Невзирая на самые смелые предположения писателей фантастов относительно будущего человечества, история всегда сворачивает на совершенно иной путь, отличный от любых, даже, казалось бы, очень продуманных прогнозов. Фантасты пророчили масштабное космическое будущее в 2000-му году, но на деле мы имеем лишь одинокую МКС на орбите и полное безразличие к другим небесным объектам, кроме Земли. И когда эта тенденция начала порождать мрачные прогнозы фантастов, вдруг вновь заговорили о полетах к Марсу и Луне, начали готовиться соответствующие проекты. Фантасты робко заговорили о том, что космический путь человечества, возможно, все еще не утрачен. Но каким он будет? И так ли все просто с государствами будущего, которым предстоит возникнуть на нескольких колонизированных мирах? Посмотрим на этот неоднозначный вопрос с необычного ракурса - правового.
Вымышленными государствами (и, особенно, империями) пестрит любая фантастическая и фэнтезийная книга, претендующая хотя бы на небольшую эпичность. Выдумывая своим героям имена, подруг и врагов, оригинальные характеры, писатель, как правило, не особо утруждает себя описанием той конкретной страны и государства, в котором живет и трудится герой, а, часто, даже противостоит государственной системе. Однако, для описания мало-мальски правдоподобного мира — это большое упущение. Зачастую, оно порождает серьезные ляпы, которые не восполнишь описанием безумия правителя и невероятной мудрости протагониста. А все потому, что автор просто переносит существующую модель государства Европы или Азии в чудесный выдуманный мир и полагает, что задумка удалась. И если для фэнтезийного жанра такой подход еще немного оправдан, но космическая фантастика требует куда более детальной проработки подобных вопросов.
Золотой век научной фантастики познакомил нас с Галактическими империями, такими, например, как Звездные королевства Эдмонда Гамильтона, Транторианской империей Айзека Азимова и, конечно, Галактической империей из вселенной Звездных войн. Порой авторы достаточно детально описывали государственное устройство создаваемых ими миров («Дюна» Френка Герберта), но довольно часто отговаривались общими фразами вроде: «наши государства по сути демократии, просто мы даем правителям звучные титулы», не вдаваясь в подробности. А дальше мы ни слова не слышим о парламенте и конституции — основах демократического государства, зато понимаем, что власть наследуется, держится на силе семейного сверхоружия, а монарх легко принимает решения о начале или окончании войны, вводе войск или объявлении чрезвычайного положения. Создать же союз государств можно тут не всенародным референдумом, а просто династическим браком. Такая непоследовательность создает множество вопросов и для читателя, и для самого автора, если вымышленный мир выходит за переделы одной книги и начинает накапливать внутренние противоречия.
В основном такой вид государства как империя вставляют в произведение преимущественно для придания тексту некой пафосности. Ведь не слишком престижно на страницах романа бороться с премьер-министром, канцлером, председателем конвента, генеральным консулом или секретарем а вот с императором и его империей — совсем другое дело. Иногда же, автор попросту не понимает значение этого слова. Империя славится вовсе не размерами, а системой метрополия - колония. Богатый центр — нищая периферия. Империя может быть крошечной и совсем не обязательно, чтобы ее главой непременно был монарх. Яркий пример того, что можно обойтись без набивших оскомину "галактических империй", показывает Ден Симмонс в «Гиперионе». Имперская по своей сути Гегемония по крайней мере не козыряет коварными монархами и символикой, сильно смахивающей, как правило, на дизайнерские изыски времен Второй Мировой.
Теперь о союзах. Этим словом фантастам следовало бы раскидываться еще меньше, чем "империями". Авторы любят завернуть мысль про невообразимую Федерацию звездных систем, плохо понимая, что означает слово федерация. Как правило фактически под этим словом авторами понимается нечто аморфное вроде Лиги Наций и начисто игнорируется тот факт, что федерация – достаточно жесткая форма политического устройства, в которой вряд ли допустимы такие действия как присоединение Клингонской империи с полным сохранением системы управления, собственного флота и армии или сохранение монархии Альдераана в демократической Первой Республике. Наверное, наиболее точно к федерации как форме космического государства подошел Роберт Хайнлайн в «Марсианке Подкейн», но там речи не шло о бесчисленных звездных мирах и сюжет был завязан на нескольких планетах Солнечной системы и политических интригах между ними. Здесь не следует забывать, что не только вопросы пределов скорости космических кораблей препятствуют выстраиванию космических союзов, но в первую очередь скорость распространения информации. Сложно представить себе федерацию, законы из центра по просторам которой распространяются десятки и сотни лет.
Отходя от безудержной фантазии авторов, наполняющих космос гиперпространственными туннелями и кротовыми нормами, либо попросту «изобретая» сверхсветовой двигатель и тем полностью игнорируя науку, следует смириться с тем, что в реальном будущем космическое государство Человечества вряд ли выйдет за пределы Солнечной системы, а скорее всего даже орбиты Юпитера или Сатурна. И поселения за пределами Земли будут с большой степенью вероятности ресурсодобывающими, по крайней мере на несколько сотен лет с момента их основания. Так сложится настоящая и вполне реалистичная империя будущего – сеть ресурсных колоний и перенаселенная метрополия - Земля.
