В хантыйском языке основным мерилом продолжительности того, что происходит, являются такие понятия как «день» (хатэд), «век», «древний, старинный» (йис), «время, период» (йит).
Счет
Известный голландский путешественник Н. Витсен в конце XVII в., путешествуя по Сибири, отмечал, что остяки «умеют считать не больше чем до 20, и если приходится считать выше, то они говорят только: «столько-то раз по 20», - а если число слишком велико, они удивляются. На пальцах они считают до 20». И далее: «Остяки и другие сибиряки имеют смутное представление о времени». Ф. Белявский относительно берёзовских остяков заметил: «Исчисление времени более, как до десяти лет, не знают и знать сие считают за излишнее, бесполезное и даже вредное для спокойствия».
Но в конце 17 века и другие народы Земли зачастую вели счет исключительно на пальцах. Оценка голландца об умении хантов считать справедлива исключительно для 17- конца 19 века. В начале 20 века, когда большинство хантов уже вступали в экономические отношения с другими народами: торговали на ярмарках или даже возили свои товары в другие земли, они не могли обойтись без общепринятого счета. А с приходом советской власти в эти регионы и появлением школ понятие о счете и арифметике стало повсеместным.
Возраст
Для традиционного определения возраста ханты отсчитывали сколько лет прошло с того или иного события. «Много таких событий происходило, - пишет Еремей Айпин (известный хантыйский писатель), - которые вся Река помнит. Скажем, Год Большой воды, Год Появления Красных, Год Лесных Пожаров и так далее. Выясняли, в какой Год человек родился. Другой способ - это сравнение. На сколько лет один моложе или старше другого». Аганские ханты, как правило, исчисляли «дату рождения» детям до 3-4 лет. Потом про неё забывали.
Использование числительных
В обско-угорских и самодийских языках использовались неопределённо-количественной формы числительных (столько-то, сколько-то, много) для исчисления временного промежутка: Матахкем тал тавен та ёмтыс (Сколько-то лет ему стало); Моса арат кем тал, щи пора эвал,т манэс, хунты муц кацацна йацхсув Сколько-то лет с тех пор прошло, когда мы на оленях ездили; «Пять Яптик сколько-то спят», «Сколько-то позвякивала нарта Младшего Яптика» («Сколько-то ехал Младший Яптик»), «Мать меня, сколько глаза помнят, вырастила», «Начали кочевать. Сколько-то кочуем, на полозьях нарт снег расстаял».
Календарь
В конце 19 – начале 20 веков многие народы Севера под влиянием русского населения перешли на общепринятый календарь, начинающий год с 1 января. До этого времени год, по их представлениям, состоял из двух - летнего и зимнего, традиционно считавшихся отдельными "годами" или четырёх сезонов: лета (лун тун), осени (сус), зимы (тал, тат), весны (тови). Осень и весна являются промежуточными вехами, отделяющими два противоположных состояния природы - летнего бодрствования и зимней спячки, теплого и холодного времени года.
Природный календарь обских угров отражает тесную связь человека и окружающей природы, он начинается с весеннего равноденствия, в марте – апреле, а зимние полугодие начиналось осенью с октября по ноябрь. При этом для них нехарактерно точно установленная длина месяцев – в зависимости от сезона она колеблется от 15–20 до 90 дней. Отсчет каждого месяца велся с новолуния, отмечавшегося жертвоприношением.
(Для подготовки статьи использовались материалы диссертации Сподиной В. И. "Человек и Время в угорско-самодийской картине мира")