153,6K подписчиков

«Золотое дно»: захватывающий сериал о богатых негодяях с роскошной Юлией Снигирь и мощным Алексеем Гуськовым

28K прочитали

С 29 января на НТВ начинается показ резонансного проекта. Почему его надо смотреть – пробуем разобраться.

Еще в сентябре, когда онлайн-кинотеатр Иви представлял сериал на фестивале «Новый сезон», индустрия отметила: несмотря на то, что история явно косплеит американских «Наследников», сделана она весьма качественно.

С 29 января на НТВ начинается показ резонансного проекта. Почему его надо смотреть – пробуем разобраться.

Глубоко проработанные персонажи, яркие актерские работы (некоторые исполнители раскрываются тут как никогда ранее), плюс сюжет, который раскачивает зрителя словно на качелях, погружая то в низины человеческих пороков, то на вершины возвышающих поступков. Сценарий создан Сергеем Минаевым – знатоком жизни чиновников и олигархов, и Дмитрием Минаевым — однофамильцем и одним из авторов «Последнего министра». По словам первого, «два года назад начались процессы поколенческой передачи бизнесов: старое поколение уходило — в лучший из миров или отдыхать, и приходили дети. Где-то это заканчивалось хорошо… А где-то это происходило ужасно, особенно если участвовали жены, бывшие жены, начинало все делиться — кровь, говно и волосы — и рушились бизнесы». Одну из таких историй Сергею рассказали в деталях, он начал писать с соавтором на излете ковида и за полгода каждый придумал по 22 эпизода. И то, как прописана в сериале подноготная большого бизнеса, механизм всех этих серых схем, весь этот процедурал, выглядит не менее интригующе, чем личная жизнь богатых, которые, как водятся, «тоже плачут».

Да, с культовыми американскими «Наследниками», выдержавшими четыре сезона, много схожего: болезнь и смерть владельца бизнес-империи в обоих сериалах становится триггером, запускающим ряд необратимых процессов, в которых вскрываются не только потаенные устремления и амбиции наследничков, но и их обиды, комплексы и страхи. Да, сопереживать всем этим негодяям и тут, и там сложно. Да, слоган нашего проекта не оставляет иллюзий об отсылках — «наследники в борьбе за миллиарды». Но, безусловно, есть у «Золотого дна» и очарование собственное — самые из богатых и влиятельных людей тут ведут себя иногда очень по-российски.

Юлия Снигирь в сериале «Золотое дно»
Юлия Снигирь в сериале «Золотое дно»

Однако к сюжету. Владелец крупного бизнеса – строительного концерна «Галактика» плюс винодельни и прочих «пароходов», Алексей Градов (Ростислав Бершауэр) празднует юбилей. В роскошном доме собирается вся семья – предыдущая и последующая жены, трое взрослых детей от двух браков. Все натужно изображают радость: по-настоящему тут никто никого не любит. А тем временем над бизнесом сгустились тучи: приятель Градова, его сват и чиновник Геннадий Кудрявцев (Игорь Гордин), помогавший выигрывать тендеры, лишается хлебной должности в министерстве. В его логике Градов должен немедленно предложить ему управляющую должность в бизнесе и согласиться на все его затеи вроде роскошного отеля при винодельне. Однако Алексей к этому не готов, он предлагает экс-чиновнику подождать лет пять, апеллируя к тому, что заплатил ему за тендеры уже столько денег, что можно спокойно расслабиться и ни о чем не думать. Но Кудрявцев амбициозен. Отказ приятеля он воспринимает как объявление войны и немедленно приступает к действиям. Он анализирует пул акционеров «Галактики», находит у каждого свой скелет в шкафу или больную мозоль и начинает на нее яростно давить. Интриги, рожденные в иезуитском мозгу Кудрявцева, ставят бизнес Градова на грань катастрофы, и Алексей срочно летит в Ниццу к отцу (Алексей Гуськов), когда-то основавшему эту компанию, чтобы посоветоваться. Отношения отца и сына далеко не идеальны, Градов-старший обвиняет отпрыска в недальновидности и неумении вести дела и советует немедленно мириться с Кудрявцевым и дать ему все и даже больше. Алексей не согласен, в пылу спора он спрашивает отца: «А ты когда-нибудь меня любил?». Впрочем, этот вопрос и ему самому могли бы адресовать все его дети и женщины. По дороге домой у Алексея случается сердечный приступ, и он умирает.

Ростислав Бершауэр в сериале «Золотое дно»
Ростислав Бершауэр в сериале «Золотое дно»

Не успев поскорбеть должным образом, старший Градов, Юрий, летит в Москву, чтобы взять контроль над компанией в свои руки. А заняться есть чем: члены семьи уже пытаются растащить бизнес, действуя по принципу лебедя, рака и щуки. К управлению допущены все: младшая внучка Полина (Ангелина Пахомова), сосредоточенная на личной жизни, не шатко не валко занимается пиаром и блогерами, средний внук Антон (Валерий Карпов), молодой человек с явными ментальными проблемами и склонностью к паническим атакам, – закупками, а старший – жестокий нарцисс Дмитрий (Павел Попов) – явно видит себя на вершине Олимпа: отец долгие годы обесценивал все его идеи – настало время отыграться! Первым делом Дмитрий увольняет правую руку отца и его же любовницу – финансового консультанта Надежду с говорящей фамилией Воскресенская (Юлия Снигирь). Далее он обостряет конфликт с Кудрявцевым и акционерами до предела. При этом в рот смотрит собственной жене – HR-руководителю (Юлия Франц), которая занимается подбором персонала в соответствии с … раскладами карт Таро. Отношения мужду членами семьи чудовищные: эти сытые, одетые в бренды люди похожи на тарантулов в банке — агрессия, зависть, ревность — вот чувства, которыми они живут.

