После завершения Brexit гипотетический выход Германии из Евросоюза спровоцировал бы ликвидацию еврозоны и формирование новой европейской экономической картографии, которая будет подразумевать возвращение к герметичным экономическим блокам.
Доктрина долгового тормоза
Как отмечает Джоэл Коткин в журнале Forbes, на протяжении десятилетий «страны Севера (Германия, Норвегия, Швеция, Дания, Голландия, Финляндия и Соединённое Королевство) компенсировали очень низкие показатели рождаемости и снижение внутреннего спроса прибытием иммигрантов и созданием высокопроизводительных экономик, ориентированных на экспорт». Таким образом, следуя доктрине Schuldenbremse (долгового тормоза), которую Германия ввела в свою Конституцию в 2009 году, неизбежной целью было, чтобы «каждое поколение оплачивало свои расходы и не потребляло налоги, которые их дети будут платить в виде долга».
Германия добилась бы последовательного экономического профицита за последние пять лет: нулевые или отрицательные процентные ставки, введённые ЕЦБ, требовали меньше денег для погашения государственного долга и позволяли ей накапливать резервы для борьбы с социальным кризисом, связанным с массовым увеличением инвестиций, оцениваемым в 20 миллиардов евро, для стимулирования экономики.
Пробка из-за немецкого локомотива
Однако, согласно анализу Немецкого института экономических исследований (DIW), в настоящее время Германия была бы обременена войной на Украине и полным сокращением поставок российского газа, что уже привело бы к сокращению примерно на 100 миллиардов евро (2,5% ВВП). Это сокращение будет иметь в качестве побочных эффектов вступление экономики в рецессию и рост уровня безработицы в сочетании с безудержной инфляцией и урегулированием профицита торгового баланса.
Таким образом, согласно euronews.com, немецкий локомотив в четвёртом квартале 2023 года замедляется (отрицательный рост на 0,3% ВВП) из-за роста цен на энергоносители, сокращения промышленного производства из-за слабого европейского спроса, стагнации внутреннего потребления и потери конкурентоспособности по отношению с остальным миром. Всё это привело к серьёзному сокращению экспорта на 1,2% в 2023 году.
С другой стороны, повышение процентных ставок ЕЦБ до 4,5% в сочетании с безудержной инфляцией в 5,9% в 2023 году привело к стагнации реальной заработной платы в Германии, налоговым корректировкам и сокращению сельскохозяйственных субсидий, что вывело бы немецких фермеров и другие профсоюзы на тропу войны.
Чарльз Дюма (Lombard Street Research, Лондон) утверждает, что «возвращение к заветной немецкой марке сократило бы прибыль, повысило производительность и реальные доходы потребителей, потому что вместо того, чтобы ссужать излишки сбережений периферийным странам, немцы могли бы наслаждаться лучшим уровнем жизни в своей стране».
Усиление социального разлома
Согласно недавнему отчёту ЕС, 7,5 миллиона немцев будут работать в секторе занятости с низким доходом (мини-работа), а по данным неправительственной организации Paritätischer Gesamtverband, доля людей, подверженных риску бедности, в Германии составит 14% (16,6% населения).
Наряду с высоким уровнем иммигрантов в Германии (почти 20%) это приведёт к обострению ксенофобских настроений в немецком обществе (особенно среди восточных немцев) из-за сокращения предложения рабочей силы, последующей жёсткой конкуренции за рабочие места и превращения многих отдалённых районов в настоящие гетто иммигрантов, так что можно предвидеть впечатляющий рост ультраправых группировок на следующих выборах 2025 года.
К Декситу?
Согласно опросу, проведённому TNS-Emnid для еженедельного журнала Focus, 26% немцев подумали бы о поддержке партии, которая хочет вывести Германию из зоны евро. Восходящая звезда немецкого политического небосклона «Альтернатива для Германии» (AfD) изначально была сформирована учёными и бизнесменами, но может быть радикализирована и принять ксенофобские постулаты, такие как возможная высылка миллионов иностранных граждан. Кажется, она готова рассмотреть и возможность проведения референдума о выходе Германии из еврозоны (Dexit).
Гипотетический выход Германии из еврозоны означал бы начало распада Евросоюза и зарождение новой европейской экономической картографии, что будет означать возвращение к застойным экономическим режимам и триумфу США в достижении балканизации Европы.