Продолжая начатую серию публикаций о выдающихся английских художниках, расскажем ещё об одном «мастере кисти», чьи картины удивляют, восхищают и навевают сладостные грёзы.
Джошуа Рейнольдса (1723–1792 г.) вполне можно назвать настоящим счастливчиком — он всегда был востребован при жизни, и ему не пришлось, как некоторым видным академистам, к примеру, Бугро или Кабанелю в старости терпеть к себе снисходительно-пренебрежительное отношение, просто потому, что вкусы изменились, и вместо академизма модным стал авангард и модерн.
Со своим жизненным путём Рейнольдс определился с детства, и всем сразу стало понятно — у мальчика талант, нужно просто развить его в нужном направлении. Он усердно учился, но заодно и прекрасно понимал — мало писать хорошие картины, нужно их ещё и продать, привлечь потенциальных заказчиков. С ними он легко находил общий язык, благо был очень общительным и обходительным человеком, хотя не чурался откровенной лести как в жизни, так и на картинах.
Рейнольдс был настоящим мастером парадных портретов, которые писал для английской аристократии, и очень старался показать заказчика в наиболее выгодном ракурсе, в величественной позе с одухотворённым выражение лица. Хотя, далеко не все они были именно такими, как на его портретах — напоминающими больше несгибаемых героев, нежели обычных людей.
Так на портрете полковника Бенестра Тарлитона, бравый полковник изображён во время сражения, позади него развевается знамя, поле битвы застилает клубы дыма, на заднем плане солдат пытается удержать взволнованных битвой лошадей, и грозно нацелено на врага жерло пушки. В общем, сразу понятно — на портрете человек военный, командир артиллерийской батареи, которым можно только восхищаться. И неважно, что в реальности полковник наверняка никогда не стоял в столь картинной позе во время сражения — между прочим, она не случайна, так Рейнольдс скрывает потерянные им пальцы на правой руке.
В женских портретах Рейнольдс старался максимально приукрасить заказчицу — правильным подбором изысканного платья и величественной позой, за которой виден самоуверенный и властный характер знатной дамы, находящейся в расцвете лет и хорошо знающей себе цену, как портрете герцогини Харрингтон.
Видно, что особа она своенравная и гордая, а платье чем-то напоминает изысканное японское кимоно — высший шик для тех лет.
Но лучшие работы Рейнольдса — это портреты написанные без излишней парадности, как знаменитый портрет Нелли О’Брайен.
Тут важнее внутренний мир модели — на нас смотрит умудрённая жизненным опытом дама, но не чванливо-торжественно, а спокойно- расслабленно, так, как она вела бы себя в реальной жизни. Души в этом портрете намного больше, нежели в парадных портретах, Рейнольдс сосредоточился не на внешних эффектах, а попытался изобразить Нелли О’Брайен как хорошую знакомую, с которой приятно общаться. Возможно, она и была его подругой, благо из-за своего лёгкого характера друзей и знакомых у Рейнольдса имелось множество.
Уже в 45 лет он достиг вершины карьеры — стал президентом Королевской Академии художеств, мог сосредоточиться на организационных вопросах, а не только на написании портретов.
Впрочем, тут скорее справедливое признание его незаурядного мастерства. В своё время Рейнольдс ездил в Италию, где тщательно изучал картины старых мастеров, много копировал Тициана, стараясь передать в своих работах его изумительный колорит. Лишь основательно поднаторев в живописи, вернулся в Англию и быстро получил славу выдающегося портретиста.
В старости, из-за проблем со зрением, ему очень тяжело стало писать картины. Но от некоторых заказов отказаться он не мог, например, специально для Екатерины II написал картину «Венера и Амур», где шаловливый бог любви развязывает поясок на платье Венеры.
При этом Венера немного стыдится происходящего, словно знает, что её в этот момент запечатлел художник, и делает характерный жест рукой. Получилось изысканно и нетривиально — Рейнольдс вообще был мастером портретных композиций и часто находил какое-либо не совсем стандартное решение для них. А по качеству исполнения картина напоминает творения лучших художников, на работах которых старательно учился Рейнольдс — изысканный тициановский колорит соседствует с мягкими рубенсовскими линиями. Возможно, Рейнольдс не стал новатором в искусстве, не пытался изобрести велосипед, но своё дело знал отлично.
Купить уникальные товары ручной работы или современный арт вы можете на artAlebrio - это международная торговая площадка, объединяющая людей, которые хотят создавать, продавать, покупать и коллекционировать уникальные вещи - покупайте лучшее с нами artAlebrio.com. Выставки, конкурсы, продажи.