Решиться купить себе эндуро - это даже не полдела, а только первый симптом грядущего приятного, но все же сумасшествия. И прежде всего не потому, что впереди взлеты и падения в прямом смысле, а потому, что этот эндуро надо еще выбрать, и сейчас это не самая простая задача. Расскажу свои мысли...
Итак, если бы я был богат, я бы заказал себе лучший KTM или Husqvarna и в местном лесочке выпендривался бы перед катающимися собратьями в новом дорогом экипе, вызывая улыбку своим неумением ездить. Примерно как на кафедре Фотожурналистики были люди с топовыми тогда зеркалками и новыми объективами с "красным колечком", которые не особо умели снимать, не говоря уже о работе в профессии.
Но я не богат и понимаю, что эндуро для меня - это отдых и развлечение на выходной день, а моего прошлого опыта хватит разве что на то, чтобы не открыться в первый выезд и не убиться. Поэтому мотоцикл должен быть доступным, если не дешевым, пригодным для ремонта и с наличием запчастей, нормально ездить, а не тошнить и чихать на каждой кочке, ну и не быть пушкой для чемпиона.
Почему именно Progasi, ведь это "Китай"
А что сейчас не Китай? Ну и потому, что упомянутый критерий стоимости тут расположен рядом с получаемыми характеристиками, ремонтопригодностью и плюшками, получаемыми за эту доступную цену. Простите, но купить мот за 600-700 тысяч, на котором в лес, в грязь и не всегда вертикально - это зло. Я не богат, поэтому мой предел разумности 150-250 тысяч за новый байк. Если дороже, то оно должно быть оправдано даже больше, чем просто "это круто".
Мотоциклы Progasi с магазина экипируются шинами Kenda, которые не надо тут же менять, как это делают на внедорожниках с шоссейками. Цифровая приборка мне по боку, но вот диодная оптика и наличие USB-разъема, например, уже приятно и полезно. Хорошая цепь, не требующая постоянной смазки, хорошее седло, по которому не скользишь, неплохая даже для злой гражданской эксплуатации подвеска и… что главное… проверенные уже не одной сотней райдеров моторы, способные не просто увезти мою тушку в 105 килограмм, но и дать возможность покататься в удовольствие.
Мотоциклы хоть и делаются в Китае, но все же тут есть испанские корни. Все равно, что купить iPhone, сделанный в Китае, или что-то похожее на iPhone, но дешевле и тоже сделанное в Китае. Вот Progasi - это iPhone, потому что испанский бренд стал полностью собираться в Китае.
Впрочем, давайте уже о выборе, а не о бренде...
Какой объем мотора для эндуро выбрать
Вы будете смеяться, но мне нравятся 150-кубовые табуретки. Однажды мы здорово посмеялись, когда посадили снобствующего любителя круизеров на такой мотоцикл, после его слов о полной профнепригодности моторчика от газонокосилки для внедорожного мотоцикла. Естественно, что основным наставлением было то, что с таким мотором, чтобы тронуться, надо открыться на полную. Мы надеялись и это случилось… наш друг и товарищ потом долго ругался на нас, но сам смеялся, что мот уехал из-под него. Ожидания, что это будет вялый старт вариаторного скутера просто чутка не оправдался.
В то же время я понимаю, что какой-нибудь 450 Hardcore для меня очень много и я банально не буду использовать его возможности. Тот случай, когда не боишься 1.7-литровую "Электричку" из Милуоки, но 450 кубов страшишься. Старенький я уже, чтобы испытывать на прочность такой снаряд и, скорее всего, это он будет испытывать на прочность меня, что в мои планы как-то не входило. По крайней мере, пока я не стал героем фильма "Пока не сыграл в ящик". Рекомендую к просмотру, кстати.
Остаются 250-300 кубов. По-моему, это золотая середина. С одной стороны ты получаешь возможность адекватно перемещаться в пампасах на малых оборотах и с достаточной тягой. С другой не обременен лишним весом и лишними характеристиками. Ну не идти же со снегоуборочной лопатой на пляж строить с ребенком куличики!?
