Найти в Дзене
Катехон

Запад извлекает уроки из поражения украинского контрнаступления

Эксперты и специалисты признают улучшение возможностей российской армии и предлагают ВСУ быстрее адаптироваться к критической ситуации

Последние успехи вооружённых сил России на украинском фронте вынуждают представителей НАТО признать боеспособность Москвы. По политическим причинам они не говорят об обречённости Украины, а продолжают кормить Киев обещаниями и, время от времени, поставлять новые образцы военной техники и боеприпасов.

Сокращение времени реагирования на разведывательные удары, создание 700-километрового фронта, заполненного плотно установленными минными полями и противотанковыми средствами, а теперь и два года уроков ведения боевых действий превратили российскую армию в гораздо более «опытную» силу, предупредил на прошлой неделе высокопоставленный представитель министерства обороны Великобритании.

Чиновник предположил во время международной конференции IQPC по бронетехнике в Лондоне, что эти новые изменения в операциях российской армии сделали длительное контрнаступление Украины «трудным». Он объяснил, что, несмотря на менее изощрённую российскую тактику — такую как укладка мин друг на друга для поражения машин по разминированию, её оборонительные рубежи «хорошо построены, хорошо защищены и хорошо замаскированы».

Чиновник, выступая на условиях анонимности в соответствии с правилами конференции, далее отметил, что российская армия продемонстрировала «широким использованием» ударов беспилотников, что украинские инженерные и эвакуационные машины считаются «ценными целями». Считается, что разведывательные действия также улучшились. «Мы думаем, что у них [российской армии] время реагирования на данный момент составляет от 3 до 6 минут, и со временем оно становится лучше», — сообщил британский чиновник.

Прогресс России привёл к тому, что Украина прибегла к тактике, методам и процедурам, более соответствующим эпохе Второй мировой войны, в результате чего украинской армии пришлось полагаться на танки, которые «преимущественно» выполняли функции огневой поддержки для защиты спешившейся пехоты. Затем украинским солдатам предстоит «трудная работа по расчистке препятствий, мина за миной, живой заслон за живым заслоном», — поделился чиновник.

Оценка была дана спустя несколько месяцев после того, как главнокомандующий Украины генерал Валерий Залужный заявил, что его войскам не удалось прорваться через российские минные поля, установленные на глубине от 15 до 20 км. Это показывает понимание, что ВСУ, также как и их западным партнёрам из НАТО, трудно противостоять российской системе дистанционного минирования, поскольку её можно использовать для развёртывания минных полей быстрее, чем украинские сапёры могут их уничтожить.

Кроме того, Украина продолжает страдать от нехватки боеприпасов на фоне того, что промышленность изо всех сил пытается удовлетворить производственные потребности. Несмотря на это, Великобритания продолжает оказывать Украине полную поддержку. Ранее в этом месяце она пообещала выделить 2,5 миллиарда фунтов стерлингов (3,2 миллиарда долларов) на дополнительное финансирование поставок оружия Киеву, включая ракеты большой дальности, беспилотные летательные аппараты, средства противовоздушной обороны, артиллерийские боеприпасы и морское оборудование.

«Обширная» кампания по пожертвованию техники британской армии предоставила Украине более 300 единиц бронетехники, включая основные боевые танки Challenger-2, платформы противовоздушной обороны и самоходные артиллерийские установки, в дополнение к более чем 300 машинам маневрирования и материально-технического обеспечения, отметил высокопоставленный представитель Великобритании.

Обращаясь к урокам, извлечённым на Украине, чиновник сказал: конфликт подчеркнул, что общевойсковое вооружение остаётся «единственным способом победить решительного врага», — и признал, что сочетание «старых и новых технологий» доминировало в боевых операциях с обеих сторон.

Искусственный интеллект, машинное обучение, космическая разведка, наблюдение и рекогносцировка и «распространение» данных из открытых источников также сильно повлияли на конфликт, предположил чиновник, добавив, что наступательные операции «значительно сложнее проводить» по сравнению с выполнением оборонительных действий.

Американские эксперты считают, что успехи российской армии в минувшем году по сравнению с 2022 годом связаны с тем, что российские бригады и полки часто удерживали линию фронта двумя или тремя батальонами недостаточной численности, некоторые из их полков тем летом оборонялись шестью или более батальонами с дополнительными батальонами для ротации. Они также продолжали создавать новые армии с солдатами-контрактниками, такие как 40-й армейский корпус и 25-я общевойсковая армия, развёрнутые прошлым летом. Они могли выдержать гораздо большее истощение и сдерживать натиск, а сетевая оборона мешала Украине использовать тактические успехи. Российские войска также не сталкивались прошлым летом с теми же проблемами материально-технического обеспечения, что и в Херсоне ранее, и в целом российские действия в обороне казались улучшенными по сравнению с атаками.

