Многолетний конфликт между республиканцами и демократами из-за миграционного кризиса на американо-мексиканской границе перешёл в острую фазу. Всё началось более двух недель назад, когда Национальная гвардия Техаса взяла под контроль парк Шелби в городе Игл-Пасс, установила проволочные заграждения, перекрывающие путь нелегалам, пересекающим реку Рио-Гранде, и закрыла доступ к этому участку границы для Федеральной службы пограничного контроля.
Минюст пожаловался на самоуправство в Верховный суд США, который квалифицировал действия техасских властей как незаконные и вынес решение о демонтаже заграждений. Но Нацгвардия штата продолжила строительство колючего забора и ограничила допуск к нему пограничников-федералов. Тогда Вашингтон предъявил ультиматум, дав властям штата 24 часа (до минувшей пятницы) на восстановление законности.
Из Техаса ответили, что не позволят превратить свою землю в «приют» для нелегалов. А губернатор Грег Эбботт обвинил федеральные власти и лично президента Джозефа Байдена в невыполнении конституционных обязанностей по защите государственной границы Соединённых Штатов и заявил, что Техас будет сам защищать свои границы.
Конфликт развивается по нарастающей
Жёсткая позиция техасских властей по вопросу охраны границы получила поддержку Дональда Трампа и 25 из 50 американских штатов. И не только на словах. Некоторые из них отправили в Техас подкрепление из подразделений своих гвардий. Отмечается, что на помощь «бунтовщикам» выдвинулись тысячи американских дальнобойщиков на фурах и фермеров на тракторах.
На фоне растущего напряжения губернатор Южной Дакоты Кристи Ноэм сообщила, что «направляется в зону боевых действий», чтобы выразить солидарность губернатору Эбботту, и призвала республиканцев, возглавляющих другие штаты, последовать её примеру. Байден заявил, что готов принять жёсткие меры по пресечению нелегальной миграции, если их одобрит конгресс, то есть попытался сдать назад и перевести стрелки на законодателей. Но это был скорее обманный манёвр.
Тем временем истёк срок ультиматума, но федеральные власти так и не предприняли никаких действий по подавлению техасского бунта. Вместо этого администрация Байдена приняла решение прекратить выдачу лицензий на экспорт сжиженного природного газа (СПГ) и провести проверку влияния добычи газа на климат и национальную безопасность США. Это стало ударом не только по Европе, которая после подрыва «Северных потоков» прочно сидит на игле американского СПГ, но и по американскому газовому сектору, основные предприятия которого находятся в Техасе и поддержавших его штатах.
Реакция техасского губернатора Эбботта последовала незамедлительно:
«Решение Байдена заморозить экспорт СПГ угрожает Техасу и Америке. Это безрассудное решение – удар под дых для трудолюбивых мужчин и женщин в энергетической отрасли. Это также может привести к тому, что некоторые страны будут полагаться на грязный уголь вместо более чистого сжигания природного газа».
Но ничем, кроме гневных заявлений, Техас ответить не способен. Мяч находится на стороне Вашингтона, который, оставаясь в рамках законных процедур, может начать или не начать силовую операцию по возвращению контроля над границей, заняться методическим удушением экономики взбунтовавшегося штата или придумать что-то ещё.
Техас – это крепкий орешек
Отказавшись исполнять постановление Верховного суда США, Эбботт бросил вызов Вашингтону и фактически активировал статью Конституции, позволяющую вводить военное положение и действовать без оглядки на федеральное правительство. Американский журнал Newsweek увидел в этих действиях признаки намерения Техаса поставить вопрос о выходе из состава Соединённых Штатов.
Другие издания напомнили, что такая возможность закреплена в Конституции штата и пользуется поддержкой местного населения.
По данным соцопросов, до 71 процента техасцев одобряют идею объявления независимости.
Кроме того, в мятежном штате действуют движение «Республика Техас» и другие политические структуры, борющиеся за отделение от США.
Корни этих настроений уходят в историю Техаса, который некоторое время был частью Мексики, затем в ходе вооружённой борьбы добился самостоятельности, был признан в качестве независимого государства властями США, Великобритании, Франции и других европейских стран, добровольно вошёл в состав североамериканских штатов в 1845 году и воевал на стороне Юга в годы Гражданской войны.
