Найти тему
Александр Дробышев

Каравеллы сынов израилевых: флот Израиля во время Войны за независимость в 1948-1949 годах.

Днем рождения ВМФ Израиля считается 17 марта 1948 года, когда приказом командующего Хаганы были созданы морские части будущего ЦАХАЛа, хотя более правильно будет считать этой датой 22 мая 1948 года, когда в его состав вошёл корвет А-16 "Эйлат". Но у израильского флота все же была своя предыстория.

В 1934 году в Италии с согласия Муссолини неподалеку от Рима, в порту Чивитавеккья, появилась еврейская Военно-морская академия организации БЕЙТАР. На средства одного из ее спонсоров, бельгийского предпринимателя г-на Киршнера, был приобретен учебный корабль, который получил имя "Сара I" в честь супруги благотворителя, на котором более ста кадетов совершали морские походы по всему Средиземноморью. Позднее приобрели еще два парусных корабля, получивших названия "Леа" и "Некха". В 1935 году БЕЙТАР открыл еще одну военно-морскую школу в Латвии, в Риге. Для обучения был зафрахтован парусный бриг, получивший название "Теодор Герцль". В 1937 году корабль "Сара I" посетил Хайфу и вызвал там настоящий фурор. Выпускники этих школ впоследствии стали руководителями израильских ВМС. Но в преддверии заключения между Италией и Третьим рейхом Стального пакта, академия в Италии была закрыта, та же судьба затем постигла и школу в Риге.

Учебный корабль "Сара I" - бывшая 190 фунтовая (58 м) четырехмачтовая шхуна "Quattro Venti" водоизмещением в 574 тонны (полное 750 тонн), построенная в США в 1898 году. Во время плавания на нем проходило обучение более ста кадетов. Затонул в 1938 году во время шторма в районе острова Корсика.
Учебный корабль "Сара I" - бывшая 190 фунтовая (58 м) четырехмачтовая шхуна "Quattro Venti" водоизмещением в 574 тонны (полное 750 тонн), построенная в США в 1898 году. Во время плавания на нем проходило обучение более ста кадетов. Затонул в 1938 году во время шторма в районе острова Корсика.

Базой создания ВМС Израиля стали корабли, использовавшиеся "Мосад ле Алия Бет" в 1945-1948 годах для перевозки нелегальных репатриантов. Часть из них достигли цели, часть была перехвачена британскими ВМС. После захвата суда отбуксировывались в порт Хайфа, где ставились на прикол, образовав так называемый "Флот теней".

"Флот теней" в порту Хайфа.
"Флот теней" в порту Хайфа.

После завершения британского мандата эти суда были осмотрены и те, что были признаны подходящими, ремонтировались, вооружались и вводились в строй. Организационно ВМС в тот период состояли из двух флотилий – "Большой" и "Малой", а также других подразделений, например морских диверсантов (основа будущей 13-й флотилии). Список этих судов:

"Большая флотилия" - корветы и фрегат:

