С 1 января 2021 года в России введена повышенная ставка НДФЛ для физических лиц с годовым доходом более 5 миллионов рублей. Дополнительный налог, взимаемый с этой категории доходов, в размере от 15 до 13 процентов, направляется в специализированный фонд «Круг добра». Целью этого фонда является приобретение дорогостоящих лекарств для лечения детей с тяжелыми заболеваниями.
Первоначально ожидалось, что фонд будет получать около 60-70 миллиардов рублей ежегодно. Однако уже в первый год стало очевидно, что фактическая сумма будет намного выше. По итогам 2021 года в фонд поступило 83 миллиарда рублей, а к концу 2022 года эта цифра выросла до 132 миллиардов. В 2023 году сумма увеличилась еще до 155 миллиардов рублей, а к концу 2024 года может приблизиться к 200 миллиардам. Эти цифры весьма существенны.
Этот сценарий, прежде всего, демонстрирует эффективность прогрессивных налоговых реформ. Хотя действующую систему налогообложения нельзя считать явно прогрессивной, с формальной точки зрения она имеет прогрессивную шкалу.
Критики, выступавшие против введения прогрессивного подоходного налога, особенно либеральные голоса, оказались неправы. Их главный аргумент против прогрессивного налогообложения заключался в том, что люди будут скрывать свои доходы и заниматься незарегистрированной работой. Хотя этот аргумент мог иметь некоторый вес еще в начале 2000-х годов, когда цифровые технологии не были настолько развиты в отслеживании денежных операций, нынешний глава Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин создал высокоэффективную систему. Сейчас практически невозможно скрыть значительные доходы и уклониться от налоговых обязательств.
Возвращаясь к «Кругу добра», стоит отметить, что за последние три года фонд аккумулирует больше средств, чем тратит на целевые цели. По расчетам "Ъ", к 2024 году "Круг добра" получит доступ к 364 млрд руб. с учетом будущих доходов. Это немалая сумма, и руководство организации не виновато в том, что оно не смогло освоить всю сумму. Первоначальная оценка доходов фонда была просто намного ниже реальной полученной суммы.
Поэтому крайне необходимо оперативно пересмотреть принципы работы и внести необходимые изменения. Хоть я и не обладаю экспертными знаниями в медицинской сфере, но если есть возможность расширить список допустимых расходов на Круг Добра, то это следует сделать. Например, можно было бы рассмотреть возможность разрешить фонду приобретать лекарства для лечения заболеваний, выходящих за рамки орфанных заболеваний, и расширить возрастной диапазон подходящих пациентов с 18 до 25 лет.
Более того, существует высокая вероятность того, что получаемые доходы будут продолжать расти ускоренными темпами. С учетом увеличения денежной массы, роста заработной платы и инфляционных процессов все большее число граждан зарабатывает более 5 миллионов рублей в год. Поэтому крайне важно иметь четкий план распределения этих средств. Подобно здравоохранению, образованию или демографическим программам, они могут быть направлены на нуждающиеся отрасли. Опыт последних трех лет подтверждает эффективность этого подхода.
Наконец, необходимо еще раз подчеркнуть необходимость постепенного перехода к прогрессивной шкале подоходного налога с населения. Аргумент о том, что люди с более высокими доходами уже вносят больший вклад, не соответствует действительности. В действительности, по сравнению с людьми с более низкими и средними доходами, люди с более высокими доходами имеют больше свободных средств после удовлетворения своих основных потребностей. Естественно, эти основные потребности, включая продукты питания и жилье, удовлетворяются более качественными товарами и услугами. Даже с экономической точки зрения, в отрыве от принципов социальной справедливости, введение прогрессивной шкалы налогообложения, о чем свидетельствует 15-процентный подоходный налог с населения, приносит значительные дополнительные доходы в государственную казну.