"Святые отцы нарекли воздержание основанием всех добродетелей, потому что воздержанием сохраняется в должной чистоте и трезвении ум наш, в должной тонкости и духовности наше сердце. Тот, кто колеблет основание добродетелей, колеблет все здание добродетелей"
Свт. Игнатий (Брянчанинов)
Возможно ли как-то совмещать эти две духовные практики. Простите, если режет слух слово «практика» применительно к Православию. Но на каких-то уровнях Православие тоже можно отнести к практикам. Например, практики исполнению заповедей Христа и Евангелия.
Конечно, Православие это не просто практика, а образ жизни и определенный внутреннее устроение.
Но и справедливости ради нужно сказать, что йога - это тоже не просто практика.
Для начала посмотрим на определение йоги из Википедии:
Йо́га (дев. योग, IAST: yoga) — понятие в индийской культуре, в широком смысле означающее совокупность различных духовных, психических и физических практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма и нацеленных на управление психическими и физиологическими функциями организма с целью достижения индивидуумом возвышенного духовного и психического состояния.
Учителя йоги рекомендуют регулярную практику медитации и исследования своего ума и тела, чтобы отделить эмоции от осознания того, кто я. Не отвергать, а воспринимать их как облака в ясном небе — появляющиеся и растворяющиеся.
Йога подразумевает внимательное изучение себя, а значит принятие себя разным: раздраженным, уставшим, радостным или блаженным после классной практики на коврике.
Принятие можно развивать через разные аспекты практики: медитацию — сюда можно включить метта-медитацию, или практику любящей доброты, раскрытие области грудной клетки в асанах помогают убрать напряжение и на физическом уровне ощутить открытость миру, визуализацию и расслабление.
Есть еще в йоге практика отшельничества, когда йог должен отринуть все мирское. Но в разных источниках указывается, что главный путь йога — пройти через мирские сложности и удовольствия и не привязаться к ним. Приняв то, что все материальное в любой момент может покинуть нас — и есть ключ к освобождению от ограничений. Простая и все же сложная мысль, которую можно трансформировать в намерение на следующую практику.
Сколько же общего можно обнаружить между этими двумя верованиями. Но это только на первый взгляд.
Еще хочу сказать пару слов в защиту йоги, и чем она может быть полезна православному человеку. Сразу надо сказать, что всевозможные психологические и душевные, духовные практики и медитации йоги православный сразу же отметает и четко понимает, что этот вид тренингов ему совершенно не нужен.
Почему? Потому что свое внутреннее состояния он регулирует с помощью православных методов, таких как молитва в первую очередь. А также пост и изучение Священного Писания и т.п. И никакие йоговские медитации не могут даже идти в сравнение с той благодатью, которая исходит от христианских практик.
Но если вы хотите иметь здоровое, энергичное тело в совокупности с духовным равновесием, то очень рекомендую обратить внимание на гимнастику йоги. Потому, что аналогичного и похожего нет в Православном учении, или я этого не встречала. Если кому что-нибудь известно про гимнастики в Православии, поделитесь, пожалуйста.
Она включает в себя грамотно выстроенные упражнение – асаны. Столетиями они отрабатывались и оттачивались практикующими индусами, что привело к четко отлаженной системе понимания взаимодействия всех процессов в организме, работу всех мышц, сосудов, нейромедиаторов, сбалансированную выработку ферментов, гормонов и т.д. И что все это также тесно связанно с работой мозга, который все это и контролирует.
И вот какие точки соприкосновения есть между йогой и Православием. Это указание в обоих течениях на связь духовного состояния человека и состояния его тела. Но при этом есть и существенная разница.
Это то, что в йоге - это физическое здоровье тела, внутреннее спокойствие, равновесие, отрешенность от окружающей жизни и достижение этого с помощью медитаций и гимнастики.
В Православии мы стремимся тоже к внутреннему спокойствию и равновесию, но другими способами. Главная наша двигающая сила – это Христос, а вместо медитаций – молитва и общение с Ним. И именно наш Спаситель и упование на Него приводит нас к спокойствию и душевному и духовному равновесию. А тело оздоравливается с помощью постов.
И, по моему мнению, именно каких-либо физических активностей, практик не достает современному Православию. А это очень актуальный вопрос в сегодняшних реалиях. Раньше, когда еще цивилизация не достигла таких высот с облегчением существования человека в мире, он был вынужден много двигаться и физически работать. Сегодня среднестатистический человек большую часть дня сидит и потребляет гораздо больший объем пищи, чем необходим при таком образе жизни. Результат известен - эпидемия ожирения в мире.
И тут, к сожалению, возникают вопросы и претензии у язычников и неверующих к образу жизни православных, соблюдающих посты. И первые камни летят в наших любимых Батюшек, а вернее в их внешний вид.
Как же так, многие люди, придерживающиеся ограничений в питании, выглядят неподобающим образом, имеют лишний вес, отдышку, малоподвижность. То есть проблемы со здоровьем, связанные с питанием. Простите, у некоторых хочется спросить: "Вы на каком месяце беременности?). Почему же ваш Православный Пост вредит здоровью? Разве этого хочет от вас Ваш Бог?"
Хотя, конечно, в последнее время, ситуация значительно улучшилась, что говорит о том, что больше и больше появляется у нас разумных и думающих Отцов Церкви. И дай Бог, чтобы они уже своим внешним видом привлекали людей к вере, а не к осуждению.
Почему именно гимнастика йоги? Как я уже выше сказала, это очень грамматно выстроенная система, которая включает в себя проработку всего тела и организма в целом.
Можно, конечно, заниматься любой физической активностью, начиная с ходьбы и заканчивая определенными видами спорта. Лишь бы это приносило удовольствие и удовлетворение. Но, обычно, это только отработка одного или нескольких функций организма. И не всегда может привести к максимально возможному оздоровлению.
Например, взять бег трусцой. Очень полезное занятие: избавление от лишнего веса, проработка мышц пресса и ног, оздоровление сердечно-сосудистой системы. Но требует ограничения, чтобы не разбить себе коленные суставы, а также доработку мышц верхнего плечевого пояса. Иначе возникает дисбаланс, чем и грешат почти все виды физической нагрузки.
А если использовать практики йоги, как инструмент поддержания физического здоровья и активности и добавить к ним духовные практики Православной веры, получится отличное сочетание, чтоб наполнить свою жизнь осмысленностью, здоровьем, балансом.
Еще хочу сказать пару слов про веганство, которое присуще людям в индуизме и буддизме. Вот здесь как раз выигрывает наше Православие.
Напомню, что полный отказ от мясо-молочных и других скоромных продуктов ничего хорошего не несет здоровью. Возникает и здесь дисбаланс. Но и постоянное их употребление совсем не нужно. А также, иногда полезно поголодать. Т.е. да здравствует Православный Пост!
Но поститься тоже нужно грамматно, о чем я уже писала в предыдущих статьях и, конечно, буду еще писать.
До новых встреч!