12 особенностей жизни на Северном Кипре, которые изумляют многих приезжих, а для киприотов-турок это обычное дело

1,3K прочитали

Раньше, говоря про Другую Турцию, я обычно имела в виду населенный курдами и арабами юго-восток страны, любимый мной, крайне колоритный и неповторимый. 

Однако, минувшая деньрожденческая поездка на Северный Кипр (ТРСК – Турецкая Республика Северного Кипра официально) открыла для меня совершенно иную Турцию – местами странную, противоречивую и очень своеобразную. 

Подробнее про то, что удивило особенно.

• Разница во времени

Вылететь из Измира в 6 утра и приземлиться в Никосии/Лефкоше снова в 6 утра – ощущается, как побочный эффект от недосыпа))

На Кипре минус один час от турецкого, что интересно, потому что остров находится в каких-то 60 км от берегов Малой Азии. Географически – на отрезке между Мерсином и Аланьей. И на всей территории Турции один часовой пояс.

Раньше, говоря про Другую Турцию, я обычно имела в виду населенный курдами и арабами юго-восток страны, любимый мной, крайне колоритный и неповторимый.

Полёт занимает всего час. Ровно столько же лететь из Измира до Стамбула, Анкары и Антальи. 

Все рейсы на Северный Кипр осуществляются только из Турции. То есть все международные авиаперевозчики должны делать остановку в Турции. 

• Казино

То, что Кипр – рай для гемблеров, становится понятно уже в аэропорту. На выходе есть представительства многих "казинотелей", одни других роскошнее: для здешних игорных заведений характерно слияние с отелями и ресторанами в одном здании.

В 6 утра, когда я прилетела, они только готовились встречать азартных гостей. Основной контингент – конечно, турки, но не местные (тем законодательно запрещено посещать казино), а приезжие. В самой Турции казино запрещены с 1998 года, поэтому игроманы с большой земли отводят душу на острове.

Небольшая непризнанная (никем, кроме Турции) республика десятки лет находится в изоляции и страдает от эмбарго. Простыми словами – не может ничем торговать.

Казино уже много лет являются едва ли не единственным источником пополнения бюджета: ежегодно эта сумма составляет порядка 600 миллионов долларов. 

Я категорически против любых азартных игр, но понимаю, что в условиях экономической блокады приходится вертеться, увы. 

• Дорожное движение

Там же в аэропорту есть офисы рентакаров. Но если нет опыта вождения и жизни в условиях левостороннего траффика, то лучше не рисковать, мне кажется. 

Все полчаса поездки в автобусе из аэропорта в город у меня в голове панически щёлкал тумблер при виде встречных авто в правой полосе. 

Примерно такое же чувство напряжения и стресса испытываешь, когда являешься свидетелем потенциального лобового столкновения на дороге, но всё вдруг обошлось. Только на Кипре это чувство постоянно. У меня. 

В первый день на Кипре я раз десять едва не словила инфаркт от внезапно нарисовавшего авто перед носом (в прямом смысле!). То есть переходишь себе односторонюю дорогу, смотришь по привычке направо, к примеру, а потом внезапно видишь, что слева стоит авто, терпеливо ждёт. Были бы копыта, я бы их все откинула.

Пыталась успокоить себя тем, что мозгу нужно время, чтобы перестроиться, адаптироваться к новым правилам. Фигтам. 

Даже на 6-ой день я переходила дорогу, только оценив сферически обстановку во всех направлениях, как камера гугломобиля. Включая ситуацию на небе, за мной и под ногами. Этот острожный режим срабатывал даже на небольших улочках, где транспорта нет в принципе. Но бережёного бох бережёт.

• Поведение на дорогах

Эта "странность", судя по всему, является закономерным следствием особенностей дорожного движения. 

Видимо, местные понимают, что большинство залётных гостей острова живут в традиционном правостороннем мире. 

Едва ли можно рассчитывать на гибкость мышления многих (я тому пример), и с этим надо как-то мириться. Поэтому при виде стоящего на обочине пешехода – и даже при отсутствии перехода! – киприоты останавливаются, давая возможность перейти дорогу. Замечу, речь о киприотах-турках!

Это было столь удивительно, что поначалу я продолжала стоять как вкопанная, с выражением крайнего акуя на челе вперемешку с недоверием. Типа, вы хотите пропустить меня? Вот прямо реально, не шутите? ̶А̶ ̶в̶ы̶ ̶т̶о̶ч̶н̶о̶ ̶т̶р̶е̶з̶в̶ы̶й̶?̶ ̶

Я не знаю, как кипрские турки дошли до такой степени просветления. Потому что в Турции любой пешеход – всегда помеха. Если ты робкий и вежливый, можно часами стоять на пешеходном переходе, чувствуя себя человеком-невидимкой. 

И даже на светфоре нужно смотреть в оба: турецкие водители уверены, что дороги только для погонщиков железных коней. 