  • А-16 "Эйлат" - первый боевой корабль ВМС, в Израиле класифицировался как корвет. Бывший вооружённый ледокол береговой охраны США USCG "Northland". Как иммиграционный корабль "Jewish State" с 2664 иммигрантами 2 октября 1947 года был перехвачен британскими ВМС и отбуксирован в Хайфу. 22 мая 1948 года, после ремонта и вооружения, вошёл в состав израильских ВМС. После Войны за независимость "Эйлат" служил учебным судном курса морских офицеров ("Курс Ховлим"). В 1957 году был переименован в "Мацпен" и приписан к 13-й флотилии как транспорт снабжения. Снят с вооружения в 1961 году и затем продан "на иголки".
Водоизмещение стандартное/полное - 1785/2150 тонн. Длина - 66 метра. Ширина - 11,9 метра. Осадка - 4,17 метра.
Силовая установка - 1 электродвигатель 1000 л. с., 2 дизель-генератора по 600 л. с.. Количество валов - 1. Максимальная скорость - 9 узлов. Дальность плавания - 6000 миль при скорости 8 узлов. Экипаж - 89 офицеров и матросов.
Вооружение - на 22.05.48 г. 1х65 мм горная пушка "Mle 1906", 2х1 20 мм зенитных автомата, 2х1 пулемета. На 1950 г. 1х76 мм пушка "Model 1916/1917 Armstrong-Ansaldo", 4х1 20 мм зенитных автомата. После 1957 г. 4х1 20 мм зенитных автомата "Flak 29 apt."("Örlikon Tipe 1SS").
  • Q-18 "Веджвуд"/"а-Шомер" - бывший корвет типа "Flower" HMCS "Beauharnois" ВМС Канады. Как иммиграционный корабль "Yoashia Wegwood" с 1297 иммигрантами 26 июня 1946 года был перехвачен британскими ВМС и отбуксирован в Хайфу. В июне 1948 года поступил на боевую службу в ВМС Израиля, был выведен из эксплуатации в 1954 году и списан в 1956 году.
Водоизмещение стандартное/полное - 1000/1370 тонн. Длина - 63,5 метра. Ширина - 10,1 метра. Осадка - 4,47 метра.
Силовая установка - одна паровая машина тройного расширения 2750 л. с., 2 адмиралтейских котла. Количество валов - 1. Максимальная скорость - 16,5 узлов. Дальность плавания - 7400 миль при скорости 10 узлов и запасе мазута в 337 тонн. Экипаж - 68 офицеров и матросов.
Вооружение - на 18.7.1948 г. 1х75 мм зенитная пушка "Canon CA de 75 modèle 1932", 1х65 мм горная пушка "Mle 1906", 4х1 20 мм зенитных автомата. После 10.11.48 г. 1х102 мм пушка "Model 1914/1915 Schneider-Armstrong-Ansaldo", 1х76 мм пушка "Model 1916/1917 Armstrong-Ansaldo", 4х1 20 мм зенитных автомата. В 1951 г. 1х102 мм пушка "Model 1914/1915 Schneider-Armstrong-Ansaldo", 1х76 мм пушка "Model 1916/1917 Armstrong-Ansaldo", 4х20 мм зенитных автомата "Flak 29 apt."("Örlikon Tipe 1SS").
  • Q-20 "Хагана" - бывший корвет типа "Flower" HMCS "Narsyd" ВМС Канады. Как иммиграционный корабль "Hagana" с 2678 иммигрантами 29 июля 1946 года был перехвачен британскими ВМС и отбуксирован в Хайфу. В июле 1948 года поступил на боевую службу в ВМС Израиля, был выведен из эксплуатации в 1955 году и списан в 1956 году.
