Найти тему
чертежные задачки

Как сделать урок черчения интересным?

Оглавление

Не секрет, что создание чертежа - процесс кропотливый, требующий внимания, терпения, усидчивости, определенного напряжения. Именно поэтому многие дети считают этот предмет трудным и неинтересным. Сложность преподавания еще и в том, что в школе эта дисциплина преподается уже подросткам, повзрослевшим детям, у которых много вопросов - а зачем нам это нужно, чертить вручную - вчерашний день...

По опыту знаю, что заинтересовать можно, пробудив творческие способности - а они в той или иной мере есть у каждого. Но, чтобы начать творить, надо освоить хоть какие-то азы...

Курс черчения начинается с простых упражнений, которые, однако, имеют множество нюансов - для успеха должен быть качественный инструмент, хорошо заточенные карандаши, целый набор линеек, но многие старшеклассники ходят в школу имея один карандаш и одну линейку. В колледж на уроки по инженерной графике многие студенты тоже приходят с одним огрызочком карандаша и зачастую без линейки. У некоторых ребят возникает внутренний протест - из-за каких-то линий на бумаге покупать кучу карандашей, линеек, еще и папку для черчения! Но, справедливости ради нужно сказать, что много и таких учеников, которым черчение интересно и занимаются им с удовольствием.
Как сделать урок черчения интересным для всех? Не секрет, что в данный период времени существующие учебники довольно сложны, стиль изложения сухой и сугубо технический, имеются устаревшие иллюстрации, и в целом учебник не вдохновляет...
Хочу поделиться своим опытом преподавания, возможно, он кому-то пригодится.

Первый урок - знакомство с предметом

На первом уроке я начинаю с того, что говорю о важности и значимости черчения в нашей жизни, сообщаю некоторые исторические сведения о возникновении этого вида инженерной деятельности, конечно же рассказываю о Петре Первом и его выполненных вручную (конечно же!) чертежах. Говорю о том, что любой, даже самый привычный и простой предмет из нашего обихода, типа зубной щетки или шариковой ручки, начинался с чертежа.

Предлагаю ребятам привести примеры из жизни, когда им уже приходилось иметь дело с какими-либо чертежами, самим приходилось что-то чертить. С удивлением для себя они находят довольно много таких примеров.
Еще я говорю о том, что современные рабочие чертежи выполняют в основном на компьютере, но подчеркиваю и важность умения чертить вручную.

После такого общего обзора я перехожу к разделу "Материалы и инструменты". под запись перечисляю все самое необходимое. После вступления о значимости чертежей у ребят обычно исчезает скучающее выражение лица и они аккуратно все записывают.

Делового настроя хватает на пару-тройку уроков. Все графические работы я показываю лично - беру чей-нибудь лист и показываю начало работы. Все собираются вокруг моего стола и смотрят с заметным интересом. В следующий раз они уже каждый старается для примера подсунуть свой формат)

Процесс черчения и объяснения я предлагаю снять на видео - им сейчас привычно работать, используя видеозапись.

Как чертить - показываю лично!
Как чертить - показываю лично!

Творческие работы по черчению

Когда начинаем тему "Деление окружности на равные части", кроме стандартного задания из учебника или методички я предлагаю по желанию выполнить творческую работу "Декоративные розетки", объясняя при этом, где эти розетки могут использоваться. Творческие работы в конце семестра (сейчас я преподаю в колледже) демонстрируем на каком-либо мероприятии в рамках предметной недели.

Творческая работа "декоративные розетки"
Творческая работа "декоративные розетки"

Когда все приемы черчения освоены, у многих учеников уже рука "поставлена", можно предложить довольно сложную, но интересную практическую работу "Домик-светильник", тем более, что ребята осваивают навык черчения как раз к новому году.

Поделка из чертежной бумаги
Поделка из чертежной бумаги

Включаем в программу работы с практической направленностью

Когда начинаем изучать проекционное черчение, я сразу даю задание в тетради - начертить план класса, колледжа, своей комнаты. Это сразу дает понимание проекции "вид сверху".

Ну а потому уже, когда мы пересаживаемся за компьютеры и начинаем уже изучать основы строительного черчения, я сразу предлагаю конкретное, практическое задание.

Для того, чтобы работа была интересной, она не должна быть слишком трудной и непонятной. Поэтому лучше давать ребятам задания на выполнение простых чертежей, но как-то привязанных к жизни. Я вот в колледже в свое время придумала задание "Дом мечты", и теперь вслед за мной другие преподаватели повторяют этот прием. На строительном отделении много "чертежки", они уже на 2 курсе должны научиться хотя бы в общих чертах составить эскизный проект дома - план, фасад, разрез...
Все эти темы я объединила в один проект - каждый должен "спроектировать" себе дом, в котором он хотел бы жить. И многие (не все, к сожалению) сразу начинают мыслить по-другому, уже нет в чертежах комнат без окон и дверей, нет дверных проемов шириной 300 мм)))

Представление проекта "Дом Мечты"
Представление проекта "Дом Мечты"

В случае преподавания в школе, конечно, это очень сложно. Но вот объяснить проекцию "вид сверху" как план дома или участка - вполне возможно. Здесь же еще и можно легко объяснить тему "масштаб". Вот если бы я преподавала черчение в школе, особенно в сельской, я бы обязательно ввела в программу графическую работу "План моего участка". Можно добавить "мечты")) Такой уникальный План мечты.

Пример плна "участка Мечты" (фото из интернета, открытый доступ)
Пример плна "участка Мечты" (фото из интернета, открытый доступ)

Я бы задала исходные данные - например площадь 10 соток, длину и ширину участка. Заодно бы рассказала, что по нормам дом должен быть не ближе, чем 3 м от границ участка. Все постройки, дорожки пусть чертят с помощью чертежного инструмента, пусть посмотрят, как обозначаются кусты, деревья, цветники... Разрешите им раскрасить свои планы. Один урок уйдет на объяснение, домой можно дать задание "все обдумать", Еще на одном уроке пусть чертят, а на следующем уроке устроить "Конкурс" на лучший план. Только надо выбрать несколько хороших работ и пусть ребята защитят свои работы. А потом можно проголосовать. Поверьте, будет интересно! А заодно учитель в индивидуальный план себе мероприятие может записать)

А еще скажу, что дети любят получать видимый результат. Поэтому предлагаю за несколько уроков выполнить чертежи и склеить макет усеченной призмы. Вот ссылка на подборку видеоуроков - здесь 4 урока собраны вокруг одной фигуры и на ее примере объединены 4 темы:

  • Построение третьего вида по двум заданным
  • Определение натуральной величины наклонного сечения
  • Построение изометрии
  • Развертка усеченной призмы.
Макет усеченной призмы
Макет усеченной призмы

Эта работа проводится в колледже, но я думаю, она вполне по силам и школьникам. В школе можно несколько упростить задачу - пусть все ученики выполняют один вариант. Выполняя макет по своему чертежу, ребята убеждаются в правильности и точности построения развертки, а также приходит понимание значения разверток на практике.

Здесь я привела свои идеи - воплощенные или только задуманные. Если канал смотрят учителя, преподаватели или просто заинтересованные творческие люди - пишите в комментариях свои предложения, делитесь опытом, как сделать уроки черчения интересными. Думаю, это будет полезно всем!