Найти в Дзене

Соперник Эдисона

Представить жизнь без света невозможно. Корреспондент ОТР, ассистент Института филологии и журналистики СГУ Мария Карманова подготовила сюжет про Отца русского света – Павла Николаевича Яблочкова. Расскажем, как он связан с нашим университетом и дадим расшифровку отдельных фрагментов видео.

Кадр сюжета
Кадр сюжета

Будущий физик родился в 1847 году в Сердобском уезде Саратовской губернии. Павел уже с детства проявлял интерес к науке и изобретениям. Разглядев в мальчике талант, родители отправили его получать образование в Саратов. Затем Павел поступил в Инженерное Николаевское училище, где его интерес к науке только возрастал. Яблочков увлёкся разработками в применении электрического тока, но, не достигнув видимых успехов на Родине, изобретатель отправился заграницу. Там он разработал и запатентовал своё изобретение - Свечу Яблочкова.

Об идее Яблочкова и процессе её реализации в материале рассказал Сергей Борисович Вениг, директор Института физики СГУ:

"Революция заключалась в том, что дуговое освещение было известно. Но при этом основная проблема постоянного света – это сохранение расстояния между угольными электродами. И те решения, которые в то время существовали, – это были перпендикулярно друг другу поставленные электроды. Надо было один электродик всегда подводить, чтобы оставался постоянным зазор. Революционная идея Яблочкова заключалась в том, чтобы сделать эти два электрода рядом. Тогда они сгорали одновременно, их можно было менять, чтобы соблюдать равномерность, и получалось постоянное яркое освещение".

В Музее Института физики СГУ Мария Карманова и С.Б. Вениг провели эксперимент, в котором они зажгли настоящую свечу Яблочкова. В это время журналист рассказала об идее создания свечи и успехе изобретения:

"Легенда объясняет до гениальности простую конструкцию свечи Яблочкова случаем. На параллельную установку электродов изобретателя натолкнул официант, сервировавший приборы. В марте 1876 Павел Николаевич, будучи сотрудником лаборатории физики Луи Франсуа Бреге, внука основателя знаменитой часовой марки, получил патент на дуговую лампу без регулятора, ту самую свечу Яблочкова. События развивались стремительно. В том же году на выставке в Лондоне свеча произвела фурор и начала мировое турне."

Ещё до начала промышленного производства свечи Яблочкова осветили Лос-Анжелес, Париж. В начале 1880-х уже было 4 тысячи фонарей, а в США – 130 тысяч. Но, к сожалению, свет Яблочкова быстро затмили электрические лампочки американского изобретателя Томаса Эдисона. За этим русский инженер наблюдал уже на Родине, где он собирался заняться новыми исследованиями. Все накопленные капиталы Павел Яблочков вложил в приобретение собственных патентов у европейских коллег. К сожалению, в России дело не дало всходов.

"Не надо забывать, в какое время это происходило. Это вторая половина XIX века. Это ещё первые шаги электричества. Для того, чтобы это вошло в широкое массовое производство, необходимо, чтобы существовали заинтересованные предприятия, технологии, которые позволяли это выпускать в серийном виде".

Павел Яблочков продолжал свои эксперименты, жертвуя своим здоровьем и последними накоплениями. Но, несмотря на все трудности, великий инженер продолжал думать о новых изобретениях. Он всецело отдавался науке. Его исследования помогли многим учёным в изучении электродинамики и в создании новых технологий, которыми мы пользуемся до сих пор.

"Не надо ограничивать интересы Яблочкова исключительно лампочками. Он в принципе занимался электротехникой, и, может быть, даже основной его вклад не в том, что он изобрёл лампочку, а в том, что он изобрёл огромное количество необходимых элементов для создания электротехнических сетей. И для освещения, и для производства, и для преобразования энергии... О Яблочкове чаще говорят как об основателе практической электротехники, а потом уже как об изобретателе лампочки".

Увековечить память Павла Яблочкова в статусе основателя практической электротехники решили только к столетию его рождения. В Саратове его имя носит Колледж радиоэлектроники СГУ: решение присвоить его нашему учебному заведению было принято в 1947 году.

Подготовила Лия Емельянова