Водоизмещение стандартное/полное - 1000/1370 тонн. Длина - 63,5 метра. Ширина - 10,1 метра. Осадка - 4,47 метра.
Силовая установка - одна паровая машина тройного расширения 2750 л. с., 2 адмиралтейских котла. Количество валов - 1. Максимальная скорость - 16,5 узлов. Дальность плавания - 7400 миль при скорости 10 узлов и запасе мазута в 337 тонн. Экипаж - 94 офицера и матроса.
Вооружение - на 18.7.1948 г.1х75 мм зенитная пушка "Canon CA de 75 modèle 1932", 1х65 мм горная пушка "Mle 1906", 4х2 13,2 мм зенитных пулемета "Mitrailleuse de 13,2 mm CA mle 1930". После 10.11.48 г. 1х102 мм пушка "Model 1914/1915 Schneider-Armstrong-Ansaldo", 1х76 мм пушка "Model 1916/1917 Armstrong-Ansaldo", 4х2 13,2 мм зенитных пулемета "Mitrailleuse de 13,2 mm CA mle 1930". В 1951 году 1х102 мм пушка "Model 1914/1915 Schneider-Armstrong-Ansaldo", 1х76 мм пушка "Model 1916/1917 Armstrong-Ansaldo", 5х20 мм зенитных автоматов "Flak 29 apt."("Örlikon Tipe 1SS").
  • Q-22 "Хатиква" - бывший патрульный корабль ВМС США USCGC "Gresham" (WPG 85), в Израиле классифицировался как корвет. Как иммиграционный корабль "Hatikvah" с 1414 иммигрантами 17 мая 1947 года был перехвачен британскими ВМС и отбуксирован в Хайфу. Вступил в строй в мае 1948 г., но уже 26 июля 1948 года его вернули обратно на стоянку "Теневого флота" из-за вышедшей из строя паровой машины. В 1951 году был окончательно списан.
Водоизмещение стандартное/полное - 936/1190 тонн. Длина - 62,6 метра. Ширина - 9,75 метра. Осадка - 3,35 метра.
Силовая установка - одна вертикальная паровая машина тройного расширения мощностью 2250 л. с. (при спуске на воду), 4 односторонних котла. Количество валов - 1. Максимальная скорость - 17 узлов (проектная), но в 1944 году изношенная машина и котлы не выдавали больше 8 узлов. Экипаж - 61 офицер и матрос.
Вооружение - точной информации обнаружить не удалось, упоминаются только 4 "тяжелых" пулемета, судя по имеющемуся фото это спаренные "Mitrailleuse de 13,2 mm CA mle 1930".
  • Q-24 "Маоз" - бывшая яхта немецкой постройки "Argosy", во время Второй мировой войны использовалась как патрульный корабль USCG "Cythera" (PY-31) в береговой охране США. Как иммиграционный корабль "Ben Hecht" с 600 иммигрантами 8 марта 1947 года был перехвачен британскими ВМС и отбуксирован в Хайфу. На вооружении с сентября 1948 г., использовалась как судно снабжения и как базовое судно морских коммандос. Именно с борта "Маоз" были спущены взрывающиеся катера, потопившие флагман египетского флота шлюп "Эмир Фарук". В 1955 г. была продана в Италию, переименована в "Santa Maria del Mare" и служила паромом в Неаполитанском заливе. Продана в 2008 году, была отремонтирована и переоборудована в частную яхту "Rossy One".
Водоизмещение стандартное/полное - 753/800 тонн. Длина - 62,7 метра. Ширина - 9,15 метра. Осадка - 3,3 метра.