Мое мнение вы поняли… я за золотую середину.
Все модели хороши, ну а что там на мой вкус...
Максималист во мне конечно жив, потому что 250-кубовому Super Max было отказано, даже при том, что он самый дешевый из потенциально подходящих для меня моделей. Я полностью переключился на мотоциклы серии 300...
№1 - Progasi Race 300 Wave
Есть те, кто любит только характеристики, но я люблю еще и внешний вид. Ну сами подумайте, мне же и перед девочками покрасоваться надо, что я еще не такой и старик. Поэтому номером 1 у меня идет Progasi Race 300 Wave.
Надо учитывать, что 300-я серия не означает 300-кубовый двигатель, как в BMW и MB цифры на капоте давно не означают семейство и объем двигателя. Race 300 Wave имеет 280 см3, но выдает прекрасные (на мой взгляд) 31 л.с. Про мотор Zongshen NB300 прочитал отзывы и они меня удовлетворили, поэтому Race 300 Wave я поставил на первое место, но и не только поэтому.
Так вышло, что он же и самый дорогой из выбранных мной "четверых достойных", но дешевле модели Race 300 без приставки Wave, обладая при этом водяной системой охлаждения, в отличие от Race 300 Air. Я все же приверженец вялотекущего катания в свое удовольствие по лесам, поэтому предпочитаю водяное охлаждение.
Race 300 Wave немного выбивается из моего диапазона цен, но учитывая действующую сейчас скидку, стоит он 279 тыс. вместо 319 тыс. рублей, что всего на 30 тыс. рублей больше обозначенного мной разброса допустимой адекватной стоимости мотоцикла для развлечений.
За эту разницу в 30 тысяч я получаю наверное самый красивый мотоцикл из всех, которые я для себя перебрал. Простите за излишнюю эмоциональность, но блин… он реально смотрится невероятно круто и красиво. Тот случай, когда не стыдно его посреди комнаты поставить, как у меня когда-то новая Ява 638 стояла зимой в двухкомнатной квартире.
В Race 300 Wave всего чуть-чуть больше, чем у остальных: увеличенный бак, можно поставить "толстый" руль без танцев с бубном, усиленное сцепление с дополнительным охлаждением, спортивный карбюратор, улучшенные выпуск и впуск от Lucas. Листайте картинки ниже и наслаждайтесь.
По сути, Progasi Race 300 Wave - это переходная ступень между 300-й серией и 450 Hardcore. Когда чувствуешь, что 450-й тебе не нужен, но очень хочется быть где-то там - рядом со "взрослыми". На этом байке можно и погоняться с удовольствием, и уж точно он покроет все мои задачи с лихвой, оставив даже запас для всплесков мальчишества.
№2 - Progasi Gaudi 300
Не смейтесь, но мне реально нравится название. Рейс 300 Вэйв тоже звучит, но Гауди… это прям не хардкор, а какое-то эстетство: "вон мой Гауди стоит".
Тьфу ты, сопли распустил. Короче… это тоже очень круто выглядящий байк и с таким же 280-кубовым мотором, но тут двигатель ZS CBS300 на 28 л.с. Мой внутренний максималист напоминает, что у Race 300 Wave их 31 л.с., но мой внутренний бухгалтер легко так накидывает на вентилятор, что ценник сейчас ниже моей верхней планки и составляет 239 тыс. вместо 279 тыс. рублей, а мотор этот, судя по отзывам, очень и очень неплох.
Gaudi 300 имеет тот же карбюратор Nibi Racing 34, что и Race 300 Wave, и ту же выхлопную систему Megabomb, но в остальном чуть-чуть проще, но не беднее: та же светодиодная оптика, хорошая подвеска, упомянутые шины Kenda, ставящиеся на все модели с завода, то же седло и защиты. Разве что нет модного впуска и усиленного сцепления, но и цена чуть скромнее при том же наборе плюшек.
Моя душа мечется между Race 300 Wave и Gaudi 300. Они даже внешне очень и очень похожи, и уж точно я не буду чувствовать себя сэкономившим на чем-то реально важном, а буду получать удовольствие от каталки. Единственное, наверное, я не выеду зимой, хоть шины и можно ошиповать и они пригодны для зимнего катания. Хотя, это может быть и круто. Но это другой разговор.
