В один из моих, в последнее время нередких, безмятежных дней я внезапно получила смс-сообщение от бывшей коллеги по мирской работе: «Анастасия, мне срочно нужен ваш номер телефона, Вас ищет А.!».
Услышав о том, что А. нужна помощь, я, не раздумывая, дала свой новый контакт. Мной совсем не двигало любопытство, скорее, просто проснулся материнский инстинкт, так как А. — это молоденькая девушка, с очень пугливым взглядом, прехорошенькая, но с огромным количеством психологических семейных установок, повисших на ней неподьемным балластом, вросших в нее, мешающих А. не просто чувствовать себя уверенно, но и мечтать, и жить сполна, смело смотреть на свое отражение в зеркале и видеть множество природных достоинств, как внешних, так и внутренних.
С первого дня знакомства мне было очевидно, что в ней на самом деле мало фальши. Ее образ для меня был подобием маленького котенка: пушистого, ласкового, с глубокой грустинкой в глазах. Как-то раз я даже гадала А. Признаюсь, я редко кого-либо сканирую из праздного любопытства, и если бы не инициатива А., наверное я бы и не знала ее истории, как и причины глубокой внутренней печали.
А. воспитывалась матерью, которая спустя какое-то время после развода с первым супругом повторно вышла замуж, родила еще одного ребенка, и чувствовала себя защищенно в лоне быта, за мужской спиной. Жизнь хоть и была не богатой, но не одинокой, вполне сбалансированной, без страхов за выживание и за собственную безопасность. Пожалуй, многие женщины со мной согласятся, да что уж там, и я сама признаюсь, что, однозначно, вполне посильно воспитывать ребенка одной, но многое меняется с той минуты, когда рядом появляется мужчина. И дело даже не в разделении финансовой и бытовой ответственностей. Просто психологически становится легче и как-то спокойнее.
Так стало и ее матери. Правда, счастье штука скоротечная, а двое детей — предприятие экономически затратное, что стало сказываться на внутренеей атмосфере новой семьи. Так часто бывает, что несостоятельность взрослых начинает отражаться на детях - закон природы: срываются на слабом... Но согласитесь, это крайне бесчеловечный закон, к тому же совсем не свойственный для поведенческих реалий мира млекопитающих.
Как бы там ни было, А.- не родной ребенок новому мужчине, к тому же быстро повзрослевший, и без того девочка, а это статья расходов не только на прокладки и колготки, но и на многое другое (сверстницам необходимо соответствовать), в том числе и на университет. А на фоне кризисов последних лет уж не одну историю судеб я наблюдала, когда оплатить обучение ребенку становилось сродни отчаянного самопожертвования родителей. В конце концов, как учат животные охотиться своих зверенышей, так и мы, люди, делаем все возможное, чтобы наши дети обрели профессию, или хотя бы диплом, гарантирующий неплохо оплачиваемое и квалифицированное трудоустройство.
А. не повезло. Она стояла поперек горла у отчима, который хоть и явился в свое время оплотом надежды в маленькую семью женщин, но оказался просто слабым мужчиной: не достаточно толерантным, не дееспособным для заработка денег, слабохарактерным, агрессивным, и как я полагаю, еще и трусливым, о чем делаю вывод, исходя из его поведения по отношению к А. : контроль, ругань, отказ инвестировать в ее образование, претензии касательно куска хлеба, отбирание кровных перво заработанных денег у девушки, якобы за проживание, да и порой унизительное избиение в виде пощечин. Ничего не скажешь — достойное мужское плечо!
Осуждаю ли я его? Да! Я не церемонюсь с мужчинами, и причины во многом определены моим детством, в котором меня окружали женщины-локомотивы, в котором также был отчим- недоразумение, выглядивший мерзко на фоне доблести моей мамы. Еще больше причин у меня возникло в течение самостоятельного познания жизни, где примеры омега-мужчин, считавших себя альфа, встречались мне довольно часто.
