Найти в Дзене

Мастер резьбы по кости, певец Севера Владимир Рандин

Оглавление

Певец севера

Создатель школы резьбы по кости «Мамонтенок», лидер народного коллектива «Творчество», мастер резьбы по кости, учитель, художник, фотограф, певец Севера. Этот человек просто удивительный. Владимир Рандин.

Имя этого мастера известно далеко за пределами нашего го­рода. И даже можно сказать, что назаровцам очень повезло, что он приехал именно к нам. Его та­лант неоднократно был оценен и поощрен на различных кон­курсах и фестивалях краевого и российского уровня.

Резьба по кости - дело не простое. Особого терпения требует обработка материала – распиловка кости, на изделия идут как бивни мамонта, рог оленей, лосей, так и цевка - животная кость. Кратко процесс можно описать так: рождение идеи - прорисовка эскиза – подбор материала - черновая об­работка – прорисовка рисунка на кости – выпиливание бормашиной - зачистка - доводка - шлифовка. В общем, это очень кропотливый и нелегкий труд, которому мастер может посвятить несколько дней, недель и даже месяцев.

-2

Работа мастера бормашиной в чем-то похожа на работу стоматолога. Подобраны сверла, фрезы, мини-напильники и прочее. Многие инструменты делаются своими руками.

-3


Подробная биография мастера и галерея его работ в статье ниже.


В его жизни и творчестве можно условно вы­делить три периода.

Период Закаменский. Становление

Родился Владимир Алексее­вич Рандин 28 августа 1946 года в городе Кяхта Бурятской АССР в многодетной семье. Через 8 месяцев семья переехала в го­род Закаменск, туда перевели на работу на вольфрамово-мо­либденовый комбинат его отца, Алексея Рандина. Здесь и про­шло детство и становление буду­щего художника и мастера.

-4

Володя учился в обычной школе, учителя заметили его тягу к рисованию и в 8 классе направили в Дом пионеров, где только открылся кружок рисо­вания. После окончания школы Владимир устроился на завод к отцу учеником слесаря. Здесь он проявил свои способности в оформлении цеха, писал плака­ты к праздникам, и его забрали в художественную мастерскую при комбинате. Тогда при каж­дом крупном заводе были свои художественные мастерские, газеты, фотографы. Они оформ­ляли производственную и аги­тационную информацию. Попав в такую творческую среду, моло­дой человек почувствовал, что тяга к рисованию стала неодо­лимой. Он пробует свои силы и подает документы в Хабаровский государственный педагогический институт на художественно-гра­фическое отделение. С первого раза пройти не получилось, но после подготовительных курсов Владимир оказался среди сту­дентов желаемого художествен­но-графического отделения.

-5

После окончания института он возвращается на завод инжене­ром по промышленной эстетике. Разрабатывает цветовую гамму цеха, станков и в скором време­ни возглавляет мастерскую при заводе.

- Нам после института давали специальное разрешение на до­пуск рисовать вождей. Такое раз­решение было и у меня. И к нам в мастерскую стекались многие заказы. Мастерская кочевала по разным помещениям. Была и на комбинате, и при Доме культуры. А потом разместилась в подва­ле дома, в котором я жил. Было очень удобно, – вспоминает те годы Владимир Алексеевич.

Занимались разной работой, оформляли стенды, сцены на общегородские мероприятия, разрабатывали проекты по оформлению городского пар­ка. Все было в духе времени и главенствующего тогда соцреа­лизма… Но проверку в партию художник не прошел…

- Как-то вечером ко мне при­шел второй секретарь горкома партии и сказал, что нужно срочно, до утра, выполнить одну работу. Я отказался. А когда через некоторое вре­мя меня рассматривали как кандидата в члена партии, то второй секретарь дал отвод…

Как-то Владимир попал в больницу на семь месяцев из-за высокого давления. Художники в мастерской ска­зали, что надо менять климат, иначе загнешься, как отец, ко­торого парализовало… Дело в том, что Закаменск распо­ложен в горах, 1700 метров над уровнем моря. И хотя здесь уже образовалась се­мья, родились сыновья, был обустроен быт, Владимир ре­шил уезжать. Его сестра жила на Таймыре в поселке Кара­ул. Он поехал к ней в гости. Здесь ему стало легче, после чего он решил перебраться на север вместе с семьей.

-6

Период таймырский. Расцвет

В 1984 году Супруги Ран­дины устроились работать в школу поселка Караул. Вла­димир Алексеевич учителем рисования, черчения и труда. Ольга Ивановна - учителем начальных классов. Также он работал инспектором районо и объезжал близлежащие по­селки и стойбища, где прожи­вают коренные малочислен­ные народы севера: ненцы, нганасане, долганы.

