Всем привет! Без долгих предисловий слушаем Баха! Вот этот двойной альбом:
Вот содержание обеих пластинок:
А это - портрет автора записанной на них музыки.
***
В мае 1747 года Бах посетил столицу Пруссии — Берлин. Здесь жил его сын Филипп Эммануил, служивший придворным аккомпаниатором у прусского короля Фридриха II, который был, как известно, любителем музыки, сам играл на флейте и сочинял. Узнав о прибытии Баха в королевскую резиденцию — Потсдам, король немедленно вызвал его во дворец, чтобы послушать игру прославленного органиста. Бах блестяще исполнил импровизацию на тему, сочиненную и предложенную ему королем. При следующей встрече король предложил Баху сымпровизировать шестиголосную фугу на эту же тему. Бах возразил, что не всякая тема подходит для такого произведения, и тут же ис-
полнил шестиголосную импровизацию на собственную тему. Однако по возвращении в Лейпциг Бах в короткий срок написал несколько произведений,
основанных на «королевской теме»: трехголосный ричеркар, шесть канонов и каноническую фугу; эти произведения в награвированном виде были отосланы композитором в дар Фридриху II. Несколько позже были присланы и остальные произведения, вошедшие в данный цикл: четырехчастная соната, три канона и шестиголосный ричеркар; последнее сочинение было, по-видимому, ответом
композитора на задачу, поставленную ему королем во время потсдамской встречи. Такова история создания этого необычного по своему замыслу
инструментального произведения, которому сам композитор дал название «Музыкальное приношение» (Musikalisches Opfer).
Замысел «Музыкального приношения» не был, разумеется, порожден стремлением композитора удивить высокопоставленных «ценителей» блеском контрапунктической техники или развлечь их остроумной «музыкальной загадкой». Если в осуществлении этого замысла и сыграла известную роль встреча Баха с прусским королем, то лишь в качестве внешнего повода. По сути же дела великий художник подводит здесь, как и в «Искусстве фуги», итог всему, что было достигнуто им в развитии полифонического искусства. С исключительной глубиной ставя проблемы композиторского мастерства, Бах в этих произведениях суммирует не только свой огромный творческий опыт, но и
все наиболее ценное из того, что было выработано многовековым развитием полифонии, начиная с нидерландских и английских мастеров ХV—ХVI веков и вплоть до непосредственных предшественников и современников Баха. В данном цикле поражает не только и не столько виртуозное контрапунктическое мастерство, но, в большей степени, разнообразие содержания, выявляющееся в
претворении и развитии композитором одной и той же музыкальной мысли.
Произведения, входящие в цикл, написаны в традиционных формах старинной полифонической музыки (канон, фуга, ричеркар). Напомним основные отличительные черты этих музыкальных форм.
Канон — небольшое произведение, в котором поочередно вступающие голоса исполняют одну и ту же мелодию; каждый вновь вступающий голос как бы догоняет предыдущие голоса.
Фуга — наиболее развитая форма полифонической музыки; в основе ее лежит обычно краткая, но законченная музыкальная мысль — тема, проходящая поочередно во всех голосах.
Ричеркар — фуга, отличающаяся сложностью полифонической разработки. Буквальное значение слова «ricercare» — искать (здесь в смысле «искать тему в сложном сплетении голосов»).
В данном цикле Бах использует слово «ричеркар» еще и как акростих: «Regis Iussu Cantio Et Canonica Arte Resoluta», что значит —« Тема, данная повелением короля, и прочее, исполненное в каноническом роде».
В оригинальном издании цикла автор в большинстве случаев не указывает, для какого инструмента написано то или иное произведение. Исключение составляют лишь трио-соната и последний канон. В отношении других частей цикла автор как бы молчаливо предоставляет исполнителю свободу в выборе инструментальных средств. Обозначения темпов и динамических оттенков встречаются только в сонате. В канонах и канонической фуге Бах по старинной традиции пользуется сокращенной или «зашифрованной» записью нотного
текста; исполнителю предлагается в каждом отдельном случае разгадать своего рода «музыкальный ребус». Так, например, один из канонов записан в виде одноголосной мелодии в сопрановом ключе, В конце поставлен перевернутый сопрановый ключ. Это значит, что второй голос исполняет одновременно ту же мелодию в обратном движении, то есть от последней ноты к первой (так называемый «зеркальный канон»). В другом каноне автор предлагает исполнителю самому найти время для вступления второго голоса, мелодию которого следует к тому же читать, перевернув нотный стан «вверх ногами». Перед этим каноном стоит надпись «Quaerendo invenietis» («ищите и
обрящете!»).
Творческий гений Баха, ограниченный здесь строгими правилами и схемами контрапункта, проявляет себя во всем блеске изобретательности, утонченного вкуса. Это не простые «упражнения» в искусстве контрапункта, но остроумные шарады. К некоторым из них автор предпосылает определенную символику. Так, к канону VII, Per augmentationnem, contrario motu, идущему в увеличении, он добавляет по-латыни: «Notulis crescentibus crescat Fortuna Regis», что значит: «Пусть счастье короля растет, как растут длительности нот». А канон VIII, Рег tonos имеет надпись: «Acsendente modulatione ascendat Gloria Regis», то есть-—«И как модуляция двигается, подымаясь вверх, так пусть возвышается слава короля». Все эти «шутки» еще более оттеняют значительность двух ричеркаров, канонической фуги и трио-сонаты.