Силовая установка - два дизеля Круппа по 2060 л. с.. Количество валов - 2. Максимальная скорость - 15 узлов. Экипаж - 74 офицера и матроса.
Вооружение - на сентябрь1948 г. 1х1 20 мм автоматическая пушка HS-804 на стандартной треноге, 4 взрывающихся катера MTМ. В декабре 1948 г. 1х76 мм пушка "Model 1916/1917 Armstrong-Ansaldo", 2х1 20 мм зенитных автомата, 4 взрывающихся катера MTМ. После 1951 г. 1х76 мм пушка "Model 1916/1917 Armstrong-Ansaldo", 4х1 20 мм автомата "Flak 29 apt."("Örlikon Tipe 1SS"), 6 взрывающихся катеров MTМ.
  • Q-26 "Нога" - бывший американский противолодочный корабль PC-1265 , в Израиле классифицировался как корвет. Поступил на вооружение 31 сентября 1948 года. Снят с вооружения в 1952 году.
Водоизмещение стандартное/полное - 414/463 тонн. Длина - 52,9 метра. Ширина - 7,06 метра. Осадка - 3,3 метра.
Силовая установка - два дизельных двигателя "Hooven-Owen-Rentschler" R-99DA мощностью по 1700 л. с., одинарный редуктор "Westinghouse". Количество валов - 2. Максимальная скорость - 18 узлов. Дальность плавания - 3000 миль при скорости 12 узлов и запасе дизельного топлива в 49 тонн. Экипаж - 40 офицеров и матросов.
Вооружение - на октябрь 1948 г. 3х1 20 мм зенитных автомата, 2х1 7,9 мм пулемета ZB-53. В 1949 году 1х76 мм пушка "Model 1916/1917 Armstrong-Ansaldo", 2х1 20 мм зенитных автомата "Cannone-Mitragliera da 20/77 Scotti", 2х1 7,9 мм пулемета ZB-53. В 1951 году 1х76 мм пушка "Model 1916/1917 Armstrong-Ansaldo", 2х1 20 мм автомата "Flak 29 apt."("Örlikon Tipe 1SS"), 2х1 12,7 мм пулемета AN-M2.
  • Q-28 "Мивтах" - бывший канадский фрегат типа "River" HMCS "Orkney". Поступил на вооружение в апреле 1949 года, уже после окончания боевых действий. В 1959 году был продан Цейлону.
Водоизмещение стандартное/полное - 1460/2180 тонн. Длина - 91,8 метра. Ширина - 11,2 метра. Осадка - 3,89 метра.
Силовая установка - две вертикальных паровых машины тройного расширения суммарной мощностью около 5500 л. с., 2 адмиралтейских котла. Количество валов - 2. Максимальная скорость - 20 узлов. Дальность плавания - 7500 миль при скорости 15 узлов и запасе мазута в 646 тонн. Экипаж - 107 офицеров и матросов.
Вооружение - на июль1949 г. 2х102 мм пушки "Model 1914/1915 Schneider-Armstrong-Ansaldo", 2х1 37 мм зенитных автоматических пушки "Flak 36", 2х1 20 мм автоматических пушки "Cannone-Mitragliera da 20/77 Scotti". На 1951 г. 2х102 мм пушки "Model 1914/1915 Schneider-Armstrong-Ansaldo", 2х1 37 мм зенитных автоматических пушки "Flak 36", 4х1 20 мм автомата "Flak 29 apt."("Örlikon Tipe 1SS"). На 1953 г. 3х102 мм пушки "Model 1914/1915 Schneider-Armstrong-Ansaldo", 2х1 37 мм зенитных автоматических пушки "Flak 36", 4-8х1 20 мм автоматов "Flak 29 apt."("Örlikon Tipe 1SS").