Как уже упоминал, я топлю за водяное охлаждение, поэтому следующие два аппарата имеют плюс в виде меньшей цены, но минус в виде воздушного охлаждения. Опять же, это некий "моральный" пунктик для меня, нежели реальный недостаток. Почти все мои мотоциклы были с воздушным охлаждением, но катался я не по грязьке, поэтому есть небольшой пунктик. Осознаю, что многие посмеются над ним, поэтому "воздушки" тоже смотрел.
№3 - Progasi Ibiza 300 и Super Max 300
Тоже клевое название - даже покруче Гауди. Вспомнил сразу Ибицу… эх, молодость… секс, наркотики, рок-н-ролл институт, экзамены, сессия (с).
Судя по отзывам, Ибица вполне себе вариант! Мотор Zongshen PR300 выдает 27 л.с., но при чуть меньшем объеме 270 см3. Карбюратор Nibi Racing 32 чуть попроще, но выхлоп тоже с системой Megabomb, да и комплектация традиционно для Progasi очень и очень богатая, со всеми указанными выше плюшками в виде цепи Choho, шин, седла, защит, оптики и других бонусов, за которые не придется доплачивать.
И ценник, господа! 215 тысяч вместо 259 тысяч рублей на момент написания обзора. Мой фотоаппарат без объективов стоит дороже, чем целый мотоцикл. А если прибавить еще один объектив, то можно будет взять мот, полностью экипироваться и на бензин деньги останутся. А для кого-то это вообще одна или две месячные зарплаты. Короче, это реально доступно.
Еще одним вариантом будет находящийся на равной ступени Super Max 300. Тоже воздушное охлаждение, тот же мотор, но с 30-м карбюратором, та же мощность, тот же выхлоп с системой Megabomb, но чуть меньше размером, чем Ibiza 300.
Оба выглядят примерно одинаково - поджарые и готовые к приключениям, оба в ценнике ниже моего потолка, а Super Max при тех же основных моментах комплектации, по сути, может быть чуть проще, но он еще и дешевле Ибицы (209 тыс. рублей, и это без скидки). Тот вариант, когда можно задушить в себе максималиста и взять самый доступный, но не менее интересный мотоцикл.
Цели, задачи и мой выбор эндуро-мотоцикла
Напомню, мне уже не 20 лет и то веселье со 125-кубовым KTM уже не особо веселье. Может быть и хочется дурака повялять, но душа уже просит чего-то размеренного и спокойного, но с замашками. Круизер продал из-за движения в Москве и отсутствия в нем надобности и желания ехать путешествовать, и чтобы не платить налоги и страховки, выезжая три раза в год. Эндуро не надо ставить на учет, не надо платить налог, стоит в разы дешевле, а покататься по лесу можно не хуже, чем катался когда-то на Africa Twin. Однажды даже потестировал Африку с АКПП. Но все это было давно...
Плюс появилась безумная идея изучить не только окрестности деревни, в которой живу сейчас, но и "неизведанные" территории Калининградской области, где намереваюсь жить большую часть времени. Соответственно, эндуро может оказаться интересным приобретением и для разведки местности и фотосъемок в удаленных уголках области. Почему бы и нет!?
Так, собственно, и пришел к выводу, что мне нужен эндуро. Было бы клево и какой-нить кафе-рейсер, но опять налоги, страховки ради нескольких выездов в год, и без покатушек по лесам, что тоже немаловажно.
А модель… вот тут душа в раздрае… И хочется лучшее, и денег не прочь сэкономить, и попытка адекватно оченить, что мне максимально выгодно и подходит под все хотелки. После возвращения из Калининграда уже точно определюсь с выбором и тогда уже наступит пора первых тестов. Но есть одна проблема: из старого экипа у меня остался только хороший кроссовый шлем, потому что голова - единственное, что не увеличилось в размерах, ибо мозг от еды не становится больше. В отличие от всего остального...