Всё больше разгорается Ближневосточный кризис. Трое американских военнослужащих были убиты и по меньшей мере 20 получили ранения в результате атаки беспилотника на американскую базу на севере Иордании. До этого обходилось без масштабных жертв. Если говорить про американские базы в Сирии и Ираке, там американцев через свои источники предупреждали, что будет нападение, и они отводили людей. Сейчас в Штатах новая волна: «Давайте мощно ударим по Ирану, который стоит за нападавшими». Ещё Хуситы атаковали (или не атаковали?) очередной американский военный корабль. США говорят, что нет подтверждения. Атака на базу в Иордании сильно разозлила американцев, и Байден пообещал, как всегда, «жесткий и мощный ответ», и его поддержали сенаторы-демократы. Сенатор Линдси Грэм призвал нанести удары по Ирану в ответ на атаку по американской военной базе. Вокруг Ирана разворачивается большая история.
Сергей Михеев: Демократы на фоне техасского кризиса могут решиться на необдуманные шаги, потому что команда Байдена лихорадочно ищет, за что ухватиться, чтобы показать это как успех. Внутри ситуация с Техасом обострилась донельзя, причём это произошло внезапно для демократов. Они могут соблазниться ударами по хуситам, но несколько раз уже ударяли, а толку никакого. Удары по Ирану тоже серьезной победы не принесут. Что они имеют в виду под словами «надо ударить по Ирану»? Они вместе с британцами нанесли довольно массивный ракетный удар по хуситам - и что?
Били американцы, в основном.
Сергей Михеев: Хорошо. Хуситы, которые гораздо слабее Ирана, исчезли? Нет. Наоборот, пускают во все стороны свои ракеты и даже показали кадры горящего судна. Удар по Ирану не станет ситуацией, которую можно будет выдать за победу, а будет еще большее осложнение. Американцы во главе с Байденом попали в водоворот событий. Я не преувеличиваю масштаб их проблем, хотя американцы могут позволить себе действовать дистанционно, но ситуация с Техасом серьезно осложнила дела. И на Ближнем Востоке непонятно, что делать, а надо отреагировать так, чтобы подать как однозначную победу. Тем более, времени до выборов еще довольно долго. Если бы до выборов был месяц или две-три недели, то можно было бы нанести мощнейший удар. Ясно, что это не была бы победа, но никто бы не успел этого понять.
Сейчас Байден попробует, допустим, нанести ракетный удар по Ирану, а тот ответит, и ситуация ещё больше ухудшится. Да и нет возможности у Америки нанести удар, если он не ядерный, по Ирану, который мог бы в одночасье его разрушить как государство. Про выигрышный вариант надо было думать раньше. Ближайшие союзники США в виде Израиля втравили американцев в историю, из которой непонятно, как выходить. Как предлог возрастания активности хуситов была ситуация в секторе Газа и полная поддержка американцами и западным сообществом Израиля. Не было бы сектора Газа - может быть было бы всё по-другому.
А что помешает Байдену (или тому, кто вместо него пойдёт на выборы от демократов) нанести удар за неделю до выборов? Тот самый удар - для картинки - по Ирану? «Вот мы там разбомбили! Всё - иранский вопрос решён».
Сергей Михеев: Никто не помешает кроме того, что отвечать надо сейчас, а выборы в ноябре. Массированный ядерный удар по Ирану - я думаю, что это нереальный вариант. Давайте представим: американцы сошли с ума и наносят ядерный удар по Ирану. Кто-нибудь на свете это поддержит? Никто кроме Израиля. Это причина и для нашей сдержанности в данном вопросе. А любой ответ обычным вооружением Иран на колени поставить не сможет.
Проходят масштабные акции протеста фермеров во Франции. Они сжигают фуры и разрушают дорожное покрытие, готовясь к осаде Парижа. Сельхозпроизводители намерены не допускать поставки продуктов в столицу. Среди претензий фермеров властям - недовольство увеличением импорта продовольствия из Украины, что сильно ударило по доходам местных производителей. Нарастает движение фермеров. Мы видели Германию, а сейчас Францию парализует. Они смогут что-то от Макрона добиться? Макрон – жесткий человек.
Сергей Михеев: Грандиозных перемен я не жду. Макрону терять нечего - на следующий выбор президента он пойти не сможет. Я думаю, что в данном случае он будет жестким. Но там есть вопрос Украины. Чем дальше, тем больше требования европейских «пролетариев» и фермеров увязываются с вопросом Украины. В качестве поддержки Украины ЕС пустил на свои рынки дешёвую сельхозпродукцию из Украины, которая серьёзно бьёт по интересам фермеров в странах Европы. Многие страны Восточной Европы законодательно запретили торговлю зерном и некоторыми другими товарами у себя. Чего требуют немецкие и французские фермеры? Того же самого. Макрон, предположим, не прогнётся, а другие вынуждены будут услышать. Украинский фактор – один из серьёзных факторов, который играет в данном случае. Что говорят европейские фермеры? «От нас вы требуете соблюдения всех экологических норм и стандартов, а от них ничего не требуете».
Кто-то проверяет, как на Украине что-то растёт? Нет. Запустили огромное количество продукции по низким ценам. Это может сработать со следующими властями, которые придут на смену Макрону и Шольцу. В Германии возможны даже досрочные выборы, учитывая, что правительство коалиционное, а согласия в нём всё меньше и меньше. Я думаю, что следующие власти, которые придут на смену этим, не смогут не обратить внимания на данный фактор, особенно если ситуация будет меняться и по американским выборам.
В Великобритании Риши Сунаку грозят отставкой. Опрос лидера британской партии «Наследие» Дэвида Кертена показал, что 87% читателей его блога хотели бы видеть президента России Владимира Путина на должности премьер-министра Великобритании, а Сунака - всего 9,2%. Бывший премьер-министр Великобритании Лиз Трасс снялась в документальном фильме, где рассказала о недовольстве Лондона контактами президента Франции Эммануэля Макрона с российским лидером Владимиром Путиным после начала спецоперации на Украине. «Во время войны я была разочарована господином Макроном. Думала, что он посылает очень противоречивые сигналы о решимости Запада», — заявила она.
Сергей Михеев: Это риторика немудрых политиков в стиле «давайте доведем всё до ядерной войны».