Найти тему

«Разговор со счастьем». 101 год со дня рождения Леонида Гайдая

Гайдай и 101 год... Имя и дата не вяжутся между собой! Фильмы Леонида Гайдая настолько глубоко проникли в нашу жизнь, что кажутся вечными, не принадлежащими определённому времени. А солнечная атмосфера и искромётный юмор создают ощущение, что авторы, актёры и герои этих фильмов по-прежнему молоды и полны сил.

Комедии Гайдая стали классикой жанра, разошлись на цитаты и прочно ушли в народ. Мы смотрим их каждый раз, как в первый, неизменно подмечая новые нюансы и предаваясь тёплым воспоминаниям.

На гайдаевскую магию работает и музыка! Сюжеты фильмов неразрывно связаны со звучащими в кадре мелодиями. А при звуках той или иной песни из комедии Гайдая в памяти сами собой всплывают смешные сценки.

«Пёс Барбос и необычный кросс» (1961)

Музыку для первых работ Леонида Гайдая писал Никита Богословский — композитор с трудным характером. Впрочем, по части упрямства и крутизны нрава режиссёр не уступал... В короткометражке «Пёс Барбос и необычный кросс» перед зрителями впервые предстали Трус, Балбес и Бывалый. Включите «Марш браконьеров» Богословского — и вы мгновенно вспомните родные лица Вицина, Никулина и Моргунова!

«Самогонщики» (1961)

Во время работы над «Самогонщиками» Гайдай и Богословский не нашли общего языка, повздорили из-за какой-то мелодии, и композитор навсегда прекратил сотрудничество с режиссёром. Успев до этого написать несколько весёлых мелодий для сюжета о незадачливых «бизнесменах». Включая и песенку, которая описывает преимущества и опасности самогоноварения.

При этом Бывалый поёт куплет о выгоде, Балбес жаждет лечь под аппарат, а Трус предостерегает, чем всё это чревато. Всё в соответствии с типажами!

«Операция "Ы" и другие приключения Шурика» (1964)

Сотрудничество с Александром Зацепиным стало для Гайдая благословением. Великий композитор, как никто, умел чувствовать, какая музыка требуется тому или иному эпизоду, и буквально фонтанировал идеями и эксцентричными мелодиями. Используя при этом забавные звуки, играя со стилистикой от джаза до твиста, порой перерабатывая на свой лад народные и блатные песни.

При этом сработались соавторы не сразу: Гайдай поначалу не был уверен, что Зацепин ему подойдёт. А Зацепин проявлял строптивость, порой настаивая на своей музыкальной трактовке наперекор режиссёрской. Из этих творческих трений и бесконечных споров возникла музыка, которую полюбили несколько поколений.

Вам никогда не казалось, что музыка в приключениях Шурика звучит слишком быстро? Так и было задумано! Для создания комического эффекта Александр Зацепин использовал необычный приём. Он записывал некоторые партии на замедленной скорости, а затем пускал плёнку, как обычно, отчего инструменты звучали словно с ускорением.

«Кавказская пленница» (1966)

Фильм о кавказской эпопее Шурика с похищением невесты оказался очередным триумфом Гайдая и Зацепина. Мы уже не можем себе представить эту комедию без «Песенки о медведях» и твиста от Натальи Варлей, но сначала режиссёр и слышать не хотел о включении её в фильм. Не помогали ни увещевания актёров, ни уговоры композитора... Гайдаю мелодия казалась вопиюще неподходящей. Ему казалось, что в народ она не пойдёт.

Не без сопротивления Гайдай согласился включить в свою работу песенку с текстом Леонида Дербенёва, в которой медведи трутся спиной о земную ось. Исполнила «Песенку о медведях» не Наталья Варлей, а Аида Ведищева, чей фирменный джазовый вокал идеально вписался в настроение сцены.

«Бриллиантовая рука» (1968)

Эпопея о невольном борце с контрабандистами Семёне Семёныче Горбункове немыслима без музыки Александра Зацепина и песен на стихи Леонида Дербенёва. В фильме прозвучали сразу несколько хитов. «Вулкан страстей» в ритме танго исполнила всё та же Аида Ведищева, придав нездешнего декаданса эпизоду в гостинице. Песня про зайцев в исполнении Юрия Никулина — хит на все времена, который поют и на эстраде, и в караоке.

«12 стульев» (1970)

Очередная гайдаевская комедия не обошлась без блестящих песен Зацепина и Дербенёва. Танго об угрюмом пирате, не верящем в любовь, чем-то напоминает «Помоги мне» из «Бриллиантовой руки»: это тоже пародия на песенки о страстях роковых, которых в реальной жизни не сыщешь. Остап спел песню голосом Валерия Золотухина. Мадам Грицацуева была в восторге!

«Иван Васильевич меняет профессию» (1973)

Эксцентричную комедию «Иван Васильевич меняет профессию» можно смотреть, кажется, бесконечно. Даже если все диалоги помнишь наизусть. Хитом фильма о путешествии во времени стала «Январская вьюга» в исполнении Нины Бродской. Которая прозвучала в фильме и в инструментальной версии.

Ещё один безоговорочный шлягер — «Разговор со счастьем», спетый Валерием Золотухиным. Эту песню даже использовали в рекламе какой-то сомнительной конторы, в 1990-е занимавшейся скупкой ваучеров. Кажется, счастье вот-вот постучится в дверь, только пригласи его! Но в жизни бывает иначе...

И в творчестве тоже — тоже не всё так просто. Уходит вдохновение, теряется кураж... После фильма «Не может быть!», музыку к которому тоже писал Зацепин, комедии Леонида Гайдая выходили уже не такими хлёсткими и искромётными. Но золотая коллекция великого режиссёра с потрясающей музыкой по-прежнему с нами. Став уже не просто культурным наследием, а чуть ли не частью генетического кода. Разбуди любого среди ночи — и он подпоёт!

Спасибо за внимание! Буду благодарен за лайк и комментарий, заглядывайте на огонёк!