Толкового инспектора за­приметили в гороно Дудинки и в 1987 году забрали к себе на постоянное место житель­ство. К северному климату, его холодам и полярным дням и ночам Рандины посте­пенно привыкли. В Дудинке Владимир Алексеевич кури­ровал 4 поселковые школы и преподавал рисование в одной из школ.

-7

Осенью инспекторы проезжа­ли по чумам и забирали детей в школы-интернаты. Зимой дети часто замерзали в снегах. Мно­го страшного и непонятного, не­привычного увидел учитель за эти годы. Дети ласковые и дикие одновременно порой с недове­рием относились к русскому учи­телю. Как завоевать их сердца? Как привить тягу к образованию? Этими вопросами задавались супруги. Владимир Алексеевич решил попробовать стать своим. Он изучил народный промысел - резьбу по кости - и стал препода­вать у ребят. В 1999 году на базе таймырского окружного центра народного творчества органи­зовал детскую художественную студию резьбы по кости «Мамон­тенок».

-8

Любовь к детям, глубокий интерес к культуре коренных малочисленных народов Тай­мыра, стремление воплотить в художественных образах непо­вторимую северную природу – главные факторы, определив­шие художественное творчество Владимира Рандина в этот пери­од. Прекрасные северные жи­вотные: медведи, олени, собаки, песцы и, конечно, мамонты - по­являются из кости под умелыми руками мастера. Белоснежные ажурные изделия с редкими се­верными мотивами захватывают интерес коллекционеров. Ведь это не просто фигуры, а настоя­щие сюжеты северных сказок и легенд, бытовые сцены из жизни малочисленных народов: охота, рыбалка, езда на оленях, соба­ках, жизнь в чуме…

-9

Владимир Алексеевич разра­батывает учебные пособия по се­верным орнаментам, выпускает три иллюстрированных альбома со своими работами по орнамен­там народов Таймыра. Проводит неоднократные персональные выставки, которые пользуются невероятным успехом у мест­ного населения, иностранцев и специалистов, изучающих жизнь коренных народов севера.

За свою большую педагогиче­скую работу Владимир Алексее­вич в 1998 году получает звание «Заслуженный учитель РФ». Но для него гораздо важнее, что его ученики пошли по его стопам, развивают народные промыс­лы, передают эстафету следую­щим поколениям, сохраняя столь ценные и редкие северные тра­диции и обычаи.

-10

После выхода на пенсию Ран­дины покидают Таймыр и пере­езжают в 2001 году в город На­зарово.

Период Назаровский. Новый виток

Переезд на материк ска­зался и на творчестве се­верного мастера. Свое главное дело – резьбу по кости - он не оставил. По­явились новые таежные сю­жеты, зарисовки сибирской природы. Владимир Рандин влился в народный коллектив художников и мастеров «Творче­ство» и даже стал его лидером. Дмитрий Овинников, Алексей Кошельков, Василий Литвинен­ко стали его лучшими друзьями. Он с легкостью делился своими секретами мастерства, и Василий Литвиненко стал его учеником, переняв опыт известного масте­ра. С 2001 года ни одна итоговая городская выставка не обходится без работ мастера.

Настоящий Мастер тем и отли­чается, что воображаемый образ может достать из любого матери­ала. Красивый, утонченный, ми­ниатюрный, а может брутальный, дикий и неподвластный, как при­родная стихия.

У каждого мастера должен быть свой Эрмитаж.

листайте.....

Часть своих работ мастер не продает и не дарит. Одна из них - изысканная пара ланей, которая символизирует семейное счастье супругов. Ольга Ивановна – муза и поддержка на протяжении всей жизни. Есть еще подарок на 40-летие сыну – брутальный мотоциклист. И много других важных и дорогих для мастера работ. Самым плодотворным был таймырский период. В это время он изготовил более 400 работ. И в городе Назарово - уже более 150. Многие работы нахо­дятся в частных коллекциях за­рубежных стран.

В 2020 году Владимир Рандин стал обладателем главного при­за итогового краевого конкурса народных умельцев «Мастера Красноярья». А в 2023 году по­бедителем сразу двух зональ­ных этапов краевых конкурсов: в конкурсе народных умельцев «Мастера Красноярья» и в вы­ставке-конкурсе педагогов «Русь мастеровая».

Надеемся, из-под рук этого певца Севера выйдет еще не­мало уникальных работ. Желаем Владимиру Алексеевичу долго­летия и творческого горения!

Ольга ЦИКУРОВА

Фото из архива Владимира РАНДИНА