У новых украинских бригад, прошедших подготовку в НАТО, не было достаточного времени для развития сплочённости подразделений или обучения как единого целого. Кроме того, командиры батальонов и бригад и штабы часто испытывали трудности с эффективным использованием подразделений выше ротного уровня. Эти результаты не удивительны, учитывая, что перед новыми украинскими бригадами с мобилизованными солдатами была поставлена задача прорвать очень сильную оборону, что является одной из самых сложных задач после сжатых сроков обучения. В США считают, что в дополнение к необходимости специальной подготовки новых подразделений, вместо формирования новых бригад, возможно, предпочтительнее присоединять вновь подготовленные батальоны и роты к существующим бригадам или батальонам, соответственно. Таким образом, эти подразделения могут получить преимущество от опытного командира, соседних пехотных подразделений и вспомогательных средств, таких как артиллерия и инженеры.

Однако недостаточная подготовка для масштабной работы была не единственной проблемой. Без необходимого преимущества в борьбе с обстрелами или вспомогательных средств само по себе обучение не изменило бы результата. Это необходимый, но недостаточный компонент для будущего успеха. В конечном счёте, Украина не смогла в достаточной степени ослабить или подавить российские противотанковые средства, что сделало невозможным эффективное массовое применение бронетехники, а атаки небольшой группы пехоты не приведут к прорыву мощной обороны. Также были варианты общей стратегии, которые усугубляли риск. Проведение трёхстороннего наступления с привлечением одних из лучших сил, выделенных в Бахмут, привело к расколу украинской артиллерии и наиболее опытных войск. После того, как первоначальная операция по прорыву провалилась, и украинские силы значительно скорректировали тактику, стратегия оставалась неизменной в течение следующих четырёх месяцев.

В США эксперты считают, что при планировании следующей крупной операции, которая, скорее всего, состоится не раньше 2025 года, Западу и Украине следует избегать планирования последнего наступления. Технологии и тактика в этой войне меняются каждые несколько месяцев. Если в начале наступления проблемой были минные поля и окопы, поддерживаемые бронетехникой, артиллерией и боевой авиацией, то к его концу беспилотники, управляемые оператором, стали одной из главных проблем. Между тем, основную контрбатарейную угрозу украинской артиллерии представляют беспилотники-камикадзе «Ланцет». Одной из ключевых проблем для перспектив будущих наступательных операций Украины является и доступность артиллерийских боеприпасов. Прошлым летом Украина смогла достичь темпа стрельбы примерно в 225 тысяч артиллерийских снарядов в месяц, что более чем в два раза превышает примерно 90 тысяч выстрелов, которые она выпускала в месяц прошлой зимой; однако это стало возможным только благодаря вероятной единовременной передаче артиллерийских снарядов из Южной Кореи в Соединённые Штаты для пополнения поставок на Украину. Даже с этими боеприпасами администрация президента Джозефа Байдена была вынуждена применить кассетные боеприпасы, чтобы продлить наступление Украины на осень. Западных мощностей по производству артиллерии недостаточно для покрытия расходов Украины даже только на оборонительные цели, что требует продолжения поставок кассетных боеприпасов со складов, чтобы восполнить пробел уже в этом году.

Артиллерийские боеприпасы, поставляемые Западом, в будущем вряд ли смогут поддерживать темп стрельбы, превышающий российский, в размере 10 тысяч выстрелов в день или более, который будет устойчивым к 2025 году, если ничего не изменится. Поскольку прошлым летом Украина не смогла преодолеть оборону России с количественным преимуществом в артиллерийских боеприпасах, перспективы будущих наступлений будут хуже, если Украина и её сторонники не смогут компенсировать это за счёт развития других преимуществ. Это означает, что в будущем объём артиллерийского огня придётся дополнить беспилотными летательными аппаратами и другими средствами нанесения высокоточных ударов. В качестве альтернативы, после адаптации России к огневым ударам высокомобильных артиллерийских ракетных систем по логистическим узлам, Западу, возможно, придётся придумать другие способы снизить российскую скорострельность или снизить её эффективность. Российские усовершенствования в области радиоэлектронной борьбы снизили эффективность боеприпасов, управляемых системой глобального позиционирования НАТО, таких как высокомобильная артиллерийская реактивная система залпового огня и артиллерийские снаряды Excalibur, что, возможно, на Украине и в НАТО будут учитывать при будущих поставках высокоточных боеприпасов. Если там будут достаточно мудрые стратеги, то они будут учитывать адаптацию и технологические инновации на поле боя, которые могут увеличить или компенсировать эти требования.

Для России это является явным сигналом усилить огневую мощь именно в этом году, чтобы сломать украинскую оборону и продвинуться вглубь территории, чтобы отодвинуть зону поражения от российских городов. Очевидно, что необходимо увеличение единиц сверхзвукового оружия, чтобы поражать места складирования боеприпасов и техники по всей Украине. Вероятно, что Запад попытается предпринять какие-то политические и дипломатические шаги. Но, судя по заявлениям руководства России, на условиях Киева никто не собирается вести переговоры.