Мы уже не раз обсуждали, что с точки зрения Герметического мифа, психофизическая конституция человека (тело в широком смысле, гуф, גוף) включает три основных элемента:
1) тело (в узком смысле, как «плоть», «басар», בשר) соответствует элементу земли),
2) «эфирное (или жизненное) тело», составленное из трех «первооснов»:
а) жизненной энергии, или «дыхания» («нефеш», соответствует элементу воздуха, описывается как «ветер» (тиб. лунг, санскр. «прана»);
б) желания жить («сила тела», «коах-ха гуф», соответствует элементу огня);
в) переживания процессуальности, «течения» жизни («кровь», дам (דם), соответствует элементу воды).
3) сознание (руах, רוח, как сила связи с «высшими» уровнями – «душой», в свою очередь имеющей трехчастное строение – нешама, хайя, йехида).
Взаимоотношения между этими тремя элементами строятся по принципу взаимовложенности и взаимоподдержки: тело обеспечивает опору, жизнь соответствует актуальности, а сознание – процессу развития. Соответственно, процесс развития, актуализации и проявления сознания всегда проявляется и как трансформация/перестройка жизненных энергий, которые, в свою очередь, нуждаются в закрепляющем «опорном» аппарате физического тела.
Другими словами, невозможно развивать, расширять и освобождать сознание без перестройки энергетической конфигурации жизненного тела и поддержания здорового функционирования тела физического.
Именно поэтому все Традиционные способы развития, все Пути и Школы уделяют внимание всем трем составляющим, обращая внимание, что развитие каждого последующего уровня, или слоя, человеческого существа невозможно без прочной опоры на «нижестоящий».
И даже при таком холистическом подходе, даже при такой комплексной подготовке практически невозможно избежать кризисов и дисбалансов, которые возникают всякий раз, когда процессы на одном из уровней рассинхронизируются с трансформацией других слоев. Всякий раз, когда движение на одном из уровней опережает (или, наоборот, пробуксовывает) подстройку других – возникает субъективное ощущение болезни, патологии, которая может проявляться в разной степени.
Другими словами, процесс развития практически никогда не проходит поступательно и гладко, на нем неизбежны периоды падений и более или менее серьезных кризисных состояний. Они возникают в результате неготовности нижестоящих проводников служить опорой для возросшей интенсивности потоков следующих уровней.
Такие болезненные явления могут быть двух родов – «кризисы» и «удары». Первые происходят как закономерные «линьки», «скачки», когда сознание, выходящее на новые рубежи, «подтягивает» за собой свои основы и проводники, которые, в силу своей большей инертности, запаздывают, и «растягиваются» под изменившиеся интенсивности. Вторые возникают как результат недальновидных «перегибов» в практике, перенапряжений и травм, когда сосуды тела и сознания сталкиваются с превосходящими их возможности энергиями. То есть, кризисы закономерны и ожиданны, а удары – непреднамеренны, хотя и также практически неизбежны.
При этом чаще всего возникают дисбалансы, связанные с одним из составляющих Жизненного тела, хотя они могут распространяться и на тело физическое.
Так, мы уже обсуждали, что недостаток умений управлять энергией желаний может привлекать избыток творческих сил, «Творящего огня» (нур, נאור), что может привести к резким «ударам светом» или «огненным розгам». Этот вид болезненных явлений чаще всего возникает при контактах с сильно превосходящими по уровню энергиями, существами или процессами. То есть, если мы «замахиваемся» на то, что нам пока недоступно – мы получаем «разряд», «удар», обычно спасающий нас от полного уничтожения, поскольку если бы такой контакт продлился, превосходящие энергии просто разрушили бы наши проводники. Физически эти «удары» проявляются в виде повышения артериального давления (вплоть до инсультов и инфарктов), головной боли, потере сознания и т.п. резких эффектах.
Если практикующему недостает умения управлять потоками энергии в самом жизненном теле, то чаще всего он переживает так называемую «болезнь созерцателей» (или, в тибетской традиции, «болезнь ветра», «лунга»). Этот кризис связан с «запаздыванием» перестройки системы каналов и меридианов, по которым движется пневма, под возрастающие потребности сознания, и проявляется как нарастание беспокойности, тревожности, расстройства сна и т.п. Отметим, что это расстройство встречается даже у очень опытных практикующих, к примеру, им страдал даже великий Учитель Тибета Чже Цонкапа.
Если же «пробуксовывает» эмоциональная компонента, то есть, реакции жизненности на новые впечатления не успевают обуздаться, то развивается истероидное расстройство «бунт крови», проявляющееся в виде неуравновешенных и неуправляемых эмоциональных реакций – плача, неконтролируемого смеха и т.п.
Полностью избежать как кризисов, так и ударов на Пути практически невозможно. Так, Герметический Путь начинается обычно с такой болезни, именуемой «кризисом Вхождения», а, например, в архаичных Традициях началу движения часто сопутствует так называемая «шаманская болезнь». Кроме того, переход от стадии к стадии, от степени к степени на посвятительном Пути также обычно знаменуется более или менее выраженными кризисами. Поэтому относиться к таким проявлениям как к чему-то отрицательному, следствию ошибки или недостатка, не следует. К ним нужно быть готовым и знать способы уменьшения их негативного влияния.
Среди таких способов – и различные дыхательные практики, и физические упражнения, и особые ритуальные подходы, и – просто отдых, смена деятельности, переключение на другую (важно, чтобы не на деструктивную) активность. Хорошо известно, что, например, система у-шу была разработана именно как защита от разрушительного влияния «болезни лунга».
Именно для того, чтобы уменьшить негативное влияние кризисов и ударов, Традиции вводят достаточно жесткое регламентирование практик, монашеские обеты и дисциплину, и т.д.
Если практики осуществляются системно, а развитие происходит разносторонне, то обычно влияние кризисов и ударов достаточно незначительно. Однако при отсутствии такого регламента, при неупорядоченности и бессистемности практики, путники рискуют серьезными нарушениями здоровья вплоть до летальных исходов или умопомешательства.
Источник: Блог Энмеркара
Подписывайтесь на наш телеграм канал, чтобы следить за новыми публикациями, лекциями и отрывками из книг Энмеркара: https://t.me/magia_enmerkara
Книги Энмеркара: https://masters-heart.org/knigi-enmerkara
Последняя лекция с Энмеркаром: Орфические Мистерии: Возрождение в Дионисе