Но речь не обо мне, все-таки. речь об А. Отчим, уверенный в своем превосходстве по праву рождения в теле мужчины, стал тиранить А., ее мать, и все это на глазах у своего сына. Стоит ли говорить, что у мальчика даже шанса нет и задуматься о том, не то чтобы увидеть, каким должен быть настоящий мужчина? Конечно нет! Даже из психологии известно, что агрессия, априори, это проявление слабости, а большой мужчина взрывался не от избытка энергии, а от бессилия в конкурентной борьбе в мире, где культ денег давно смешался с иными прочими религиозными течениями, претендующими на духовность.
Дело дошло до того, что отчим в один прекрасный день решил выгнать А. из дома. Причина? Девушка опоздала домой, а именно: вернулась чуть позже 21:00 (это в 22 то года). Откровенно, даже если бы А. и вернулась домой под утро, разве может такое обстоятельство стать причиной изгнания? Неужели наши дети не учат нас безусловной любви, самопожертвованию и принятию? Да и насколько нужно не знать своего ребенка, отрицать очевидное, и начать подозревать А. во всех грехах смертных, при этом самому будучи далеко не святым и благодеятельным человеком?
Итак, А. оказалась на улице. Именно с данным обстоятельством и связан был ее звонок мне. Но не жалости искала девушка, скорее поддержки, ведь в условиях того режима, в котором она выросла, в довольно большом родном городе у нее не было ни родных, ни друзей, ни знакомых, ни просто советчиков, и она почему то ( видимо, повлиял ореол таинственности карт) вспомнила про меня. Я не спасатель душ, да и не набиваю себе цену. Но у меня очевидно есть определенные возможности, да и не было секретов о том, что всю свою жизнь я кочую с места на место, теперь уже и с ребенком.
Я встретилась с А. Было очевидно, что ей безумно хотелось расплакаться, но она сдерживалась из последних сил, и просто рассказывала о том, что у нее стряслось.
Вот о чем бы вы повели разговор с человеком, практически ребенком, оказавшимся в ситуации выкинутого из гнезда птенца, без диплома и базовых навыков самозащиты и атрибутов в виде острых зубов и стального характера? Жалели бы? Детально бы расспрашивали? Подозревали бы в чем то? У меня не было к ней никаких вопросов, кроме одного, который я задала А.: «А твоя мама? Что твоя мама?».
Наверное в тот день я причинила, сама того не желая, самую большую боль человеку, на которую когда-либо была способна. Но правда такова, что мать А. женщина подстать своему супругу — слабая, живущая в липком страхе потерять тот мизерный комфорт, в виде куска хлеба, и очутиться один на один перед миром, в котором необходимо сражаться за блага, за свои свободы, а быть может, и просто банально работать. Мать не защитила А. Для меня не стала удивлением нелюбовь отчима. Чего я никак не могу понять — это бездействие матери А.
Просто подумайте, как много для каждого из вас значат ваши матери? Как много ради каждого из нас они сделали, и как много всего о жертвах этих женщин мы и не подозреваем. Каким щитом для большинства из нас они стали по жизни, каким примером являются, а главное каким талисманом служат, даже будучи глубоко старенькими, но просто живыми!
И на минуту задумайтесь, а какой была бы ваша жизнь, если бы такого человека в ней не оказалось? Или еще хуже, если бы она вас предала?
Я смотрю на своего ребенка и понимаю, что если бы передо мной стоял выбор между моей и его жизнью, я отдала бы всю себя без раздумий и сожаления, так как в противном случае, мне моя жизнь просто не нужна с мужчиной или без него, в достатке или нищете.
И может быть иным, читающим данный пост, покажется, что 22 года — вполне уже достаточный возраст для самостоятельной жизни, но я скажу так: вы плохо знаете Узбекистан, местный менталитет, возможности, ценовую политику. Да и те, кто поторопится осудить А. за плаксивость, вы явно выросли в иных условиях, и у вас однозначно была поддержка семьи, или с самого детства, вы подобно волчатам учились охотиться. А. — это котенок, брошенный в лесу.
