Найти в Дзене
Ростовский Дзен

Театр, в котором стало слышно: как война перестроила донскую столицу

Здание Театра драмы им. Горького по праву называют одной из главных достопримечательностей донской столицы. Но мало кто вспоминает, что театр-трактор после войны был существенно перестроен. Рассказ о том, как ростовчане поменяли рекорды на функциональность, продолжит историю послевоенного переустройства Ростова-на-Дону. С местом для строительства здания театра в Ростове определились в 1929 году, сразу после объединения города-папы с соседней Нахичеванью. Свободное пространство, полтора столетия разделявшее ближайших соседей, решили превратить в центральную площадь объединённого города и украсить её театром, да таким, что нет больше нигде: «самый большой («больше Большого»), самый оригинальный («мощный комбинат театрального искусства»), самый масштабный («возможность постановки большого индустриализированного спектакля, наиболее мощно и ярко отражающего установки революционного искусства») и, конечно же, самый красивый» (формулировки приводит историк театра Наталья Перминова). Объявили

Здание Театра драмы им. Горького по праву называют одной из главных достопримечательностей донской столицы. Но мало кто вспоминает, что театр-трактор после войны был существенно перестроен.

Рассказ о том, как ростовчане поменяли рекорды на функциональность, продолжит историю послевоенного переустройства Ростова-на-Дону.

-2

С местом для строительства здания театра в Ростове определились в 1929 году, сразу после объединения города-папы с соседней Нахичеванью. Свободное пространство, полтора столетия разделявшее ближайших соседей, решили превратить в центральную площадь объединённого города и украсить её театром, да таким, что нет больше нигде: «самый большой («больше Большого»), самый оригинальный («мощный комбинат театрального искусства»), самый масштабный («возможность постановки большого индустриализированного спектакля, наиболее мощно и ярко отражающего установки революционного искусства») и, конечно же, самый красивый» (формулировки приводит историк театра Наталья Перминова).

Объявили конкурс проектов, на котором победил проект архитекторов Бархиных. Но их «Красный мак» в итоге уступил идее построить «театр-трактор», которую предложили два Владимира - Гельфрейх и Щуко, создавшие для Москвы, например, главный корпус Ленинской библиотеки и Большой Каменный мост.

Реализацию проекта объявили «всесоюзной стройкой», на которую приехали добровольцы со всей страны. К нынешней Театральной площади подвели железнодорожные пути, а на возведение здания потратили 20 млн руб. (средняя зарплата в Ростове в то время — 120-160 руб.), 7 млн кирпичей, 3 тыс. т гранита, 3,9 тыс. т мрамора, 8 тыс. т известняка и 500 вагонов металла.

-3

Крупнейший не только в СССР, но и в Европе  театр    открыли 27 ноября 1935 года. Зрители были поражены колоссальной постройкой, включавшей два зала – театральный на 2200 мест и концертный на 900 мест, просторные вестибюль и фойе, ресторан площадью 300 кв. м и даже ясли, куда зрители могли оставлять детей.

Самая большая сцена состояла из двух вращающихся кругов - большого (24,5 м) и малого (14 м). Оркестровая яма была рассчитана на 100 человек. Внешний облик здания украсили горельефы «Гибель Вандеи» и «Железный поток», созданные Сергеем Корольковым - выдающимся скульптором, известным как «донской Роден».

-4

В погоне за рекордами как-то упустили важнейшую составляющую любого театрального зала — акустику. В циклопическом зале образовалось несколько «мёртвых зон», откуда было прекрасно видно, но ничего не слышно. Да и на сцене актёрам приходилось подавать друг другу знаки, завершая реплики. Легендарный Ростислав Плятт, служивший на сцене ростовского драмтеатра в составе труппы Завацкого, для капустника написал такие пародийные стихи на мотив известной песни:

Широки партер, полы и стены…

Рампа как велосипедный трек,

Мы другой такой не знаем сцены,

Где так плохо слышен человек!

В сентябре 1941-го в здание театра попало несколько бомб и оно стояло полуразрушенным. Чтобы окончательно уничтожить памятник советского конструктивизма, оккупанты, отступая в 1943-м, здание взорвали. Но его конструкция всё же устояла и «украшала» центральную площадь два десятилетия, ожидая окончания восстановления важнейших объектов - жилья, школ, больниц, заводов и фабрик.

-5

Казалось, что построить новое здание проще, чем восстанавливать былое, и архитекторы предлагали разнообразные новые проекты в неоклассическом стиле. К счастью, решили вернуть городу «трактор», но без былого фанатизма: внешний облик сохранили, а внутреннее устройство претерпело значительные изменения.

Сокращённый до 1 200 мест зрительный зал и сценическую коробку передвинули ближе к главному фасаду, сократив размеры фойе и кулуаров. Уцелевшие стены артистических уборных использовали для сооружения Зелёного театра, который открылся в 1960 г. с северной стороны здания. Всё гигантское — зрительный зал на 3000 мест, сцена площадью 300 кв. м — ушло под открытое небо, а внутренний зал стал соответствовать классическим стандартам. Проблемы с акустикой, естественно, тоже устранили.

Восстановленное здание открылось в 1963 году премьерой «Варваров» М. Горького. И даже перестроенный, ростовский театр драмы можно найти практически в любом архитектурном справочнике как яркий пример советского конструктивизма.

Говорят, что в лондонском музее архитектуры в разделе «Русское зодчество» представлены всего два экспоната – макеты собора Василия Блаженного и здания ростовского театра им. М. Горького.

-6