"Малая флотилия" - сторожевые катера:

  • "Бар-Гиора" - моторный катер, захвачен при взятии Яффо. После создания военно-морской базы в Эйлате доставлен туда и использовался до 1954 г.
Водоизмещение и размеры не известны, длинна скорее всего около 16 метров.
Силовая установка - один дизель. Количество валов - 1. Максимальная скорость - 8 узлов.
Вооружение - точной информации обнаружить не удалось, упоминаются только 2 пулемета.
  • М-17 "Ха-Порцим" - бывший английский сторожевой катер ML 449 "Мери" типа "Fairmile B" 1943 года постройки. Куплен в Италии, вошёл в состав ВМС 3 июля 1948 года. В начале 1950-х годов передан в подразделение береговой охраны полиции Израиля. Списан в 1961 году.
Водоизмещение стандартное/полное - 76/86 тонн. Длина - 34,8 метра. Ширина - 5,59 метра. Осадка - 1,45 метра.
Силовая установка - 2 бензиновых двигателя "Hall-Scott" мощностью по 650 л. с.. Количество валов - 2. Максимальная скорость - 18 узлов. Дальность плавания - 1500 миль при скорости 12 узлов. Экипаж - 16 офицеров и матросов.
Вооружение - в 1948 г. 3х1 7,9 мм пулемета ZB-53. В 1951 г. 2х1 20 мм автомата "Flak 29 apt."("Örlikon Tipe 1SS").
  • М-19 "Пальмах" - бывшая яхта "Моретта", которую англичане использовали как патрульный корабль береговой охраны, выкуплена во время их эвакуации из Хайфы в июне 1948 г. Затонула недалеко от порта Яффо из-за сильного шторма в начале 1950 года.
Водоизмещение полное - около 80 тонн.
Силовая установка - 2 дизеля. Количество валов - 2. Максимальная скорость - около 14 узлов.
Вооружение - точной информации обнаружить не удалось, упоминаются 2 20 мм автоматические пушки, что крайне сомнительно, скорее всего было два пулемета.
  • М-21 "Дрор", М-23 "Саар", М-35 "Тирца" - бывшие английские сторожевые катера типа HDML. М-21 и М-23 выкуплены у англичан при их эвакуации в июне 1948 г., вместе с М-19. М-35 куплен на Кипре и поступил на вооружение в августе 1948 г. В начале 1950-х годов эти катера были переданы в подразделение береговой охраны полиции Израиля. "Саар" списан в 1968 году, а "Дрор" и "Тирца" в период с 1974 по 1976 годы.
Водоизмещение стандартное/полное - 46/54 тонны. Длина - 22 метра. Ширина - 4,83 метра. Осадка - 1,4 метра.
Силовая установка - 2 дизеля "Gardner" 8L3 по 152 л. с.. Количество валов - 2. Максимальная скорость - 12 узлов. Дальность плавания - 2000 миль при скорости 10 узлов. Экипаж - 12 офицеров и матросов.
Вооружение - на 1948 год 1х1 20 мм зенитный автомат, 2х1 пулемета. После 1951 года 2х1 пулемета.
  • М-31 "Галия" - бывший немецкий "R-bot", куплен в Италии, поступил на вооружение в августе 1948 г. В начале 1950-х годов передан в в подразделение береговой охраны полиции Израиля. Списан примерно в 1956 году.
Водоизмещение полное - 60 тонн. Длина - 26 метров. Ширина - 4,4 метра. Осадка - 1,2 метра.
Силовая установка - 2 дизельных двигателя по 250 л. с.. Количество валов - 2. Максимальная скорость - 14 узлов.
Вооружение - точной информации обнаружить не удалось.
Сторожевой катер М-31 "Галия" в 1948 году.
Сторожевой катер М-31 "Галия" в 1948 году.
  • М-41 "Шахав" - бывшая яхта "Альбатрос", подарок премьер-министра Италии Де Гаспери премьер-министру Израиля Давиду Бен-Гуриону. Прибыла в Израиль 15 августа 1948 года. Была штабным кораблем 13 флотилии, а затем ее передали водолазам. К сожалению, точных данных по ней нет.
Яхта "Альбатрос" в Хайфе 15 августа 1948 года.
Яхта "Альбатрос" в Хайфе 15 августа 1948 года.
  • М-37 "Каростелла" - бывшая яхта "Каростелла", подаренная алмазным магнатом Сесилом Дэвидом Кауфманом первому президенту Израиля профессору Хаиму Вейцману. Прибыла в Израиль 19 августа 1948 года, 26 августа передана ВМС Израиля. В 1950 году была переведена в подразделение береговой охраны полиции Израиля и получила номер "МН-26". В 1958 году была выкуплена и перевезена по суше из Хайфы в Эйлат, где ее переименовали в "Калипсо" и использовали как туристический катер. Была арестована в марте 1959 года в порту Масава в Эритрии из-за неуплаты причального сбора.
Водоизмещение полное - 56 тонн. Длинна - 21,8 метра. Ширина - 4,26 метра. Осадка - 2,29 метра.
Силовая установка - два дизеля по 300 л. с.. Количество валов - 2. Экипаж - 11 офицеров и матросов.
Вооружение - точной информации обнаружить не удалось, упоминается только 1 пулемет на носу.
  • М-43, М-47 и М-49 – лёгкие катера, подарок американских евреев. Два из них доставили на борту торгового судна, а третий совершил 50-дневное путешествие с экипажем из 5 человек. В строю с ноября 1948 г. Использовались для портовой службы. К сожалению, точных данных по этим катерам нет.
На фото один из этих катеров, на носу установлен скорее всего английский пулемет "Браунинг" Mk II калибра .303.
На фото один из этих катеров, на носу установлен скорее всего английский пулемет "Браунинг" Mk II калибра .303.
  • В июне 1949 года на судоремонтном предприятие "Хайфский машиностроительный завод" был изготовлен сторожевой бронекатер для озера Хула.
Водоизмещение - не известно, длинна - 12,2 метра.
Силовая установка - один дизель 45 л. с.. Количество валов - 1.
Вооружение - 1х1 7,9 мм пулемет ZB-53 в стандартной башне от бронеавтомобиля "Вайт".
Изготовление сторожевого бронекатера для озера Хула.
Изготовление сторожевого бронекатера для озера Хула.