У разговоров о независимости Техаса есть вполне определённая экономическая база. По ВВП (2,5 трлн долларов) он является восьмой экономикой мира (между Францией и Италией), по добыче нефти занимает третье место. Штат – центр космической и военной промышленности Америки. На его территории находятся штаб-квартиры ведущих корпораций: ExxonMobil, AT&T, Dell, Shell, Pizza Hut, Tesla, Starbase SpaceX, включая основные мощности по производству современных ракет.
Силовая составляющая штата состоит из Национальной гвардии, военно-воздушных сил и внутренних войск.
Почти у каждого взрослого есть стрелковое и другое оружие. В штате зарегистрировано более 30 тыс. частных пулемётов.
Из-за обострения противостояния с Вашингтоном в Техасе начался набор добровольцев в Национальную гвардию. Военное министерство штата ввело новые штатные должности и ряд льгот: предоставление места для проживания, суточные выплаты в размере 55 долларов и другие меры поддержки.
Миграционный кризис как линия раскола
Ни для кого не секрет, что американские демократы потворствуют иммиграции, в том числе нелегальной, а мигранты голосуют за демократов на выборах. В итоге борьба с незаконной миграцией уже много лет происходит по одному и тому же сценарию. При президентах-демократах ситуацию пускают на самотёк, при республиканцах пытаются возводить заградительные стены.
В годы президентства Билла Клинтона против нелегалов было проведено несколько точечных операций, носивших символический характер. При Джордже Буше – младшем построили заборы общей протяжённостью около 900 километров и обеспечили пограничников дополнительным оборудованием для контроля территории. При Бараке Обаме не делали ничего, и ситуация резко обострилась.
На выборах 2016 года возведение разделительной стены на границе с Мексикой стало одним из главных пунктов предвыборной программы Дональда Трампа. Однако реализовать задуманное не удалось. Республиканцы продавили через нижнюю палату конгресса решение о выделении 5,7 млрд долларов на постройку «стены Трампа», но законопроект не был одобрен сенатом, в котором доминировали демократы.
При Байдене проблема продолжила обостряться. Весной минувшего года Техас уже высказывал недовольство миграционной политикой Вашингтона, усилил охрану границ своими подразделениями и получил поддержку 24 штатов. Тогда федеральные власти попытались разрядить ситуацию, отправив часть нелегалов в Нью-Йорк и другие города восточного побережья, но эти разовые акции не решили проблему.
По итогам 2023 года поток нелегальных мигрантов достиг 3 миллионов человек, и большинство этих людей осело в южных штатах, что привело к росту наркоторговли и другой преступности. В этих условиях были зафиксированы и позиции сторон: власти Техаса демонстрируют готовность защитить штат и его население, а Белому дому на это наплевать, потому что сидящим в нём демократам нужны голоса латиноамериканских мигрантов.
Трамп говорит, что ситуация на границе стала «орудием разрушения страны», члены профсоюза пограничников США (те самые отодвинутые от границы федералы) заявляют, что администрация во главе с Байденом мешает им охранять страну, а вице-губернатор Техаса Дэн Патрик обвиняет федеральные власти в гибели американских граждан:
«Каждый, кто умер от передозировки, каждый убитый при исполнении офицер правоохранительных органов – во всех этих смертях виновны Джо Байден, его администрация и их политика границ».
Больше всего достаётся американскому президенту. Сенатор от Техаса Тед Круз заявил, что Байден «подыгрывает мексиканским наркодилерам». По словам генерального прокурора штата Кена Пакстона, президент не просто сотрудничает, а находится «в партнёрских отношениях» с латиноамериканскими наркокартелями. То есть зарабатывает на наркоторговле. Это обвинение прекрасно вписалось в сюжет о коррупционном семействе Байденов.
Предвыборный смотр сторонников Трампа
На днях британская газета Financial Times написала, что Дональд Трамп планирует сделать миграционный вопрос одной из главных тем своей предвыборной кампании 2024 года. А бунт Техаса играет в этом сюжете роль точки сборки республиканских сил. Это очень похоже на правду, но справедливости ради нужно признать, что скандал вокруг «самоуправства техасских властей» возник с подачи Белого дома.