Любое поселение за пределами Земли фантаст всегда смело называет колонией. Так и есть, если брать терминологию XVIII-XIX веков. Но в современных международно-правовых реалиях, такая колония будет объектом вроде арктической станции или МКС, то есть межгосударственной. Но, чем дальше от "метрополии" располагается подобное поселение, тем слабее его международно-правовой статус. Обеспечивать функционирование поселения на том же Марсе куда сложнее отправки экипажа на МКС, особенно учитывая тот факт, что поселение предполагается постоянным, а не вахтовым. И вот тут возникает несколько вариантов развития событий. Рассмотрим отдельно каждый из них.
Колония. Как нам описывают колонию фантасты прошлого и настоящего? Это, как правило, поселение национальное, подчиняющееся, преимущественно, юрисдикции США или КНР. Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 года напрямую запрещает создание подобных поселений, подчеркивая, что Луна и прочие небесные объекты не могут иметь государственного статуса. Однако, это не препятствует созданию таких поселений по образцу антарктических. Кроме того, соглашение подписано относительно небольшим количеством стран, среди которых очень мало космических держав. Конечно, не исключено появление поселков на Луне или Марсе, на которые распространялась бы юрисдикция США, Китая или РФ, но на деле, вероятнее всего, мы увидим колонии с поселенцами, под флагом той или иной страны (космической державы), но со статусом научно-исследовательской станции. Руководство будет осуществляться по примеру арктических зимовок - руководитель экспедиции, его заместитель и подчиненные. Для коллектива в 10-20 человек структура вполне подходящая, но не для многочисленной колонии, где требуются уже более сложные модели управления. Иначе... Вспомним сцену из "Стажеров" А. и Б. Стругацких - психологический террор начальника базы Шершня над подчиненными.
Коммуна. Вариант долгосрочный, но вполне приемлемый. В любом обществе необходимы законы, а в условиях, например, марсианской пустыни или удаленных астероидов и спутников газовых гигантов - законы несколько отличающиеся от национальных на Земле. Естественно, что прописать свод норм и правил "сверху" не получится: слишком велики особенности пребывания общества в другом мире. Следовательно, такие правила будут написаны самими обитателями колонии. Для их разработки и утверждения потребуется уже коллективный орган - совет или общее собрание. И тут мы можем говорить о зарождении коммуны. Естественно, подобные своды правил будут носить исключительно местное значение и применяться лишь на территории коммуны. И, что понятно, вопросов собственности, гражданства, уголовной ответственности и некоторых иных, они касаться не могут.
Республика. Перспектива отдаленного будущего. Создать независимую республику колония или коммуна могут лишь при наличии трех факторов: многочисленности поселенцев, самодостаточности колонии и согласия международных организаций. В этот момент во множестве фантастических книг начинается война за независимость ("Луна - суровая хозяйка" Р.Хайнлайна, например). На деле же никаких войн не будет. По двум причинам:
1.Технологическое превосходство Земли. Человечество обладает невероятными ресурсами в пределах родной планеты, и никакая колония со столетней историей не может ей противостоять дольше нескольких минут;
2.Экономика. Прибыль и возможность ее безусловного получения всегда преобладает над политикой. Так ли уж важно земным государствам какой статус у марсианской колонии, если единственный ее торговый партнер - остальное человечество.
О полной самостоятельности внеземного поселения можно говорить только после решения двух правовых вопросов: собственность и гражданство. Признание за колонией права на частную собственность, равно, как и за ее обитателями, построит фундамент для будущей экономики, а установление собственного гражданства фактически будет означать зарождение нового политического статуса колонии.
Однако, если проводить аналогии с историей имперских государств Земли, то наиболее вероятным кажется возврат в будущем к таким формам управления поселениями как частные корпоративные «империи» вроде голландской и британской Ост-Индских компаний. С современном мире освоение космоса давно перестало быть прерогативой и монополией государств. Если сейчас частные компании стремятся на рынок космического туризма и связи, не исключено, что в будущем они охотно переключатся на добычу необходимых Земле ресурсов на Луне, астероидах, лунах Юпитера и в его атмосфере. А здесь речь уже пойдет о частных поселениях, флотилиях и, возможно, даже армиях, как это было однажды на берегах Индийского субконтинента.
Земные империи в книгах - метрополия и сеть развитых, и не очень развитых, колоний. В реальности же все будет гораздо сложнее. Земля, вероятнее всего, так и останется разрозненной на государственном уровне, а поселения за ее пределами будут как национальными, так и международными, не говоря уже о частных (колониях корпораций). Лишь некоторые из них обретут статус самостоятельных коммун. Подобный мир будущего, может и менее романтичен для писателя-фантаста, но зато гораздо более интересен, чем космические шаблоны "викторианской империи".