Найти тему
11 подписчиков

Йога и Православие

"Святые отцы нарекли воздержание основанием всех добродетелей, потому что воздержанием сохраняется в должной чистоте и трезвении ум наш, в должной тонкости и духовности наше сердце. Тот, кто колеблет основание добродетелей, колеблет все здание добродетелей"

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Возможно ли как-то совмещать эти две духовные практики. Простите, если режет слух слово «практика» применительно к Православию. Но на каких-то уровнях Православие тоже можно отнести к практикам. Например, практики исполнению заповедей Христа и Евангелия.

Конечно, Православие это не просто практика, а образ жизни и определенный внутреннее устроение.

Фото из свободных источников
Фото из свободных источников

Но и справедливости ради нужно сказать, что йога - это тоже не просто практика.

Для начала посмотрим на определение йоги из Википедии:

Йо́га (дев. योग, IAST: yoga) — понятие в индийской культуре, в широком смысле означающее совокупность различных духовных, психических и физических практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма и нацеленных на управление психическими и физиологическими функциями организма с целью достижения индивидуумом возвышенного духовного и психического состояния.

Учителя йоги рекомендуют регулярную практику медитации и исследования своего ума и тела, чтобы отделить эмоции от осознания того, кто я. Не отвергать, а воспринимать их как облака в ясном небе — появляющиеся и растворяющиеся.

Йога подразумевает внимательное изучение себя, а значит принятие себя разным: раздраженным, уставшим, радостным или блаженным после классной практики на коврике.

Принятие можно развивать через разные аспекты практики: медитацию — сюда можно включить метта-медитацию, или практику любящей доброты, раскрытие области грудной клетки в асанах помогают убрать напряжение и на физическом уровне ощутить открытость миру, визуализацию и расслабление.

Есть еще в йоге практика отшельничества, когда йог должен отринуть все мирское. Но в разных источниках указывается, что главный путь йога — пройти через мирские сложности и удовольствия и не привязаться к ним. Приняв то, что все материальное в любой момент может покинуть нас — и есть ключ к освобождению от ограничений. Простая и все же сложная мысль, которую можно трансформировать в намерение на следующую практику.

Сколько же общего можно обнаружить между этими двумя верованиями. Но это только на первый взгляд.

Фото из свободных источников интернета
Фото из свободных источников интернета

Еще хочу сказать пару слов в защиту йоги, и чем она может быть полезна православному человеку. Сразу надо сказать, что всевозможные психологические и душевные, духовные практики и медитации йоги православный сразу же отметает и четко понимает, что этот вид тренингов ему совершенно не нужен.

Почему? Потому что свое внутреннее состояния он регулирует с помощью православных методов, таких как молитва в первую очередь. А также пост и изучение Священного Писания и т.п. И никакие йоговские медитации не могут даже идти в сравнение с той благодатью, которая исходит от христианских практик.

Но если вы хотите иметь здоровое, энергичное тело в совокупности с духовным равновесием, то очень рекомендую обратить внимание на гимнастику йоги. Потому, что аналогичного и похожего нет в Православном учении, или я этого не встречала. Если кому что-нибудь известно про гимнастики в Православии, поделитесь, пожалуйста.

Она включает в себя грамотно выстроенные упражнение – асаны. Столетиями они отрабатывались и оттачивались практикующими индусами, что привело к четко отлаженной системе понимания взаимодействия всех процессов в организме, работу всех мышц, сосудов, нейромедиаторов, сбалансированную выработку ферментов, гормонов и т.д. И что все это также тесно связанно с работой мозга, который все это и контролирует.

И вот какие точки соприкосновения есть между йогой и Православием. Это указание в обоих течениях на связь духовного состояния человека и состояния его тела. Но при этом есть и существенная разница.

Это то, что в йоге - это физическое здоровье тела, внутреннее спокойствие, равновесие, отрешенность от окружающей жизни и достижение этого с помощью медитаций и гимнастики.

В Православии мы стремимся тоже к внутреннему спокойствию и равновесию, но другими способами. Главная наша двигающая сила – это Христос, а вместо медитаций – молитва и общение с Ним. И именно наш Спаситель и упование на Него приводит нас к спокойствию и душевному и духовному равновесию. А тело оздоравливается с помощью постов.

И, по моему мнению, именно каких-либо физических активностей, практик не достает современному Православию. А это очень актуальный вопрос в сегодняшних реалиях. Раньше, когда еще цивилизация не достигла таких высот с облегчением существования человека в мире, он был вынужден много двигаться и физически работать. Сегодня среднестатистический человек большую часть дня сидит и потребляет гораздо больший объем пищи, чем необходим при таком образе жизни. Результат известен - эпидемия ожирения в мире.

И тут, к сожалению, возникают вопросы и претензии у язычников и неверующих к образу жизни православных, соблюдающих посты. И первые камни летят в наших любимых Батюшек, а вернее в их внешний вид.

Как же так, многие люди, придерживающиеся ограничений в питании, выглядят неподобающим образом, имеют лишний вес, отдышку, малоподвижность. То есть проблемы со здоровьем, связанные с питанием. Простите, у некоторых хочется спросить: "Вы на каком месяце беременности?). Почему же ваш Православный Пост вредит здоровью? Разве этого хочет от вас Ваш Бог?"

Хотя, конечно, в последнее время, ситуация значительно улучшилась, что говорит о том, что больше и больше появляется у нас разумных и думающих Отцов Церкви. И дай Бог, чтобы они уже своим внешним видом привлекали людей к вере, а не к осуждению.

Почему именно гимнастика йоги? Как я уже выше сказала, это очень грамматно выстроенная система, которая включает в себя проработку всего тела и организма в целом.

Можно, конечно, заниматься любой физической активностью, начиная с ходьбы и заканчивая определенными видами спорта. Лишь бы это приносило удовольствие и удовлетворение. Но, обычно, это только отработка одного или нескольких функций организма. И не всегда может привести к максимально возможному оздоровлению.

Например, взять бег трусцой. Очень полезное занятие: избавление от лишнего веса, проработка мышц пресса и ног, оздоровление сердечно-сосудистой системы. Но требует ограничения, чтобы не разбить себе коленные суставы, а также доработку мышц верхнего плечевого пояса. Иначе возникает дисбаланс, чем и грешат почти все виды физической нагрузки.

А если использовать практики йоги, как инструмент поддержания физического здоровья и активности и добавить к ним духовные практики Православной веры, получится отличное сочетание, чтоб наполнить свою жизнь осмысленностью, здоровьем, балансом.

Фото из свободных источников интернета
Фото из свободных источников интернета

Еще хочу сказать пару слов про веганство, которое присуще людям в индуизме и буддизме. Вот здесь как раз выигрывает наше Православие.

Напомню, что полный отказ от мясо-молочных и других скоромных продуктов ничего хорошего не несет здоровью. Возникает и здесь дисбаланс. Но и постоянное их употребление совсем не нужно. А также, иногда полезно поголодать. Т.е. да здравствует Православный Пост!

Но поститься тоже нужно грамматно, о чем я уже писала в предыдущих статьях и, конечно, буду еще писать.

До новых встреч!