело в том, что на момент написания портрета не было окончательно решено, кто будет супругой наследника. Поэтому Гойя и изобразил девушку в таком странном ракурсе.

Про остальных персонажей

За спиной короля стоит его младший брат — Антонино Паскуаль, а рядом с ним видна лишь часть головы старшей дочери монарха Карлоты Жоакины.

-9

Слегка вялый, мягкотелый король противопоставлен более решительному и энергичному наследнику испанского престола инфанту Ферденанду. Он помещен рядом со своей невестой, в левой части холста. Поза сына зеркально отражает позу отца, что помогает не только заложить в это смысл (противостояние или подражание?), но и создать гармоничную композицию.

-10

Позади Фердинанда его младший брат — дон Карлос Исидо, второй в очереди престолонаследия.

-11

Художник в целом с бóльшей симпатией пишет младшее поколение королевской семьи. Шестилетний Франсиско де Паула де Бурбон и одиннадцатилетняя Мария Изабелла стоят радом с матерью. А старшая дочь короля Мария Луиза изображена справа с новорожденным сыном Карлом Людовиком и мужем доном Луисом Пармским.

-12

На контрасте с этой милой, залитой светом сценой особенно мрачно выглядит потрет сестры короля — Марии Хосефы Кармелы, лицо которой, костлявое, с впавшими глазами и огромным родимым пятном, Гойя запечатлел с безжалостным реализмом.

-13

Так что хотел сказать автор?

Есть мнение, что Гойя создал злобную пародию на королевскую семью, изобразив ее членов в виде уродливых и гротескных персонажей. Он якобы критиковал власть в своей работе, но эту критику королевская семья не считала за техническим мастерством художника.

Честно говоря, лично мне герои картины не кажутся такими уж ужасными. Но, видимо, это не очевидно мне из точки здесь и сейчас, а для современников и их потомков, возможно, подтекст был вполне считываемым.

Франциско Гойя. «Портрет семьи Карла IV», 1800–1801
Франциско Гойя. «Портрет семьи Карла IV», 1800–1801

Спустя некоторое время, к персонажам «Портрета семьи Карла IV» стали относиться не уважительно и почтительно, как положено относиться к королевскому семейству, а как к семье разбогатевших буржуа. Французский поэт-романтик Теофиль Готье сказал, что на картине он видит не короля и королеву, а «булочника с женой, получивших крупный выигрыш в лотерею». Писать о семье Карла IV стали чуть ли не с отвращением, видя в них духовное убожество, мещанскую заурядность, вульгарность и невежество.

Однако, вряд ли художник закладывал в свою работу эти смыслы. Скорее Гойя, как мастер своего дела, создал остро-характерные портреты, раскрывающие в нём знатока человеческой природы. Идея критики королевской семьи художником была отвергнута искусствоведом Роберто Хьюзом. Он писал:

«Это ерунда. Вам не удалось бы сохранить работу официального придворного портретиста, если бы вы высмеивали людей, которых рисовали. Нет, это не отсылка. Если уж на то пошло, это акт лести.

Например, слева, в синем костюме, изображена одна из самых одиозных маленьких жаб за всю историю испанской политики, будущий король Фердинанд VII, которого Гойя действительно сумел сделать весьма царственным. Бог знает, как он это сделал, но он сделал это. Это в значительной степени акт уважения, почти граничащий с актом лести».

А как думаете вы, хотел ли Гойя раскритиковать королевскую семью этим портретом?

________________________________________________

Если вам было интересно читать эту статью, приглашаю вас в мой Телеграм канал Скрипка Энгра. Там короткие посты об искусстве и интересные локации в Москве