Мы уже не раз писали о кашруте. Сложная система диетарных законов иудаизма вызывала вопросы и интерес у окружающих народов на самых ранних этапах существования первой монотеистической религии. Действительно, почему вдруг нельзя есть свинью, а барана из соседнего загона можно? Почему паэлье с морепродуктами не место в еврейском ресторане?
Однозначно ответить на эти вопросы невозможно. Один из методов - аллегория. В основе этого подхода лежит представление о том, что каждый вид животных обладает уникальными чертами характера. Эти свойства влияют не только на их поведение самих животных, но и на тех, кто с ними взаимодействует, в том числе в рамках трапезы. Мы — то, что мы едим, а потому, если мы съедим животное с дурными привычками, то и сами станем склонны к неправильному поведению. Логика в этом рассуждении, безусловно, есть, хотя этот вывод порождает новый вопрос, а как узнать о характере животного? Конечно, путем наблюдения за его поведением.
В одном из еврейских псевдоэпиграфов II в. до н.э.-Послании (Псевдо)Аристея, мы обнаруживаем краткий справочник по зоологии. Этот текст, написанный на греческом языке, видимо, должен был объяснить эллинам странные пищевые привычки иудеев. Людям, создавшим философию, нельзя было просто бросить: “Так заповедал нам наш Бог!”, - надо предоставить более осмысленные объяснения. Конечно, они полны спекуляций относительно поведения животных, но это не отменяет того, что подобные рассуждения имеют довольно четкую внутреннюю логику.
Приведем пример. Еврейская традиция запрещает в употреблять в пищу мышей, Послание (144, 163-165) объясняет это следующим образом:
Для примера я кратко объясню тебе одно или два, чтобы ты не впал в опровергнутое мнение, будто Моисей заповедует это, заботясь о мышах, куницах и тому подобных. Напротив, все важные определения сделаны ради справедливости, с целью чистых размышлений и образования нравов. Куницы, мыши и подобные им, сколько указано, вредны. Мыши всё оскверняют и портят, не только для собственного питания, но и делают совершенно бесполезным для человека всё, чему бы они ни начали вредить.
Таким образом, евреи не едят мышей, чтобы не заимствовать их вредный характер. В скобках заметим, что объяснять это грекам в общем-то не имело смысла, поскольку греки мышей также не ели. Но Послание стремиться представить объемную картину и объяснить все диетарные правила.
А что же кошки? В Библии они не упомянуты, древние евреи, по-видимому, никогда не рассматривали вопрос о возможности употреблять кошек в пищу, однако Талмуд содержит рассуждения о свойствах этих животных. Эти тексты оформившиеся к VI в. н.э. основываются на логике, весьма напоминающей сюжет из Послания (Псевдо)Аристея.
Ученики рабби Элиэзера спросили его: Почему собака узнает своего хозяина, а кошка нет? Рабби Элазар сказал им: Потому что это касается всякого, кто ест то, что едят мыши - в этом причина забывчивости. Кошка ест мышей, поэтому она ест также и то, что едят мыши. Это приводит к тому, что кошки забывчивы. (Вавилонский Талмуд, трактат Хорайот, 13б)
Неразборчивость мышей в еде, а главное их способность употреблять в пищу то, что не насыщает их (особенно мудрецов раздражала манера мышей грызть черенки лопат) - причина их глупости и дурной памяти. Это влияет на всех, кто имеет дело с мышами, а тем более их ест.
Талмуд не запрещает евреям держать дома кошек, однако, зачем вам животное, которое даже не узнает вас? Сегодня в домах ортодоксальных евреев редко можно встретить домашних животных, как кошек, так и собак. Но мотивация здесь несколько иная: дом - жилище человека, а для животных предназначен двор. Поэтому в основе этой практики лежит стремление избегать смешения и нарушений законов конкретной среды.
Если вам интересно узнать, какие еще продукты питания и модели поведения, по мнению раввинов, влияли на память - пишите комментарии, и мы расскажем об этом!
Но предупреждаем заранее, чтобы не забыть содержание этого поста - не злоупотребляйте оливками.
Мы в Телеграме: https://t.me/religionlab