Первая часть цикла — трехголосный ричеркар — отличается свободным импровизационным характером изложения. По форме это скорее фугированная фантазия, нежели строгая фуга. Альберт Швейцер не без основания считает данное произведение обработкой органной импровизации на «королевскую тему», исполненной Бахом в Потсдаме.
Каноническая фуга — двухголосный фугированный канон, «положенный» на свободно развивающийся в третьем голосе контрапункт. В конце, однако, и этот голос проводит основную тему и фуга обретает истинное трехголосие.
Шестиголосный ричеркар — самая строгая из баховских фуг. Музыка передает состояние глубокой сосредоточенности, напряженной работы мысли, скрытой за внешней скованностью движения. С точки зрения композиционного искусства, это произведение, единственное в своем роде, где баховский контрапункт достиг своего апогея.
Наиболее крупное произведение цикла, трио-соната по характеру музыки близка камерно-инструментальным сочинениям кетенского периода жизни и творчества Баха (1717—1723). По форме она менее всего связана с традиционными контрапунктическими схемами.
Первая часть, Largo, своим плавным, текучим движением напоминает медленный танец. «Королевская тема» искусно «спрятана» в басовой партии. Вторая часть по форме представляет собой развернутое фугированное Allegro с двумя темами, где второй является «королевская тема», вводящаяся в середине. Третья часть, Andante, — лирический дуэт флейты и скрипки. В музыке этой части — своеобразное, но вполне отвечающее духу того времени сочетание мечтательности и галантности. «Королевская тема» отсутствует. Четвертая часть,
Allegro, по форме также приближается к фуге. Варьированная «королевская тема» здесь напоминает мелодию быстрого танца — жиги.
Заключительный Canon perpetuus (бесконечный канон) — своего рода прощальный поклон с легкой, чистой и мелодичной полифонической тканью,
мажорным просветлением в конце. Автор словно благодарит слушателей за внимание.
«Музыкальное приношение» для практического исполнения нуждается в специальной редакции, включающей расшифровку нотного текста канонов
и инструментовку большинства пьес. Настоящая редакция выдержана в духе инструментовки, предписанной Бахом для исполнения трио-сонаты и последнего канона.
* * *
Клавирные сюиты Баха состоят из ряда небольших пьес народно-бытового, иногда лирического характера. Основу циклической формы составляют танцы, контрастные по характеру и движению: неторопливая аллеманда, оживленная куранта, медленная и торжественная сарабанда, быстрая жига.
К основным разделам сюиты обычно присоединялись и другие пьесы танцевального и песенного характера. Пьесы эти чаще всего были выдержаны в легком, прозрачном, двух-трехголосном складе. Для жиги характерна полифоническая разработка материала, приближающаяся к фуге.
Большая часть баховских сюит объединена в три сборника. Сюиты, включенные в первый сборник, получили название «французских», возможно, потому, что их составляют пьесы, в своем большинстве связанные с французскими танцами
(куранта, менуэт, гавот, бурре, лур).
Французская сюита № 5 соль мажор, В\У 816 отличается блестящими виртуозными курантой и жигой. Между сарабандой и жигой Бах вводит
интермедийные части: энергичный подвижный гавот, бурре (танец дровосеков) — с характерными резкими акцентами. Спокойный лур («лур» — нормандское название волынки) привлекает разнообразием ритмического рисунка; часто встречающиеся в пьесе выдержанные звуки подражают волынке.
* * *
Трио в составе пианиста и клавесиниста Игоря Жукова, скрипача Григория Фейгина и виолончелиста Валентина Фейгина возникло в начале 1963 года. «Истинно творческий коллектив такого рода, — писала газета «Советская культура», — может сложиться лишь из очень индивидуальных, одаренных солистов и только тогда, когда ансамблевое музицирование становится для каждого из них потребностью, творческой необходимостью. А именно так и сложилось это трио».
Игорь Жуков, Григорий и Валентин Фейгины — воспитанники Московской консерватории, лауреаты международных конкурсов. Наряду с участием в трио, музыканты ведут общирную концертную деятельность в качестве солистов.
Флейтист Владимир Ягудин окончил Московскую консерваторию в классе своего отца — профессора Ю. Г. Ягудина и аспирантуру в классе профессора Н. И. Платонова. В. Ягудин — дипломант Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей 1963 года. В настоящее время он является солистом оркестра Большого театра СССР.
***
Да уж... А Бах-то, оказывается, тот ещё головоломщик был! Это ж надо додуматься - переворачивать нотный стан! Такое в наше время только на концерте Владимира Винокура можно было увидеть...
Но давайте уже слушать эти пластинки, которые, не знаю, как у вас, а у меня стоят на отдельной полке с пометкой "для души".