Как к ней подступиться? Лить слезы рядом с ней? Раскритиковать семью, которую несмотря ни на что, она все таки любит?
Я смотрела на нее, долго думала... Но понимала я только одно, на самом деле как бы страшно ни было, но не безнадежна А., скорее наоборот, свободна. Свободна!
— А., ты прости меня за циннизм, но ты понимаешь, что то, что произошло, на самом деле — это лучшее из того, что обычно происходит к лучшему. Так или иначе, теперь ты не в тюрьме. Ценой довольно больших потерь и потрясений — ты теперь свободна. Прежде всего, мечтать, гулять, работать, знакомиться, влюбляться, учиться, путешествовать во все концы света! Теперь нет надзирателей, нет обидчиков, нет постылых домашних обязанностей и раболепия, цензуры и унижений. Есть жизнь, и авантюра! Начинается приключение! Да, страшно... Ну а ты когда-нибудь видела ночной Ташкент? Целовала ли мальчика? Была ли в клубе? Имела ли повод купить мини юбку, или хотя бы почитать любовный роман, зажечь да хотя бы хозяйственные свечи, когда принимаешь ванную? Так вот сейчас, худо бедно, но ты это все можешь реализовать. Главное мечтай!
Да у тебя есть несколько путей: ты можешь унижаться и стучаться в двери родного дома, ты можешь нещадя себя работать и выживать, посыпать себе голову пеплом, но если захочешь, ты можешь выйти в свет, выйти замуж, обустроить свой быт, только пожалуйста, сначала убедись, что если вдруг наступят кризисные времена в браке, у тебя всегда будет удовлетворена очень важная потребность — наличие диплома. Все в этой жизни многое зыбко, и даже некоторые судьбы. В твоих же руках обрести свой стержень, свой путь, а главное взять ответственность за саму себя. Помнишь, я тебе еще давно говорила, что у тебя есть призвание — быть учителем. И я верю, что девушка, которая столкнулась с несправедливостью и нелюбовью семьи к себе, все то нерастраченное чистое чувство сможет разделить не только со своими детьми, но и чужими. Стоит только захотеть.
И если выбирать между тюрьмой и свободой, пусть даже и такой ценой, я бы выбрала свободу... Бывает и хуже. Считай легко отделалась... Просто осталась без зимних вещей и телефона.
Ну а пока, что будем делать? Давай искать квартиру и дополнительный заработок. Жизнь начинается сейчас! Уже идет! Чего сидим?
И знаете что... хоть история А. незамысловата, но она для меня стала очень символичной. Иногда мы просим прорыва у судьбы, милости. И знаете что, Высшие Силы нас слышат. Но чтобы не было соблазна застрять в зоне комфорта, они выдирают нас из привычных, комфортных условий и дают свободу. Правда в том, что очень многим свобода в этой жизни ни к чему. Свобода — это ответственность, это знание, это труд, пот и кровь. Но за свободу человечество воевало всегда. А. не пришлось воевать. ее судьба наградила шансом просто так. Одно лишь мне щемит сердце, ее мама так и не узнает, что значит быть свободной, ровно как и не поймет, какова ее ценность.
А А., хм... мне интересна ее судьба. Я очень надеюсь, что она послушает совет карт, и несмотря на многочисленные невзгоды, которые обязательно на ее пути еще встретятся — такова жизнь, она все-таки подаст документы в университет, а может быть просто сорвется куда-то далеко, где перед ее глазами откроются новые горизонты, и где ее восточная красота и глаза, все еще умеющие удивляться, полные надежды, будут оценены по-достоинству хорошим мужчиной, сумеющим о ней позаботиться... Все таки она котенок, маленький, породистый котенок....