Микеланджело, как известно, к живописи относился прохладно и художником себя не считал, хотя и создал одно из величайших произведений в истории мировой живописи - фрески Сикстинской капеллы. Интереснее ему было заниматься скульптурой. Эль Греко, как-то сказал: "Хороший был человек Микеланджело, но рисовать, прости Господи, совсем не умел." При всем уважении к Эль Греко разрешите не согласиться, "рисовать" Микеланджело все-таки умел, и еще как! Просто он делал это очень быстро, не считая, что живопись является чем-то сложным и не понимал, как вообще можно тратить много времени на какие-то картины.
Сегодня я расскажу о картине Микеланджело , которую видела своими глазами во Флоренции, "Святое семейство" или "Тондо Дони"
Тондо – круглая по форме картина, получившая широкое распространение во Флоренции в эпоху Возрождения. «Святое семейство» – единственная из завершенных и дошедших до нашего времени картин Микеланджело, выполненных на дереве. Да, раньше рисовали на дереве. Но , когда стали появляться заказы на огромный картины для герцогов и кардиналов, стало неудобно в плане доставки картин . Перешли на холст. Считается, что «Тондо Дони» - единственная сохранившаяся картина, написанная Микеланджело самостоятельно, без помощи помощников.
Тондо было заказано Аньоло Дони, богатым ткачом, в ознаменование его брака с Маддаленой Строцци, дочерью влиятельного банкира. Кстати, форма тондо тоже отнюдь не случайна - в эпоху Возрождения она ассоциировалось с подарком по случаю свадьбы или рождения ребенка. Сначала к этим датам дарили подносы, которые расписывались художниками. Со временем состоятельные заказчики просили делать форму подноса крупнее, пока не стало понятно, что это уже никакой не поднос, а целая картина. Но понятно было одно, круглая формы картины - это всегда подарок.
На картине – изображение Святого Семейства. Все центральное пространство картины занимают Дева Мария, Иосиф Обручник и Младенец Иисус, образующие живую группу. Мария и Иосиф представляют Младенца зрителю, что может быть прямой отсылкой к имени заказчика произведения - Дони, что в переводе с итальянского означает «подарки». Чуть поодаль, согласно тосканской традиции, Иоанн Креститель. Это естественно, что сюжеты картин были библейские. Но очень важно было связать сюжет с семьей заказчика.
Что мы тут видим? Группа на переднем плане выделена не только с помощью цвета. Складки драпировки резко смоделированы, они выглядят застывшими, в меньшей степени похожие на ткани, больше – на скульптуры, застывшие в камне. Всё, как любил Микеланджело. Почти посередине картины проходит горизонтальная линия, выдвигающая группу участников на первый план и отделяющая ее от персонажей на заднем. Она – воплощение идеи закрытого сада, часто символизировавшего непорочность Марии.
На границе, накинув на себя шкуру верблюда, "сидит в засаде" мальчик Иоанн Креститель. То ли мечтает, то ли радуется чему. А на заднем плане мы видим мальчиков без штанов. У меня почему то они вызвали ассоциацию, что в стране Магнолий танцы, стоят мальчонки, стоят в сторонке, чего-то в руках теребят. Потому что на 10 мальчонков по статистике 9 девчат))))) Да простит меня мастер,
Привязать голых мужичков к какому-нибудь подходящему билейскому эпизоду даже у искусствоведов пока никак не получается. Одни считают их фигурами ангелов, другие – символом языческого мироощущения. Кто-то из молодых людей, изображенных в глубине картины, облокотился на камни, кто-то - сидит на них. Очертания камней могут быть связаны с лунным полумесяцем, присутствующим в виде родового герба на плаще Маддалены Строцци, жены Аньоло Дони.
Считается, что оригинальная, богато украшенная резьбой рама начала XVI века, также была задумана самим Микеланджело. На ней – переплетение голов, львов, полумесяцев, цветов. На равном расстоянии друг от друга помещены пять голов. Подобно фигурам на заднем плане, значение этих годов - предмет многочисленных споров.