• Такси

Если в Турции такси – это зачастую предельно ушатанные бюджетные человековозки, то кипрские такси – это исключительно мерседесы. Как и прочий транспорт, все праворульные.

Есть совсем новые, второй свежести и рождённые в 90-х. Все мерсетакси максимально комфортные, ухоженные, чистые, стоимость во всех одинаковая. 

Да, подороже, чем в Турции: у нас старт с 24 лир и минимальная сумма поездки 60 лир. На турецком Кипре старт с 70 лир и минимальная сумма 120 лир. Но зато чувствуешь себя, почти как владелец казино разной степени прибыльности и размаха, а не как дровишки для тандыра.

Во всех кипрских мерсах на задних сиденьях доступны ремни безопасности. В Турции, к примеру, их часто прячут под сиденья: они портят вид, мешают сидеть и ставят под сомнение эффективность ритуальных молитвенных заклинаний типа "машаллах". 

Если разглядишь такси на расстоянии (от обычных авто их отличает только небольшой жёлтый световой плафон с надписью taxi), то они останавливаются по взмаху руки. 

В Турции же такси выезжают только по вызову, так что можно махать крыльями до посинения: никто не тормознёт. 

• Общественный транспорт

В отличие от такси кипрские городские и междугородние автобусы с долмушами (маршрутками) выглядят, как из Автомузея. Причём, изрядно пострадавшего во время военного конфликта в 1974 году. "Машины времени" в чистом виде!

Жаль только, с самим временем у общественного транспорта большие проблемы. У долмушей зачастую нет расписания: они отправляются по мере заполнения салона. 

На некоторые направления нужно бронировать места заранее, особенно в выходные дни. Так, в воскресенье в 4 вечера я не смогла уехать напрямую из Магусы в Гирне: все 8 мест оказались забронированы. Последний долмуш идет в 7 вечера. Пришлось ехать с пересадкой и многими остановками. 

Да, можно взять такси, но 120 лир против 1900 лир за 75 км пути – весьма жабодушительно. Я, конечно, немало пользовалась буржуйским такси, но избалованная хорошо развитым публичным транспортом в Турции не ожидала, что с ним всё так плохо у "младшего брата".

Тем не менее, спасибо, что есть хоть какие-то народные автовозки: любая альтернатива – это хорошо.

• Розетки

Привычка не гуглить заранее инфу про новое место, чтобы сохранить эффект новизны, едва ли не впервые подвела меня. 

Когда в первую ночь в отеле, потратив за день зарядку мобильного и двух power bank, я захотела зарядить гаджеты, меня ждал неприятный сюрприз: кроме чёртового левостороннего движения с праворульными авто британцы (Кипр – их бывшая колония) оставили в наследство острову трёхфазные вилки-розетки, требующие адаптеров и потому бесячие донельзя!  

Гугл подсказал, что адаптеры можно купить или же иногда их могут предоставить в отелях, бесплатно или за небольшую плату. 

После традиционных двух суток без сна и дня таскания с тяжелым рюкзаком моих сил хватило только нагуглить лайфхак: в верхнюю дырку дурацкой розетки нужно что-нибуть засунуть, чтобы отключить блокировку. Сделано! Смекалка – двигатель экономии! ))

Раньше, говоря про Другую Турцию, я обычно имела в виду населенный курдами и арабами юго-восток страны, любимый мной, крайне колоритный и неповторимый.-6

• Язык

Абсолютное большинство населения турецкого Кипра в той или иной степени владеет английским. Это сильно облегчает жизнь всем Бильмийорумам.

 На инглише не говорят разве что турецкие военные. Не те, что на пограничных блокпостах, а рядовые контролёры порядка, обитающие за зелёной сеткой на различных объектах.

Я несколько раз игнорировала надписи о запрете фотосъёмки. Они на острове повсеместно. В ответ мне раза три грозили пальцем, вещали про yasak/запрещено и на этом фсьо. Может, они и знали английский, но берегли слова для более серьёзных случаев. 

Однако в следующий раз сложилось иначе. Несмотря на знак запрета, я сделала фото красивой бывшей греческой церкви, выше забора, благоразумно решив, что ничего запретного в кадр не попало. 

Внезапно явившиеся военные стали требовать, чтобы я всё удалила. Я по обыкновению отчаянно пререкалась: не люблю глупые необоснованные запреты! На фото лишь историческое здание, ничего более. 

Хорошо, что со мной была знакомая (замужем за турком, живет на острове, решила показать окрестности накануне моего отъезда), которая дала отпор на их родном языке. В итоге нас отпустили с фото и с миром, когда я показала свой турецкий кимлик/внж.

Лингвистом можешь ты не быть/ британцев можешь не любить, но знать английский ты обязан. Хотя бы на уровне "Лет ми спик фром май харт".

• Криптовалюта

Турция – не самая дремучая страна, но криптовалюта здесь пока под запретом. При этом в Стамбуле, Анкаре и Анталье есть несколько точек обмена. Хотя официально нигде нельзя расплатиться цифровыми деньгами, оплата криптой возможна, если обе стороны в теме и договорятся между собой. 

