В конце декабря 2023-го в Северной столице стартовал долгожданный масштабный проект по строительству самого широкого (37,4 м) и первого за последние сорок лет разводного моста в городе. Объект протяженностью около полукилометра (с подходами — 2,3 км) свяжет Большой Смоленский проспект и ул. Коллонтай, существенно улучшив тем самым транспортную доступность в Невском районе.
Напомним, вопрос соединения берегов главной реки Петербурга в этом месте поднимался еще в советское время, причем, в первой половине прошлого столетия. Сооружение с тех пор неоднократно попадало в Генплан города, но к его возведению при СССР так и не приступили. В 2000-х рассматривались самые разные варианты, включая тоннель и высокий мост. Однако в итоге остановились на разводной конструкции.
На протяжении последних пятнадцати лет относительно данной инициативы поступала самая разная информация. Начать стройку обещали не раз. В 2015-м, когда были завершены предпроектные работы, власти честно заявили, что денег на эти цели пока нет. Позднее стало известно, что проект реализуют с привлечением частных инвестиций.
О готовности вложиться в кампанию сообщил холдинг Setl Group, согласовавший с муниципалитетом жилую застройку на месте бывшего Невского завода на проспекте Обуховской Обороны. Летом 2022-го губернатор Петербурга Александр Беглов анонсировал начало работ в 2025-м. Но в январе 2023-го чиновник сообщил, что подготовительные мероприятия на площадке начнутся уже до конца года. Так и случилось.
Торжественная церемония открытия закладного камня Большого Смоленского моста состоялась 24 декабря. Тогда отмечалось, что реализация проекта обойдется в 50 млрд руб. (27 млрд руб. — бюджетные средства). Два года назад озвучивалась сумма в 30 млрд руб. Но уже в январе 2024-го издание «Фонтанка» обратило внимание на изменения, внесенные местным правительством в адресную инвестпрограмму 2024-2025 годов. Согласно обновленному документу, строительство нового моста оценивается уже в 54,5 млрд руб.
По словам директора СПб ГКУ «Дирекция транспортного строительства» Евгения Варова, проект реализуют за три года. Хотя Беглов в ноябре 2023-го заявлял, что движение по новой дороге через Неву откроют только в 2032 году.
И. о. генерального директора филиала ООО «Байкал-Сервис ТК» в Санкт-Петербурге Павел Сенченко отметил, что Большой Смоленский мост имеет важное значение для города, так как расстояние между Володарским мостом и мостом Александра Невского превышает 6 км. И на набережных между ними в час-пик часто собираются пробки. А с появлением новых жилых микрорайонов проблема станет еще актуальнее.
Будущая переправа с легкими арочными пролетами, которую возведут на десяти опорах, будет иметь шесть полос для автотранспорта, велодорожку, тротуары и трамвайные пути. Как отметил Беглов, данный объект станет двадцатым разводным мостом Петербурга. Последнее сооружение подобного типа возвели в городе в 1982-м — Кантемировский мост.
Одной из наиболее острых проблем в рамках данного проекта является снос исторических зданий, которые в марте прошлого года решением депутатов Заксобрания вывели из границ объектов культурного наследия. Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИК) со своей стороны предлагало альтернативные варианты, которые позволили бы не затрагивать эти объекты. Но они были отвергнуты.