-А знаешь ли, как мы с батьком твоим водку -то пробовали?- как же дядя Вова напоминает мне папку, это ужас. Непохож вроде. Чернявый. Как то острее черты лица. А мимика, говор, ну копия отец.
Киров. Апрель 2023 года. Первомайский район. И я, находясь в гостях, впервые за 25 лет, еще и впервые слышу эту историю.
- Не знаешь чтоль? - вятский говор божественный. К нему быстро привыкаешь, и он обволакивает тебя, как большое пуховое одеяло, которое держат обычно в сёлах "для гостей".
- Было нам с отцом твоим лет...-продолжал дядя Вова, - мне наверно четырнадцатый, а отцу твоему десять- одиннадцать. И тут я ему как-то говорю.
"Ну, Славка, мы же мужики совсем! Давай водку пить!"
"Сдурел", Славка то говорит, "а отец узнает ежели, так тогда как?"
"Не дрейфь", отвечаю я, "мы ж не у него в заначке возьмем, а купим в сельпо, как будто он нас послал".
На том и порешили, а зима стояла, мороз! Аж деревья трещали. Че то под Новый год что ли дело-то было. Не помню. Ну решили - так решили, а как купить-то? Отец директор школы сельской, а ну как узнают? Надо же по-тихому, законспирированно. Заходим мы как то вечером в магазин. Ходим, значит, ага, смотрим, важные, что те гуси. Ну тут я и говорю:
"Слаав? а ты не помнишь, что батя-то заказывал? Папирос, спичек, а что еще, я забыл.."
"Водки бутылку, лимонной", как ни в чем ни бывало в задумчивости говорит Славка, рассматривая газеты.
"Точно! Он же к празднику хотел! Елена Петровна, дайте нам, пожалуйста, папирос, пару пачек, спичек, и бутылку водки".
Елена Петровна, не моргнув глазом, выставила всё, и посчитала на счетах.
Я что то там отдал, получил сдачу, купил еще две сосательных конфеты и мы убежали.
" Конфеты зачем," шепчет на улице Славка.
"Закусь!" шепотом отвечаю я, и Слава понимающе кивает, "Ааааа!"
Пришли мы домой, водку предусмотрительно в поленнице спрятали, и заложили снегом. А часов в восемь вечера пошли якобы за дровами.
"Ну", говорю, "Слав. Давай". Открыл я, значит, бутылку - а тооолько-только появились эти, не с чекой, а с закруткой, по-моему, лимонная и была как раз первая- и кааак глотнул! Нормальный такой глоток.
"Ну?" Славка спрашивает, "как?" "Нормально, кажись", просипел я, водка-то холодная вроде, а дыхание все равно перехватило. Конфету в рот засунул, стою, кривлюсь.
"Эх!" выдохнул Славка и тоже как глотнет! Скривился весь, как лимон взаправду съел, стоит, выдохнуть боится. Вот, отдышался вроде, и тоже конфету за щеку засунул. " Еще будем?" спрашивает. "Не", говорю. "Хватит пока. Прячем".
Запрятали, засыпали снегом, заходим в дом. И как нас развезло, Денис, ойййй!
Мать-то не обманешь, отец чего - домашками занимался, а мать и спрашивает: "Что-то вы какие-то, ребятишки, смирные больно!"
" А мы это. Устали!" нашелся Славка, " и идем спать на печку!" и под удивленные взгляды Анны Ивановны разделись, кое-как залезли, а там вообще нас рсплющило.
" Слав" говорю. " Мож ну ее в баню-то, водку эту? Невкусная, и страшно, вдруг батька узнает?"
" Ага", ответил Славка, и заснул.
На следующий день мы как за дровами пошли, так водку-то и вытащили. Слава подержал в руке, взвесил, и как запулил ее вдоль забора! Бутылка ухнула в снег и исчезла. Считай по глотку всего сделали, там полно еще было. Алкоголики, ёк-макарёк...
Весной только и вспомнили. И представляешь, идем со школы с твоим батьком, и видим, как трактористы из церкви вышли, там гараж-то помнишь был, и вдоль забора по тротуару идут на обед ( в Кировской области тротуары дощатые, там такая грязь после дождя- не пройти. прим. автора)
И тут один говорит.
"Петро, глянь, вроде крышка из снега торчит! давай заберем, если не битая. Сдадим!"
Пётр наклонился и вытащил нашу лимонную. Голоса стали оживленнее, и чуть радостнее. По пятьдесят грамм за обедом никто не был против.
"Слав, да ну и пёс с ней", шепчу. " Смотри, как хорошо все для нас обернулось, а?"
"Дааа!" восхищенно прошептал твой отец, и мы довольные, и абсолютно спокойные потопали домой.
-Вот так, Денис, мы с твоим отцом пошли по пути алкоголизьма, - сказал дядя Вова. - Кстати, ты напиши мне, как виски тот назывался, который мы выпили, я потом куплю, нормально так мы его вчера.
-Конечно, дядь Вова, - отвечаю я, - слушай, ну а спалил бы вас дедушка, что тогда?
- Да что ты! Вначале бы отдубасил. Потом бы еще, не дай бог, в школе опозорил! При девках! Каторга была бы! А не жизнь! Ты давай-ка ешь, тут вот мясо еще, зря что ли Света готовила, и коньяк надо нам допить, че там осталось то, три капли....
Один дядя Вова остался из трех братьев. Дядя Петя вот только умер. Папка мой в 2017. Тем и ценно было мое путешествие в Киров, дяде Вове 80 в этом году будет. А коньяк с племянником еще очень даже попил. Здоровья тебе, и семье твоей всей, дядька вятич.
И, напоследок, герои рассказа, в том возрасте, когда спиртное уже было можно.
Братья Владислав и Владимир Жениховы