Что еще интересного известно про это произведение? Неохотно взялся Микеланджело за заказ. Но , не мог отказаться от гонорара, который ему пообещал Дони. А пообещал он ему 70 флоринов. Чтобы было понятно, вот вам небольшая справка, что по чем было в те времена.
Небольшой трехэтажный дом стоил 100-200 флоринов. Аренда дома 15 флоринов в год, помещения от 8 до 20, «сотка» земли 7-9 флоринов. Пара рабочих волов 25, дойная корова 15-20, верховая лошадь 7-85 флоринов. Минимальный набор питания для семьи из 4 человек в начале 15 столетия (хлеб, мясо, оливковое масло, вино, овощи, фрукты) – 30 флоринов в год. Служанке приходящей в год 8 флоринов. Верхняя одежда 4-7 флоринов (но мог быть и кафтан за 100 флоринов). Так что «Пьета» стоила как две лошади, но это годовой доход трёх семей. «Пьета» («Оплакивание Христа») — это одна из ранних и самых знаменитых работ выдающегося художника эпохи Возрождения, скульптора Микеланджело Буонарроти.
Но вернемся к Дони. Итак, он заказал Тондо к дате своей свадьбы. Микеланджело покапризничал, "потянул резину", потом быстренько "нарисовал" библейский сюжет, так как он видел (он художник, он вот так увидел) и ближе к торжеству показал заказчику еще не совсем завершенную картину. А заказчику картина не понравилась! Чтобы было понятно, на картине Рафаэля та самая чета Дони. И жених хотел видеть на картине в образе мадонны свою будущую жену , ну и себя ни много, ни мало в образе Иосифа. А там , бымц! Старик какой-то... и куча голеньких, непонятных , женоподобных мужчинок, сидящих на камнях.
Аньоло возмутился и отказался от этого шедевра. Стал срочно искать нового исполнителя. Микеланджело не расстроился. Его картина могла стать подарком и для кого-нибудь другого. Сюжет вполне подходящий . Дони , поискав того, кто бы мог создать новое Тондо, потерпел неудачу. Никто не соглашался в короткий срок создать достойный шедевр. Времени мало отводилось, свадьба на носу. Ничего не оставалось, как вновь вернуться к Микеланджело. Но мастер согласился доделать заказ, но не за 70 флоринов, а за...140. Вот так. Пришлось согласиться.
Вообще Микеланджело был интересным человеком. Талантливым, умным, жадным. Вот немного любопытных фактов о нем:
1. Микеланджело не был женат - но симпатизировал одной милой вдове. Всякому творцу нужна Муза, выполняющая роль катализатора творческой активности - и Музу Микеланджело звали Виттория Колонна.
2. Сокурсник Микеланджело сломал ему нос. Надо сказать, одноклассники не любили маленького Микеланджело по двум причинам - из-за его многочисленных талантов, сильно превосходивших их собственные, и по причине острого язвительного ума. Вот один "дурачок"по имени Пьетро Торриджано - не выдержал и после очередного издевательства со стороны Буонарроти от всей души врезал ему в нос - да так сильно, что сломал его.
3. Впервые Микеланджело прославился в качестве мошенника. На заре своей карьеры Микеланджело как-то вырезал статую купидона в греческом стиле. Когда Медичи увидел эту работу, он предложил Микеланджело состарить её - сделать так, чтобы скульптура приобрела облик арт-объекта, долго пролежавшего в земле. Иными словами, Медичи предложил Буонарроти выполнить "умело состаренную подделку" - что Микеланджело, не отличавшийся высокими моральными качествами, охотно и выполнил.
