У меня был неудачный заход с предлогами летом. Мне хотелось объяснить принцип. Вначале брала игрушки: мишка на стуле, снежок под стулом (наборчик специальный).., досочки с вкладышами, стала рисовать простые рисунки со столом и накладывала чашку на стол, под стол. Просила разложить картинки к нужному предлогу. Вроде бы всё логично..Показываю принцип, привожу кучу примеров..но не сработало. Читала статьи..Поняла следующее.
Первыми нужно давать предлоги НА и В, потому что после них идет существительное в одном падеже ( предложном). Предлог ПОД примешивать не надо, он потом будет, там существительное в творительном падеже. С ним можно давать предлог ЗА и НАД.
Это ключевой момент на самом деле.
Второй момент в том, что у нас прежде принципа идёт зубрежка. Пока мы не выучим 10-20 примеров, принцип недоступен ребенку. Не знаю отчего так, но есть такие дети. Если у Вас ребенок не въезжает в принцип, учите примеры..
Третий момент, что ребенок не дозрел. Я пока не могу найти нормального подробного описания этапности развития речи, часто приводят слишком крупные этапы, а мне нужны прямо мелкие. Я замечаю некоторую этапность, когда задержанная речь всё-таки развивается и совсем не по тем законам, которые я ей пытаюсь диктовать занятиями.
В связи со всем этим я решила взять несколько карточек на предлог НА и начать их учить, но опять не шло. Придумала сделать по схеме от противного. У нас две картинки с местом, допустим стол и стул. Чашка на столе. Мы спрашиваем: Где чашка? ( ребенок может указать на чашку) и быстро продолжаем: Чашка на стуле??? и показываем на стул. В первое время показываем, потом уже словами. У ребенка возникает некий диссонанс, ему начинает казаться, что родитель чудит. Моя с гордым видом тыкала в чашку и говорила: Не, чашка тут. И тогда мы повторяем " Чашка на столе".
На этом этапе оптимально изобразить максимально понятные ребенку предметы, которые вызывают у него позитивные чувства. Например, у нас картинка с гитарой на батуте. Тут два её любимых предмета: батут ( у нас дома маленький батут) и игрушечная гитара, которую мы как раз в тот момент купили. Эту фразу она запомнила намного быстрее, чем про чашку, хотя про батут тяжелее слова.
Поэтому я за свои собственные пособия, уникальные для каждого ребенка. Близкие и эмоционально яркие для него ситуации он запомнит быстрее. Можно и фото распечатать, но они должны быть без лишнего. Стараюсь чередовать: одна картинка про любимые понятные предметы, вторая про то, что нужно мне.
Вот этот принцип эмоциональной вовлеченности ребенка ключевой. Надо нарисовать или напечатать всё, что ребенку дорого. Можно использовать и любимых мультяшных героев.
В итоге, мы пару месяцев читали таким образом, я по-тихоньку подрисовывала дальше. Вначале на НА, потом добавила на В, стала делать по две ситуации на одной картинке.
Когда ребенок уже просёк, что именно нужно отвечать (а на это тоже, как оказалось, нужно время), я убрала принцип "от противного" и начала далее рисовать картинки с теми предметами, которые мне нужны. Например
Тут мы учим еще и посуду.
Можно затем вводить более сложные картинки.
Но такая картинка будет понятна только после того, как ребенок понял простые ситуации.
Эти занятия на предлоги у нас "кроватные". То есть, ребенок присел на кровать, я сую этот блокнот, и мы минут 5 читаем.
Чудес тут я не вижу, как и во всем. Это долгая кропотливая работа. Маркер успеха - когда ребенок в жизни начинает употреблять предлоги, пусть и не те. Главное, в жизни! Кот сидит в шкафу, ребенок говорит: Киса на шкафу. Это победа! Я не спрашивала, где кот, мы не на занятии. Но ребенок увидел кота в необычном месте и решил применить предлог, пусть и не тот. Само по себе употребление предлога в бытовой жизни является успехом. Выбор нужного предлога придет со временем в процессе обучения.
Недавно наш логопед говорит, что нужно вводить предлоги. Взять фигурки и учить: на столе , под столом. Вот такое у меня не работает, именно у меня. У нашего логопеда с моим ребенком работает! У меня же все фигурки будут летать по комнате, падать со стола, ребенок построит из них пирамидку, начнет их озвучивать..вообщем возникнет бардак, а не учеба. Для меня вот такие мои тетрадки - единственный путь, поэтому выбор методики обучения, в частности, предлогам очень зависит от того, как конкретный родитель может заниматься с конкретным ребенком.