Книжный блогер Евгения Лисицына рассказывает о романе «Смелость Сары Грейсон» Джоани Эллиотт, вышедшем в издательстве «Дом историй», и делится парой уроков, которые можно вынести из этой уютной и вместе с тем напряженной истории.
Русскоязычному книжному пространству остро не хватает аналога термина page-turner. Страницеворот? В таком случае «Смелость Сары Грейсон» Джоани Эллиотт — настоящий страницеворот, но даже этот новоязовский термин не вполне точен. При слове page-turner мы обычно представляем себе «горячий» детектив, от которого невозможно оторваться, потому что интрига и действие крепко держат нас за печенку. Книга Эллиотт и не совсем детектив, и не совсем «горячая» история. Скорее это теплое, уютное, а еще более — комфортное чтение, не лишенное, однако, саспенса и напряжения.
Чтобы разобраться, почему «Смелость Сары Грейсон» дарит комфорт и еще при этом учит смелости, нужно кратко обрисовать сюжет. Он вроде бы прост. Мама героини — суперизвестная писательница, которая пишет детективы, более популярные, чем песни корейской группы BTS. Каждую ее книгу весь мир ждет с замиранием сердца, а книжные магазины в день релиза превращаются в аналог чернопятничной бойни. Но в какой-то момент мать Сары Грейсон умирает, и перед всем литературным сообществом встает вопрос: что же делать с детективной серией дальше? Представьте, что по какой-то причине Джоан Роулинг отказалась писать последнюю книгу о Гарри Поттере и это должен сделать кто-то другой.
Логично подумать, что великая детективщица, которая прекрасно знала о своей болезни, подсуетилась и успела написать хотя бы черновик. Все так, но она пошла еще дальше. В своем завещании она просит дочку, то есть Сару Грейсон, написать последний детектив в серии. А чтобы вы понимали, сама Сара находится в глубочайшем кризисе. Она никак не отойдет от разрыва с токсичным абьюзером, разочаровалась в себе как творце, еще давным-давно, у нее низкая самооценка, да и вообще в тени великой maman она выросла чахлым кустиком. Героиня пребывает в депрессии и зарабатывает на жизнь сочинением пошловатых открыток с пожеланиями счастья-здоровья. Ни издательству, ни ей самой не кажется, что это прекрасный вариант для авторства последней книги о «детективном Гарри Поттере».
Однако завещание есть завещание. Сара Грейсон как может собирает себя в кулак и стремится его исполнить. Издательство строит ей козни, так как сильно сомневается в способностях девушки (а значит, в своем будущем заработке). Кажется, никто в нее не верит и никогда не верил. Но мама-то, оказывается, верила!
Вариантов финала всего три. Сара Грейсон пишет роман, и он так же успешен, как у матери, или даже еще лучше. Сара Грейсон пишет роман, и это ни рыба ни мясо, то есть полная шляпа. Сара Грейсон не пишет роман, и издатели сами решают все вопросы с будущим выдуманного детектива. Не будем спойлерить, что именно случится в финале, скажем только, что ближе к концу книги это станет совершенно неважно. Напишет — хорошо. Не напишет — тоже нормально, главное, чтобы ментальное здоровье не пошатнулось окончательно. А шанс немного сойти с ума велик: на написание романа выделено не так много времени, часики тикают, поддержки поначалу нет никакой, подсказок тоже, а депрессия и нагнетание обстановки не способствуют вдохновению. К тому же Сара Грейсон вообще не читала книг матери.
Есть от чего забеспокоиться.
Помимо основной интриги в романе есть несколько дополнительных линий: и терапевтическая, где Сара пытается прийти в норму, и литературная, где подробно препарируется писательское мастерство, и любовная, где разбираются отношения, и даже действительно детективная, где героиня расследует скелеты в шкафах родителей, искренне надеясь, что какой-то из скелетов держит в костлявых пальцах мамину рукопись с припиской: «Ха-ха, попалась!» Все они выписаны гармонично и поддерживают основную интригу, так что по волнам книги читатель поплывет со всеми удобствами, не рискуя нарваться на камни или подводные течения. Но самое главное, конечно, не структура романа, не его интрига и даже не финал. Куда важнее — уроки смелости, которые можно получить из этой уютной, пусть и беспокойной, истории.
Познакомиться с историей можно на Букмейте
5 уроков от Сары Грейсон
1. Учимся литературному мастерству
Литературный роман — всегда хорошее подспорье для писателя,
да и для представителей любых других творческих профессий. В «Смелости Сары Грейсон» писательский процесс препарируется до косточек. Вы узнаете, что для хорошего автора важно не только знание писательских приемов и хороший слог, но и начитанность, методология, упорство и, конечно, резиновая попа. Как творить под давлением? Как писать, когда не хочется и не можется? Что делать, если критика — даже самая конструктивная и объективная — рождает в душе не благодарность, а ощущение собственной никчемности?
