Он прицепился к поручням вагона и так ехал несколько часов. На остановке мужчина весь в пыли, грязный и усталый залез в вагон и попросился ехать дальше. Объяснил, что денег нет, а ехать надо. Я не нашлась как поступить в данном случае, оставив пока его в вагоне. Поступок меня озадачил, мужчина действительно устал, столько проехав прицепом. Как его высаживать среди дороги, куда он дальше пойдёт? Что с ним будет? Ехать ему было ещё примерно полдня. Ну ладно, как-нибудь переживём, лишь бы не пошли проверять контролёры. За время поездки проверяли один раз ночью, когда проезжали по территории Казахстана. По вагону шли контролёры-казахи, подсвечивая себе фонариком, считали по головам, потом сверяли билеты. Лишних не нашли, хорошо что не выбросила старые билеты, так что всё сошлось и закончилось благополучно. Моя сменщица подсадила аж четырёх безбилетников и я едва избежала неприятностей. Пейзаж за окном был однообразный, сплошная степь. На одной из станций услышала странный звук какого-то животного, посмотрела в ту сторону, оказался осёл. Дальше в пути начали встречаться верблюды. Дорога долго длилась вдоль озера Балхаш.
На станциях велась бойкая торговля вяленой рыбой. Покупать рыбу мне не посоветовал пассажир из нашего вагона, объяснив, что рыбу вялят на кизяке, то есть на сухих навозных лепёшках. Жаль, а выглядела рыба так аппетитно!
В Караганде полностью поменялся состав пассажиров. Зашли одни казахи со своими порядками и привычками. С утра их с трудом напоила чаем, допотопный титан не справлялся с наплывом желающих попить чая. В очередь стояли со своими заварочными чайниками, не давая мне заваривать свой, выданный на реализацию. Чая пили много, по шесть стаканов. Цена на чай тогда была три копейки, но казахи сдачи не брали, у них так не принято. Удивляло ещё то, что обувь они не снимали, усаживаясь с ногами на спальное застеленное место. Женщины все в национальной местной одежде, в свободных платьях и в штанах. В жарком климате это долно быть удобно и практично. Поздно вечером пришлось выгонять какого-то узбека из служебного помещения, который попытался меня завалить на кучу грязного белья. Треснула по физиономии и подняла шум, после чего тот убежал на своё место. Потом приходил извиняться с большой дыней, просил не обижаться и принять подарок. Подарок милостиво приняли. В Ташкенте очень жарко, если бы не плотная листва посаженных всюду деревьев.
Листья дают надёжную защиту от солнечных лучей. В вагоне вода нагрелась настолько, что можно было помыться, чем мы и воспользовались. В городе на каждом шагу стояли бочки с морсом, такие у нас были, только с квасом. В центральном универмаге стояла прохлада, видимо были установлены кондиционеры в те времена и из магазина не хотелось уходить. Купила тогда дефицитный у нас шампунь, кроссовки, платок с люрексом-подарок для бабушки. Набрали на рынке фруктов и отправились в обратный путь. На третьи сутки заметно похолодало, народ потянулся за покрывалами, под простынками стало прохладно. В душном вагоне фрукты начали портиться ещё в первые сутки, пришлось много выбросить персиков, они первыми не выдержали жаркую атмосферу. Довезла только виноград и груши. В этот рейс мы что-то сильно устали, на уборку вагона уже не осталось сил и мы наняли за деньги бригаду уборщиков после рейсов. Помыли вагон они быстро и профессионально, а мы, с трудом волоча сумки, отправились домой. На отдых давалось несколько дней и снова в новый рейс.
Хочу заметить, что с размещением пассажиров по полкам никогда проблем не было, и никто не требовал моего вмешательства. По ночам, в основном, всё было спокойно, дети не мешали, никто не скандалил. Всегда находился какой-то компромисс, никто не шёл на принцип и не "раскачивал" права. Хотелось бы узнать как сейчас работается проводникам на поездах, насколько изменились правила и сами пассажиры? Пишите в комментариях, обсудим.