"Захватчики" - десантные корабли и катера:

  • Р-25 "Йад Мордехай" и Р-33 "Бейт Арава" - бывшие немецкие десантные баржи MFP типа D, купленные в Италии, поступили на вооружение в конце 1948 г. Сняты с вооружения в конце 1957 г.
Водоизмещение стандартное/полное - 168/239 тонн. Длина - 49,8 метров. Ширина - 6,59 метра. Осадка - 1,35 метра.
Силовая установка - 3 дизеля "Deutz" общей мощностью в 1170 л. с.. Количество валов - 3. Максимальная скорость - 10,3 узлов. Дальность плавания - 1120 миль при скорости 7 узлов. Экипаж - 21 офицер и матрос.
Вооружение - точной информации обнаружить не удалось.
Десантная баржа Р-25 "Йад Мордехай" в 1950 году.
Десантная баржа Р-25 "Йад Мордехай" в 1950 году.
  • "Тем не менее" - бывший канадский ракетный корабль LCT(2)(R)-147. В 1946 году был выкуплен итальянской судоходной компанией и под названием "Michael Parma" применялся для перевозки сельхозпродукции. В том же 1946 году был куплен агентами "Мосад ле Алия Бет" и перестроен для перевозки иммигрантов. Как иммиграционный корабль "Af Al Pi Chen" с 434 иммигрантами 26 сентября 1947 года был перехвачен британскими ВМС и отбуксирован в Хайфу. На вооружении с июля 1948 года, использовался как учебный корабль десантной флотилии. После окончания войны использовался как базовый корабль 11-го флота, пока не был выведен из эксплуатации в 1958 году. В 1969 году корабль стал главным экспонатом "Музея нелегальной иммиграции и ВМФ".
Водоизмещение стандартное/полное - 296/460 тонн. Длина - 48,8 метра. Ширина - 9,45 метра. Осадка - 1,63 метра в носовой части и 2,13 метра в кормовой.
Силовая установка - 3 дизеля "Paxman" мощностью 460 л. с.. Количество валов - 3. Максимальная скорость - 11 узлов. Дальность плавания - 1350 миль при скорости 11 узлов и запасе дизельного топлива в 41 тонну. Экипаж - 12 офицеров и матросов.
Вооружение - точной информации обнаружить не удалось.
  • Р-39 "Гуш Эцион" - бывший канадский ракетный корабль LCT(2)(R) 171. В 1946 году был выкуплен итальянской судоходной компанией и под названием "Farto" применялся для перевозки сельхозпродукции. В июле 1948 года, после его прибытия в Израиль с грузом лука и яиц, был выкуплен и передан в ВМС, в боевых действиях участия не принимал. Снят с вооружения в конце 1957 года.
Водоизмещение стандартное/полное - 296/460 тонн. Длина - 48,8 метра. Ширина - 9,45 метра. Осадка - 1,63 метра в носовой части и 2,13 метра в кормовой.
Силовая установка - 3 дизеля "Paxman" мощностью 460 л. с.. Количество валов - 3. Максимальная скорость - 11 узлов. Дальность плавания - 1350 миль при скорости 11 узлов и запасе дизельного топлива в 41 тонну. Экипаж - 12 офицеров и матросов.
Вооружение - точной информации обнаружить не удалось.
