Найти в Дзене

ЧТО БУДЕТ В МИРЕ ДАЛЬШЕ?

На днях мы публиковали материал, в котором проводили параллели между одним из механизмом развала СССР и ЕС – увеличение стоимости энергоносителей. Принцип практически не изменился. Как по «окну Овертона»,

  1. Сначала политическое решение,
  2. Под него политэкономическое обоснование перемен,
  3. Научно-популярный дискурс в качестве открытия, допустимого с переносом в область абсолютно выверенного и верного,
  4. Распространение в СМИ как модное открытие с выводом в очевидность и нормальность для каждого здравомыслящего, давно требующая реализации,
  5. Затем опять же через СМИ требовать реализации,
  6. Далее реализация и попытки оправдания в причинах разницы ожиданий и результатов.

Только в СССР пытались провести развал государства и приватизацию активов через специально допущенных и подготовленных людей под соусом «присоединение к правильному миру», а сейчас в ЕС соус «отсоединение от неправильного мира» – России, в частности от экономических связей (отказ от дешевых энергоносителей, запрет на торговлю и т.д.).

Сегодня же поговорим о том, что нас ожидает или, скорее, может ожидать в ближайшем будущем на основании тех знаний или информации, которую мы имеем. Только не стоит нас упрекать в фантазиях. Скорее, предположения дальнейшего развития ситуации и полит-экономики вцелом.

Бреттон-Вудская система в стадии развала. Монополярный мир долларового доминирования, соответственно, тоже. Расширение рынков сбыта достигло своего предела. Механизм, практически бесконтрольной эмиссии, который обеспечивал через механизм кредитования создание прибавочной стоимости и накачку спроса так же прекратил работать. Ставки стали отрицательными, прибыль в реальном секторе прекратила генерироваться и капитал перекочевал в финансовый и виртуальный сектор. Деривативы, гедонистические и сезонные коррекции, искусственная накачка IT-сектора и т.д. непосредственно к экономике не имеют отношение, но позволяют аккумулировать деньги и получать некую прибыль. Эти инструменты тоже становятся рудиментами. Они без работы реального сектора становятся бессмысленными.

В той же Америке, китайские товары реального сектора вытесняют местную промышленность, так как даже из-за эффекта масштаба стоимость местных товаров становится неконкурентоспособной. Соответственно, нужно трудоустраивать высвобождающих людей, для чего придумывают рабочие места офисного планктона, абсолютно не имеющие отношения к прибавочному продукту. От чего растет количество городских хипстеров. Теряются компетенции (образование перестраивается на подготовку не рабочих и инженеров, а именно таких хипстеров), опыт нивелируется (разрыв между забывающемся опытом и убегающим НТП растет в прогрессии), основные средства (здания, станки, инфраструктура) теряются, антигосударственная политика внедрения в сознание гендерной и личной свободы (ЛГБТ и сексуальной распущенности, гедонизма и эгоцентризма, а также безответственности и отсутствия дорогого имущества) и иные управляемые процессы.

По итогу патриотизм исчезает, защищать государство и Отечество некому и не чем. И элита США, имея огромные деньги понимает, что, если Китай уйдет из страны, ей нечем заполнить освободившийся вакуум. Китай не купить – у них и у самих денег много на столько, что постоянно снижают профицит впрыскиванием во внутренний спрос.

Мы специально рассматриваем сейчас США не как уверенные в том, что это «обитель зла», а как штаб-квартиру неолибералов-глобалистов. Да, некоторую субъектность их государство имеет, но внутри США раздираются противоречиями, что явно отражается и на внешней политике. Как мощнейшее государство со штаб-квартирой неолибералов-глобалистов лишь самый красноречивый системный пример. Пример флагмана.

  • Таким образом, сейчас сложилась ситуация, когда невзирая на крайней степени потребность - реанимировать экономику не получается. Для эффекта масштаба, который позволит снизить издержки и, соответственно, себестоимость промышленных товаров нет рынков сбыта.
  • Внутренний рынок сбыта перенасыщен китайским ширпотребом, заменить его более дорогим своим товаром не получается.
  • Эмиссионный капитал вместо инвестиций уходит в финансовый сектор, не малая часть основных средств (здания, станки, инфраструктура и т.д.) либо уже не существуют, либо переделаны, либо обветшали.
  • Кадровый ресурс, необходимый для восстановления, в дефиците, для восстановления нужны и время, и образование, и подготовка. Для тех, кто считает, что хайтек вытащит экономику и наличия там инженеров и специалистов для этого вполне достаточно, то просьба подумать, а где набираться опыту инженеру, сразу на «Айфоне»? Помните поговорку «чтобы стать генеральшей нужно побыть лейтенантшей» и т.п.