Приехавший дед быстро и жестко наводит порядок: возвращает Надежду в офис, ставит на место всех членов семьи и пытается выстроить диалог с акционерами и Кудрявцевым. Ему во всем помогает умная, способная выстраивать антикризисные стратегии и упреждать удары конкурентов Воскресенская. Градов-старший неминуемо влюбится в нее. Но не он один…

Алексей Гуськов и Юлия Снигирь в сериале «Золотое дно»
Алексей Гуськов и Юлия Снигирь в сериале «Золотое дно»

Сюжет будет делать головокружительные кульбиты, за жизнью не очень положительных героев и не имеющим к тебе никакого отношения бизнесом зритель будет наблюдать как за своим, родным — и этим «Золотое дно» весьма напоминает «Наследников». Нам предложат последить и за тем, почему и как каждый из персонажей стал таким – и почти во всех случаях мы получим ответ: извечный конфликт отцов и детей, невнимание старшего поколения, неумение транслировать безусловную любовь чревато тем, что закомплексованный человек, годами сдерживающий свои обиды, когда-нибудь да и решится на бунт и предательство.

Актерская игра в сериале выше всяких похвал. Алексей Гуськов демонстрирует и мощь, и отчаяние слабеющего вожака стаи. Юлия Снигирь как всегда играет женщину с «двойным дном»: она – не то, что говорит и делает. Павел Попов, запомнившийся нам в роли истеричного актера в сериале «Актрисы», в «Золотом дне» превзошел себя, расцвел и продемонстрировал ярчайший образ деспотичного мажора, мечтающего доказать всему миру, что он чего-то стоит. Юрий Насонов, которого мы узнали в «Колотушке», играет тут блогера и возлюбленного Полины и тоже обращает внимание своей органикой. Жены среднего Градова – Ольга (Наталья Вдовина) и Ирина (Виктория Маслова), холодные и ослепительные красавицы – мастерски воплощают саму меркантильность и крайний эгоцентризм. Игорь Гордин, кажется, воплотивший в российском кино всех «серых кардиналов» — от соратника Петра I Меншикова до сенатора Победоносцева в «Плевако» и директора «Большого театра» в сериале «Балет», мастерски обыгрывает здесь несоответствие благообразной внешности и грязной души, в потемках которой невозможно отыскать любовь даже к внебрачному сыну. Использовать и выбросить — вот как живет этот герой — не оглядываясь, не рефлексируя. Ну а самая большая боль – это Ростислав Бершауэр, который искрометно врывается в первую серию и держит ее всю на своем обаянии, а потом исчезает и больше не появляется даже во флешбэках – жаль!

Виктория Маслова в сериале «Золотое дно»
Виктория Маслова в сериале «Золотое дно»

Авторы сериала, а снят он 35-летним Ильей Ермоловым (режиссером обратившего на себя внимание проекта «Разрешите обратиться»), создавая своеобразную антологию жизни богачей, с иронией показывают, как страшно они далеки от народа. Самая младшая из Градовых, снимая квартиру, не в состоянии понять: 80 тысяч рублей – это в сутки или в месяц. Оптимизируя бюджет компании, попавшей в сложное положение, члены семьи в качестве «самого необходимого» оставляют дико дорогую VIP-ложу на футбольном стадионе, виллу в Ницце, собственность на Сардинии и частный самолет. Один из акционеров, решив, что деньги дают право называться аристократом, заводит себе виноградники и дворец в Краснодарском крае, миксуя там «французское с нижегородским»… И все же «Золотое дно» — кино не про социальное неравенство и классовое расслоение. Прежде всего это остросюжетная история с элементами детектива, каждая серия которого заканчивается весьма эффектным трюком: прибывшие или убывшие голоса акционеров добавляют или убирают, показывая в кадре бутылки вина с изображением того или иного персонажа.

Юлия Франц и Павел Попов в сериале «Золотое дно»
Юлия Франц и Павел Попов в сериале «Золотое дно»

Есть, конечно, в этом сериале и шероховатости. Если начнешь выстраивать в голове возраст трех поколений Градовых — придешь к выводу, что кто-то из них стал отцом в несовершеннолетнем возрасте. К финалу, к седьмой и восьмой сериям, история как будто выйдет из-под контроля авторов, вдохновляющихся американскими «Наследниками», и сделает разворот в сторону проектов канала «Россия»: появится лестница, с которой кто-то обязательно трагически упадет (пора запрещать этот сценарный прием законом!). В конце образуются и неожиданные альянсы, и конечно, жирный намек на продолжение истории. Но при всех перечисленных недочетах наблюдать за попытками разобраться в жизни, характерах и поступках людей, как это модно сейчас говорить, «оторвавшихся от реальности», весьма интересно. Как и за местью, которая подается холодной.