4. Для "Давида" Микеланджело использовал мрамор отвратительного качества. Микекланджело было всего 26 лет, когда он взялся за своего Давида - что не помешало мастеру создать монументальную работу (даже с точки зрения размеров, ибо высота этой статуи, предназначенной для кругового обзора, составляет 5 м 17 см) - несомненно, самое великое творение в своей карьере. Огромный каменный блок, известный как «Гигант», изначально предназначался для изготовления скульптур для Флорентийского собора, однако был забракован и пролежал без дела более 40 лет, прежде чем Микеланджело начал работать над ним в 1501 году.
С момента своей установки на площади Синьории во Флоренции, что случилось 8 сентября 1504 года, пятиметровое изваяние Давида стало восприниматься как символ Флорентийской республики и одна из вершин не только искусства Возрождения, но и человеческого гения в целом. В настоящее время оригинал статуи находится в Академии изящных искусств во Флоренции.
5. Микеланджело создавал произведения искусства для девяти разных пап. Микеланджело создавал произведения искусства для девяти пап-католиков , начиная от Юлия II и заканивая Пием IV. Спектр выполняемых им работ был чрезвычайно широк - от от изготовления декоративных украшений для папских кроватей до росписи Сикстинской капеллы.
6. Микеланджело помогал проектировать оборонительные укрепления. В 1527 году семья Медичи была изгнана жителями Флоренции, и было установлено республиканское правительство. Хотя Медичи являлся покровителем Микеланджело, скульптор принял республиканский строй и вскоре взял на себя ответственность за укрепления города.
7.Он работал до последней недели своей жизни. Большую часть последних лет жизни Микеланджело провел в Ватикане в качестве инспектора строительства базилики Святого Петра. Когда Микеланджело сделался слишком слаб, чтобы выходить из дома и посещать стройку, он продолжал присылать прорабам чертежи и рисунки, созданные незадолго до смерти.
8. Микеланджело был состоятельным человеком. Многие художники при жизни влачат жалкое существование и умирают в полной нищете. Однако Микеланджело в рамки этого стереотипа совсем не укладывался.
Напротив, он считался одним из самых богатых художников своего времени. Работая по заказам состоятельных покровителей, таких как Папа Юлий II, он сколотил немалое состояние. Кроме того, он был отличным инвестором, немало заработавшим на удачных вложениях в недвижимость.
9. Работа над Сикстинской капеллой должна была разрушить карьеру Микеланджело. Микеланджело всегда считался больше скульптором, чем художником. Так считал сам Микеланджело - и такого же мнения придерживались его колллеги и соперники - в частности, тот же великолепный Рафаэль или архитектор Браманте. Именно завистливые коллеги по цеху и убедили Папу Юлия II поручить Микеланджело роспись Сикстинской капеллы Микеланджело в надежде, что он потерпит неудачу и его карьере придет конец.
Микеланджело, понимая суть всех этих закулисных ходов и не будучи уверенным в своем мастерстве художника, поначалу отклонил предложение, но в конце концов принял вызов и согласился. Четыре года он практически не спускался на грешную землю со строительных лесов, но в итоге окончательно утёр нос всем своим завистникам и врагам, создав одно из самых знаменитых и выдающихся произведений искусства в истории мировой живописи
10. Микеланджело умер в Риме, но похоронен во Флоренции. Микеланджело умер 18 февраля 1564 года в Риме, не дожив совсем немного до своего 89-летия. Перед смертью он продиктовал завещание со всей свойственной ему немногословностью: «Я отдаю душу Богу, тело земле, имущество родным». Папа Пий IV собирался похоронить Микеланджело в Риме, построив ему гробницу в соборе Святого Петра. В начале марта тело скульптора было тайно перевезено во Флоренцию и торжественно погребено 14 июля 1564 года в францисканской церкви Санта-Кроче, недалеко от могилы Макиавелли.
Я очень сожалею, что последнее фото пришлось взять из интернета. Не смогла я посетить церковь Санта-Кроче, не хватило времни. Вернусь во Флоренцию еще раз, когда-нибудь...может быть...
На этом разрешите откланяться. Завершу данной публикацией тему моего посещения Италии этой зимой.
Спасибо, что были со мной, читали, писали комментарии, ставили лайки.