Просим отметить, что при этом картина имеет еще несколько важных пазлов. Производство теряет рентабельность не только в промышленности США (и не только), но и в сельском хозяйстве. И кто будет кормить эту огромную «банду» хипстеров, которые ничего производить, да, собственно, и работать не могут? Для интереса можно глянуть процентное соотношение сельского и городского населения «цивилизованных» стран. В США, кстати, уровень урбанизации более 80%. Конечно, далеко не все они бездельники, но ораву эту кто-то должен кормить, а при отсутствии рентабельности иной раз дешевле произведенный продукт выкинуть или уничтожить, чем продавать. Как в тридцатые годы в Америке при голоде в стране зерно вываливали в море.

При падении индустриализации (мы не про точечные предприятия хайтека, хотя, и они, как правило, в Юго-Восточной Азии), бывшие предприятия и инфраструктура требуют обслуживания. Ежегодно и ежедневно. И за чей счет, кем? Первое, на чем экономят – инвестиции и капитальный ремонт. Как и в СССР во второй половине 80-х годов, когда был всплеск крупных инфраструктурных аварий. То же самое начинает происходить и в США. Наверняка вспомните, как в СМИ стали появляться такие сообщения.

Поэтому нагрузка на поддержание инфраструктуры, построенной под предыдущую экономическую модель, будет требовать все больших ресурсов, а эффективность ее будет падать. Соответственно, начнутся и сокращение, и отключение инфраструктурных мощностей. Например, признают бесперспективным какой-нибудь населенный пункт и отключат от сетей ресурсного снабжения. И не стоит думать, что проблема износа коммунальной инфраструктуры – российская особенность. У нас она отягощена тотальным воровством и более длительным запустением.

В «развитых» странах в коммунальной сфере, как правило, работают (имеется ввиду, «руками») иммигранты. Да-да, проблема иммиграции не только в России. В США на волне предвыборной гонки это может послужить началом даже некоей гражданской войны. Техас на днях просто выгнал с рабочих мест пограничников и своими силами стал обеспечивать охрану границ от наплыва мигрантов, на что Байден пригрозил ввести войска, а губернатор Техаса пригрозил это считать вторжением. Напомним, что США — это конфедерация, а правильный перевод аббревиатуры – Соединенные государства Америки. И хотя гражданской войной можно списать на Байдена все «грехи» системы, убрать конкурентов, переформатировать или отложить резкие решения и даже отложить выборы, но, надеемся, до этого не дойдет. Вместе с тем, определенная логика в этом есть.

При нарастании (а кто сказал, что это нельзя скатализировать?) проблем с привычной уже нам комфортной жизни, которую обеспечивает именно инфраструктура. Если россиянин, еще в большинстве своем, понимает, что такое жить без света, без воды и т.д., то в США и ЕС это из области жесткого фэнтези. Влить деньги в ЖКХ? Отлично! Проводим эмиссию – вливаем. Но деньги, как обычно, расхищаются на самом верху, выводится в финансовый сектор и тонким ручейком спускаются вниз. На энтузиазме простых работников? Они, в большинстве своем, мигранты, которые не только малооплачиваемые, но и большинство денег отправляют домой. Патриотизм к принимаемой стране, где нарастает напряженность к миграционной политике? Не смешите. У нас в стране, ассимиляция, очевидно, провалилась. И это при том, что схожая ментально-ценностная база. В США и ЕС, где всячески пропагандируется идеи отказа от традиционных ценностей принятие этого мусульманами ЕС и католиками-латиносами – неприемлемо. А тут еще если им и денег не платить?

Ну, и один из важных моментов. Так называемый хайтек имеет не просто естественный скачок в разработках, спросе и предложении. Его искусственно подпитывали. Как могли и пока могли. Поэтому не только финансовый сектор начинает сокращать работников, но и высокотехнологичные компании. Почему? Все логично. Сравнительно низкие цены на товары этого сектора и высокие темпы научных разработок и, соответственно, обновления обязаны массовому вливанию денежных средств в инвестиции (пока оставим вопрос для чего), раскрутки моды на них и дотации населения для повышения потребления и спроса. А сейчас потребление падает, как мы уже говорили.

Монополярный мир, который мог позволить по системе странового разделения труда обеспечить через эффект масштаба относительную рентабельность научных разработок, и производства, сейчас доживает последние времена. Возможно, год-два. А теперь получается, что производственный цикл должен быть локализован на более меньшем центре политэкономической силы или валютной/технологической зоны. Соответственно, вырастут издержки. И это при падении уровня жизни. Кто же будет оплачивать продолжение технологического развития, перенос основных средств для локализации, восстановление учебной базы, обучение и развитие кадров? И сколько нужно для этого времени?

Продолжение в следующей части.

Наш телеграм - https://t.me/pp_consulting

Пожалуйста поставьте нравится! И не забудьте подписаться, чтобы не пропустить наши материалы) Нажмите поделиться с другом и отправьте статью своим знакомым👇🏻 Так вы поможете нам развиваться.