  • Р-51 "Рамат Рахель" и Р-53 "Ницаним" - бывшие американские десантные корабли типа LCI(L), подарок еврейской общины Сан-Франциско. На вооружении: Р-51 с декабря 1948 года, Р-53 с января 1949 года. В боевых действиях во время войны не участвовали. Оба сняты с вооружения в 1957 году. Р-51 "Рамат Рахель" использовался как артиллерийская мишень и был потоплен 12 июня 1958 года.
Водоизмещение стандартное/полное - 209/387 тонн. Длина - 48,9 метра. Ширина - 7,2 метра. Осадка - 0,86 метра в носовой части и 1,6 метра в кормовой части.
Силовая установка - 2 дизеля "Detroit Diesel 6051 quad-71" суммарной мощностью 1600 л. с.. Количество валов - 2. Максимальная скорость - 14 узлов. Дальность плавания - 8000 миль при скорости 12 узлов. Экипаж - 29 офицеров и матросов.
Вооружение - в 1949 году 2х2 13,2 мм зенитных пулемета "Mitrailleuse de 13,2 mm CA mle 1930". В 1951 году на "Рамат Рахель" установили четыре 20 мм автомата "Flak 29 apt."("Örlikon Tipe 1SS"), а на "Ницаним" пять таких же автоматов.
  • Десантные катера LCM-6 ранней серии – шесть таких катеров были куплены в США и поступили в состав ВМФ в начале 1949 года, уже после окончания Войны за независимость. Позднее было куплено еще два катера. Три из них в 1950 году были переделаны в сторожевые бронекатера для патрулирования Галилейского моря и получили обозначения МН-32, МН-38 и МН-40. Десантные катера были списаны в 1970-х годах, а сторожевые в начале 1990-х.
Десантный катер:
Водоизмещение стандартное/полное - 25/64 тонн. Длина - 17,1 метра. Ширина - 3 метра. Осадка - 1,12 метра.
Силовая установка - 2 дизеля "Detroit" 8V-71 мощность по 304 л. с.. Количество валов - 2. Максимальная скорость - 9 узлов. Дальность плавания - 130 миль при скорости 9 узлов. Экипаж - 5 офицеров и матросов.
Вооружение - в 1949 году 2Х1 7,9 мм пулемета ZB-53. После 1967 года 2х1 12,7 мм пулемета AN-M2.
Бронекатер:
Водоизмещение полное - 60 тонн. Длина - 17 метров. Ширина - 3 метра. Осадка - 1 метр.
Силовая установка - 2 дизеля "General Motors" мощностью по 450 л. с.. Количество валов - 2. Максимальная скорость - 11 узлов. Экипаж - 8 офицеров и матросов.
Вооружение - на 1950 год 1х52 мм миномет "Томер", 1х12,7 мм пулемет AN-M2, 2х1 7,9 мм пулемета ZB-53 в стандартных башнях от бронеавтомобиля "Вайт". На 1953 год 1х52 мм миномет "Томер", 1х1 20 мм автомат "Flak 29 apt."("Örlikon Tipe 1SS"), 2х1 7,9 мм пулемета ZB-53 в стандартных башнях от бронеавтомобиля "Вайт". В 1954 году временно на два катера были установлены 57 мм полуавтоматические орудия "Molins" QF Mark IIA вместо "Flak 29 apt."("Örlikon Tipe 1SS"). На 1966 год 1х52 мм миномет "Томер", 1х1 20 мм автомат "Flak 29 apt."("Örlikon Tipe 1SS"), 2х1 12,7 мм пулемета AN-M2 в бронебашнях.

