Найти тему

Предлоги при алалии

У меня был неудачный заход с предлогами летом. Мне хотелось объяснить принцип. Вначале брала игрушки: мишка на стуле, снежок под стулом (наборчик специальный).., досочки с вкладышами, стала рисовать простые рисунки со столом и накладывала чашку на стол, под стол. Просила разложить картинки к нужному предлогу. Вроде бы всё логично..Показываю принцип, привожу кучу примеров..но не сработало. Читала статьи..Поняла следующее.

Первыми нужно давать предлоги НА и В, потому что после них идет существительное в одном падеже ( предложном). Предлог ПОД примешивать не надо, он потом будет, там существительное в творительном падеже. С ним можно давать предлог ЗА и НАД.

Это ключевой момент на самом деле.

Второй момент в том, что у нас прежде принципа идёт зубрежка. Пока мы не выучим 10-20 примеров, принцип недоступен ребенку. Не знаю отчего так, но есть такие дети. Если у Вас ребенок не въезжает в принцип, учите примеры..

Третий момент, что ребенок не дозрел. Я пока не могу найти нормального подробного описания этапности развития речи, часто приводят слишком крупные этапы, а мне нужны прямо мелкие. Я замечаю некоторую этапность, когда задержанная речь всё-таки развивается и совсем не по тем законам, которые я ей пытаюсь диктовать занятиями.

В связи со всем этим я решила взять несколько карточек на предлог НА и начать их учить, но опять не шло. Придумала сделать по схеме от противного. У нас две картинки с местом, допустим стол и стул. Чашка на столе. Мы спрашиваем: Где чашка? ( ребенок может указать на чашку) и быстро продолжаем: Чашка на стуле??? и показываем на стул. В первое время показываем, потом уже словами. У ребенка возникает некий диссонанс, ему начинает казаться, что родитель чудит. Моя с гордым видом тыкала в чашку и говорила: Не, чашка тут. И тогда мы повторяем " Чашка на столе".

На этом этапе оптимально изобразить максимально понятные ребенку предметы, которые вызывают у него позитивные чувства. Например, у нас картинка с гитарой на батуте. Тут два её любимых предмета: батут ( у нас дома маленький батут) и игрушечная гитара, которую мы как раз в тот момент купили. Эту фразу она запомнила намного быстрее, чем про чашку, хотя про батут тяжелее слова.

-2

Поэтому я за свои собственные пособия, уникальные для каждого ребенка. Близкие и эмоционально яркие для него ситуации он запомнит быстрее. Можно и фото распечатать, но они должны быть без лишнего. Стараюсь чередовать: одна картинка про любимые понятные предметы, вторая про то, что нужно мне.

Вот этот принцип эмоциональной вовлеченности ребенка ключевой. Надо нарисовать или напечатать всё, что ребенку дорого. Можно использовать и любимых мультяшных героев.

В итоге, мы пару месяцев читали таким образом, я по-тихоньку подрисовывала дальше. Вначале на НА, потом добавила на В, стала делать по две ситуации на одной картинке.

-3

Когда ребенок уже просёк, что именно нужно отвечать (а на это тоже, как оказалось, нужно время), я убрала принцип "от противного" и начала далее рисовать картинки с теми предметами, которые мне нужны. Например

-4

Тут мы учим еще и посуду.

Можно затем вводить более сложные картинки.

-5

Но такая картинка будет понятна только после того, как ребенок понял простые ситуации.

Эти занятия на предлоги у нас "кроватные". То есть, ребенок присел на кровать, я сую этот блокнот, и мы минут 5 читаем.

Чудес тут я не вижу, как и во всем. Это долгая кропотливая работа. Маркер успеха - когда ребенок в жизни начинает употреблять предлоги, пусть и не те. Главное, в жизни! Кот сидит в шкафу, ребенок говорит: Киса на шкафу. Это победа! Я не спрашивала, где кот, мы не на занятии. Но ребенок увидел кота в необычном месте и решил применить предлог, пусть и не тот. Само по себе употребление предлога в бытовой жизни является успехом. Выбор нужного предлога придет со временем в процессе обучения.

Недавно наш логопед говорит, что нужно вводить предлоги. Взять фигурки и учить: на столе , под столом. Вот такое у меня не работает, именно у меня. У нашего логопеда с моим ребенком работает! У меня же все фигурки будут летать по комнате, падать со стола, ребенок построит из них пирамидку, начнет их озвучивать..вообщем возникнет бардак, а не учеба. Для меня вот такие мои тетрадки - единственный путь, поэтому выбор методики обучения, в частности, предлогам очень зависит от того, как конкретный родитель может заниматься с конкретным ребенком.