Опыт нерешительной и запутавшейся Сары Грейсон поможет отчасти загрести жар чужими руками. Вы увидите и ее ошибки, и ее удачи. Что-то можно будет намотать на ус и забрать в собственную творческую рутину, а отдельные литературные промахи прочертят карту подводных камней на нелегком писательском пути, пусть и весьма примерную.
Остается только радоваться, что над нами не висят такие страшные дедлайны и груз ответственности, как над Сарой.
2. Учимся строить здоровые отношения и разбираться с нездоровыми
Личная жизнь Сары Грейсон максимально обобщена. У нее более-менее неплохие отношения с друзьями, но нет закадычных ребят, с которыми можно идти в разведку или хотя бы поговорить по душам. В семье вроде бы не все так плохо, но нет полного взаимопонимания и каждый хранит от других какие-то тайны. С мужчинами и вовсе полный швах, потому что низкая самооценка часто приманивает настоящих чудовищ в сияющем блеске альфа-самцовости.
Роман помогает посмотреть на скверные взаимоотношения отстраненно. Даже в те моменты, когда нам кажется, что лучше уже не будет, всегда есть возможности построить что-то более глубокое и теплое, чем есть сейчас. Пусть и совсем некогда, нет сил и желания.
Забота о себе через взаимодействие с другими дается нелегко. Трудно построить доверие с незнакомцами, если даже с близкими не получилось. Но это возможно, и уж если Сара Грейсон справилась со своими тараканами, то и нам не стоит отчаиваться.
3. Учимся принимать обстоятельства и не вешать нос
Вряд ли у вас в жизни будет ситуация, когда придется спасать мир от астероида, написать «Илиаду» или вынести сорок котят из горящего дома. Давление на Сару Грейсон сравнимо с чем-то подобным. К тому же ее проблемы — это не проблемы ближайших пяти минут, они растянуты на несколько месяцев. Время то идет неуловимо быстро и утекает сквозь пальцы, и ты ничего не успеваешь, то тянется медленно и тягуче, когда тебе приходится бороться с собственной прокрастинацией. Все мы сталкивались с чем-то подобным, пусть и не в такой напряженной ситуации.
Сара не справляется с грузом ответственности по щелчку пальцев. Она обычный человек. Обстоятельства давят на нее, но бороться с ними приходится мучительно и по чайной ложке. Не все удается ей идеально, а что-то не удается вовсе, но итоги позволяют поверить в лучшее. Иногда неплохо сделать хоть что-нибудь, хоть пару шагов к цели, которая кажется недостижимой, и даже если по итогу вы до нее не доберетесь, все равно есть шанс по пути обрести что-то новое и ценное.
4. Учимся осознанности
«Смелость Сары Грейсон» — очень комфортное чтение, несмотря на все неприятности героини. Лучшие моменты, самые теплые и прекрасные, неизменно связаны с осознанностью. Сара Грейсон — и мы вместе с ней — учится черпать вдохновение и спокойствие из мелочей. Да, где-то там дедлайн, ответственность и прочие кары небесные. Но сейчас у тебя в руках чашка горячего кофе, за окном шумит теплый дождь, а завтра ты сможешь выйти на берег в одиночестве и встретить рассвет. Как много мы читали о таких красочных рассветах, но сколько из них мы встретили в реальности?
Благодаря этой книге можно научиться останавливать момент, успокаивать сердце и тревожность. Как? Сара Грейсон покажет. Но у нее свои любимые приемы, а у вас будут свои. Впрочем, на красивый рассвет, который вы встречаете в любимом свитере, еще никто не жаловался. Кажется, это средство универсально.
5. Учимся искать собственное призвание
Одна из главных мыслей романа, которая скрыта не в его темах и сюжете, а в самой сути, — это поиск призвания. Это всегда сложно, и наш внутренний рациональный человек часто поиску сопротивляется. Мы ведь уже не школьники, чтобы менять профессию. Поздно. А еще в прошлый раз я попробовал и не получилось. Да и вообще в этой сфере успеха добиваются единицы, куда я со своим свиным, простите, рыльцем, ну и далее по классике.
Роман не призывает нас отказываться от всего, что у нас сейчас есть, и бросаться с головой в омут неизведанных новых сфер. Скорее он расставляет приоритеты и дает некоторую индульгенцию попробовать заняться чем-то новым — чем-то, что ты давно хотел попробовать сделать.