Средства морских коммандос:

  • Взрывающиеся катера В-10 - бывшие итальянские катера МТМ, на вооружении с августа 1948 года, первоначально было куплено 6 штук, затем после удачного потопления египетского шлюпа "Эмир Фарук" было куплено еще 6 таких же катеров и два невзрывающихся варианта катера, получивших название "Синяя птица", применявшихся для эвакуации водителей катеров. Впоследствии было налажено собственное производство таких катеров.
Водоизмещение полное - 1,2 тонны. Длина - 5,62 метра. Ширина - 1,65 метра. Осадка - 0,4 метра.
Силовая установка - 1 бензиновый двигатель "Alfa Romeo" AR 6cc мощностью в 95 л. с.. Количество валов - 1. Максимальная скорость - 33 узла. Экипаж - 1 человек.
Вооружение - 330 кг заряд ВВ с гидростатическим взрывателем.

Вспомогательные суда:

  • "Хана Сенеш" - бывшее итальянское грузовое судно "Andarta", прибыло в Палестину как иммиграционный корабль "Hanna Senesh" и выбросилось на берег пляжа Нагария 25 декабря 1945 года с 252 иммигрантами. В 1946 году было снято с мели и восстановлено в порту Хайфа, 17 апреля 1948 года было сдано в аренду "Пальям". В дальнейшем применялось как сторожевой корабль. Снято с вооружения в 1951 году и зарегистрировано как гражданское судно. В 1956 году исключено из реестра и продано в Грецию, где после длительной службы было в 1996 году списано.
Водоизмещение полное - 260 тонн. Точные размеры не известны.
Силовая установка - один дизель мощностью в 300 л. с.. Количество валов - 1. Максимальная скорость - 8 узлов.
Вооружение - в 1948 году 1х1 20 мм автоматическая пушка HS-804 на стандартной треноге, 2х1 пулемета.
  • SH-27 "Дар Африки II" - бывшее китобойное судно, подарок евреев Южной Африки. Прибыло в Израиль во время Войны за независимость, использовалось как сторожевой корабль. После окончания войны было переквалифицировано в тральщик. Списано после 1953 года.
Водоизмещение полное - 300 тонн. Точные размеры не известны.
Силовая установка - одна вертикальная паровая машина тройного расширения мощностью 500 л. с.. Количество валов - 1. Максимальная скорость - 10 узлов.
Вооружение - точной информации обнаружить не удалось, на имеющемся фото видна установка 20 мм автомата "Flak 29 apt."("Örlikon Tipe 1SS").
Тральщик SH-27 "Дар Африки II", на носу виден защитный барбет 20 мм автомата "Flak 29 apt."("Örlikon Tipe 1SS").
Тральщик SH-27 "Дар Африки II", на носу виден защитный барбет 20 мм автомата "Flak 29 apt."("Örlikon Tipe 1SS").
  • SH-29 "Дар Африки" - бывший траулер, подарок евреев Южной Африки. Первоначально получил номер "27", но затем его заменили на "29". С начала 1948 года использовалось как учебное судно "Пальям". В составе ВМС во время войны применялся как сторожевой корабль и учебное судно курса морских офицеров. После окончания войны был переквалифицирован в тральщик. Списан после 1953 года.
Водоизмещение полное - 300 тонн. Длина - 40 метров. Ширина - 7,6 метра. Осадка - 3,9 метра.
Силовая установка - 1 дизель мощностью в 500 л. с.. Количество валов - 1. Максимальная скорость - 8 узлов.
Вооружение - точной информации обнаружить не удалось, упоминаются 2 20 мм зенитных автомата и 2 пулемета.
  • SH-45 "Атия Мори" - бывший американский буксир. Куплен в Италии, прибыл в июле 1948 года, первоначально получил номер "43", но затем его заменили на "45". В конце 1952 года затонул возле пирса, после чего был списан.
Водоизмещение полное - 600 тонн. Точные размеры не известны.
Силовая установка - одна вертикальная паровая машина тройного расширения мощностью 1000 л. с.. Количество валов - 1. Максимальная скорость - 10 узлов.
Вооружение - точной информации обнаружить не удалось, на имеющемся фото видны два 7,9 мм пулемета ZB-53.

Корабль, пришедший с задержкой:

  • Q-22 "Нога II" - бывший американский противолодочный корабль PC-1188, был куплен одновременно с Q-26 "Нога", но из-за американского эмбарго прибыл в Израиль только в 1953 году после капитального ремонта.

Купленные, но не доставленные корабли:

  • Авиатранспорт "Гай" - бывший американский эскортный авианосец CVE-102 "Attu". После списания в июле 1946 года продан частному владельцу для переоборудования в торговое судно и получил новое имя "Gay". В 1947 году был выкуплен еврейским закупщиком вооружения Элияху Сахаровым в рассрочку за 350 тысяч долларов. Но ФБР расторгло сделку и в 1948 году корабль был утилизирован.
Эскортный авианосец CVE-102 "Attu".
Эскортный авианосец CVE-102 "Attu".
  • Немецкий миноносец - по воспоминаниям Иегуды Бен-Зура в США за 9 тысяч долларов был куплен разукомплектованный немецкий миноносец, который утонул возле Мальты во время шторма при его буксировке греческим буксиром.
Немецкий торпедный катер (миноносец) Т-156, фото для примера.
Немецкий торпедный катер (миноносец) Т-156, фото для примера.

На этом я заканчиваю мой рассказ об израильских боевых кораблях во время Войны за независимость. В следующей части будет обзор авиации.

Спасибо, что дочитали мою статью до конца! Надеюсь что Вам понравилось!

P.S. Ссылка на предыдущую часть: https://dzen.ru/a/ZFaLmJiFFRtciLqh