И тем удивительнее, что на Северном Кипре обменники крипты на каждом шагу, а биткоины принимают даже в обычных одёжных магазинчиках. 

• Зелёная линия

После военного переворота 50 лет назад Кипр был разделён на два государства – Турецкую Республику Северного Кипра и Кипр (южным его называть не принято).

Между двумя странами проходит фактическая граница, буферная зона длиной около 180 км, также известная как "Зелёная линия". За порядком здесь следит миротворческий контингент ООН. 

Оба государства считают друг друга оккупантами и имеют одну столицу, Никосия на греческом и Лефкоша на турецком, разделенную на две части, как послевоенный Берлин.

Турки и греки не смогли договориться о разделе столицы, поэтому местами граница проходит не просто по кварталам и улицам: разделены даже дома! К примеру, 2/3 дома на турецкой стороне, а треть – на греческой. Разделённые части дома обитаемы: на окнах шторы, на балконах цветы и бельё.

Это ошеломляет, озадачивает, задумывает и удручает одновременно. Идеальный кейс для изучения на любом философском факультете.

• Алкоголь

В Турции очень дорогой алкоголь: налоги на алкопродукцию доходят до 300%. Когда не с чем сравнить и выбора нет, то с этим фактом просто миришься. 

Каждый год начинается с очередного повышения цен на алкоголь. Многие жалуются, но продолжают пить, как обычно. Разве что чуть реже, возможно, и с меньшим удовольствием))

К примеру, у нас в Кушадасы в начале января коктейль Aperol spritz стоил порядка 400₺/ 1200₽/ $13. Один бокальчик. 

На Кипре Aperol spritz стоит в среднем 200 лир. Вдвое дешевле! В очень понтовых ресторанах 300 лир. 

А когда в меню одного отеля я увидела апероль за 100 лир, глазам не поверила. Может, бодяжат как-то? Заказала в номер. Отличный апероль, классический! Решила проверить, откуда наливают, иначе, возможно, от радости вкус меня подводит. Спустилась в бар отеля, бармен при мне налил/смешал. Оригинальный вкус! За 100₺. 

Почти всю неделю на острове поднимала апероли за здравие местного правительства. 

• Церкви

Ввиду близости к Греции у нас на Эгейщине немало церквей. В Турции их в принципе хватает везде.

Они редко простаивают бесхозными: одни обрели вторую жизнь в виде мечетей, другие стали галереями, библиотеками или музеями.

Иные церкви отреставрированы, в них проводятся службы. Конечно, есть пребывающие в забвении, забытые, но таких мало. 

На Северном Кипре, как мне показалось, у церквей менее завидная судьба. Полагаю, причина одна, единственная: антипатия из-за территориального конфликта и, как следствие, небрежное отношение к культурному наследию соседей-греков, закадычных противников. 

Так, в самом центре очень туристического Гирне/Кирении находится церковь Архангела Михаила, которая служит Музеем икон. Если верить табличке. 

На деле церковь закрыта и в её нынешнем состоянии больше похожа на потенциальную братскую могилу для икон. Зато, стоя на развалинах, можно будет сказать, что на то была божья/Аллахова воля. 

В свою очередь, почти 300-летней церкви Айос Лукас в Лефкоше/Никосии повезло чуть больше. Она была отреставрирована в 1980-х годах, получила новую колокольню, и со стороны выглядит прилично. 

Мне тоже повезло: я оказалась рядом в тот момент, когда двое пожилых турок с тяжелыми фотокамерами наперевес открывали ключом ворота церкви. Я напросилась войти с ними. 

Внутри самой церкви я ожидала увидеть что угодно. Кроме голого манекена в пеньюаре и эротического фото на стене.

Это было неожиданно. Полагаю, в отличие от меня реально верующие восприняли бы это в штыки. 

!! Хотя в Европе так не считают >>

Пожилой турок пояснил, что сейчас в здании церкви находится фотостудия, и манекен – просто объект, на котором ученики отрабатывают правильный свет, ракурсы и прочее. 

А на фото ню на стене просто махнул рукой и улыбнулся. Типа, это искусство. 

Бесспорно, фото красивое, но красиво ли вешать его в церкви – вопрос спорный. 

Впрочем, весь Кипр – земля споров, разногласий и конфликтов, решения которым пока нет. И будет не скоро, к сожалению.

*****

Турецкая Республика Северного Кипра похожа на глобальный психологический эксперимент, как если бы английские родители взяли приёмного грека лет 10 и воспитали его в турецких традициях. Все очень старались, но что-то пошло не так. 

Психологи разводят руками, а сам "ребёнок" пытается жить как может. Остаётся только пожелать ему благоразумия и удачи. 

Подписывайтесь на канал Рыжие расСказки, чтобы не пропустить новую порцию познавательно-развлекательного позитива!