Ранее в Вашингтоне спокойно реагировали на аналогичные действия в том же Техасе, Флориде и других южных штатах. А на этот раз было инспирировано разбирательство в Верховном суде и выдвинут ультиматум, ставший запалом для эскалации конфликта. В результате получилось, что, желая унизить противника и обвинить его в нарушении Конституции, администрация Байдена создала повод для демонстрации республиканской солидарности.
Раздражение администрации Байдена можно понять. Ей надоели попытки республиканского большинства нижней палаты конгресса увязать ситуацию на мексиканской границе с решением вопроса о выделении помощи Украине, и она сыграла на обострение. А республиканцы использовали разразившийся скандал для ещё большей раскрутки темы нелегальной миграции и переклички своих сторонников.
Это усилило позиции Трампа, который постоянно твердит, что, прежде чем решать вопрос о финансировании Киева, США должны добиться «идеальной» ситуации на своей южной границе.
Такая постановка вопроса понятна рядовым американцам, ставящим лайки под гуляющими по сети роликами с товарным поездом, который везёт на границу с Мексикой танки, боевые машины и другую военную технику Национальной гвардии Техаса.
Команде Байдена нечего противопоставить этим настроениям. Более того, несмотря на показательные репрессии в отношении участников протестов на Капитолийском холме 6 января 2021 года, демократам не удалось запугать республиканскую оппозицию, и она заявляет о себе на протестных мероприятиях и в социальных сетях.
Показательными в этом смысле стали слова одного из участников акции дальнобойщиков, бывшего военнослужащего и ветерана боевых действий:
«Когда-то я был готов умереть, защищая Америку, а теперь готов погибнуть, защищая свою семью от того, во что превратилась моя страна».
И дело тут не только в миграционном кризисе. Республиканцы используют его в качестве катализатора антибайденовских настроений, подшивая сюда же застарелую вражду между Севером и Югом, память об унижении на выборах 2020 года, событиях 6 января 2021 года и их последствиях, неприятие либеральных новаций с их гендерными, климатическими, пищевыми и иными извращениями. И строят на этой базе свою идеологию, готовясь к президентским выборам.
Предчувствие гражданской войны
В техасском бунте многие наблюдатели увидели пролог к будущей гражданской войне между федералами в лице демократической администрации Байдена и новыми конфедератами-республиканцами. Не исключено, что именно так всё и будет, но не сегодня и не завтра. При этом определённая часть американского общества заражена апокалипсическими настроениями. Об этом свидетельствуют комментарии американских экспертов и журналистов.
Многие из них говорят о системном кризисе, о том, что «конституционная система США трещит по всем швам». Называют нынешнее американское правительство «слабой, некомпетентной и нелегитимной конструкцией, контролируемой глобалистами». И предупреждают, что, если федеральные власти попытаются силой подчинить Техас, они нарвутся на восстание республиканских штатов, по результатам которого команде Байдена придётся ответить за свои преступления.
Рассматриваются самые невероятные, на первый взгляд, сценарии. В них допускается, что ради давления на Техас в Белом доме может быть принято решение о перекрытии федеральных автомагистралей и железнодорожных линий, прекращении авиарейсов и блокировании банковских операций.
Другой вариант предусматривает отмену выборов в Техасе и поддерживающих его штатах с последующим распадом страны как минимум на две части – демократическую и республиканскую.
Кроме того, прорабатываются схемы провокаций, нацеленных на сохранение власти нынешних правящих кланов. Речь, как правило, идёт о тех или иных шокирующих событиях: мощном теракте, сравнимом с событиями 11 сентября 2001 года, атаке на Америку, аналогичной недавнему нападению ХАМАС на Израиль, и прочих страшилках. Вся эта футурология отражает настрой американского общества и касается так называемых формирующих событий, которые всегда бывают неожиданными для всех, кроме тех, кто их проектирует.
В рутинной реальности всё проще и прозаичнее. Судя по утечкам из политических кругов США, единственным результатом техасского кризиса может стать принятие в одном пакете нового и более жёсткого закона об охране государственной границы и решение о выделении финансовой помощи Украине, Израилю и Тайваню.
🅾️Все материалы: octagon.media