Найти тему
Oksana Smirnova

Золотое кольцо. Часть 5: Ярославль.

Это статья про посещение в 2019 году со школьниками-краеведами "Золотого кольца" по маршруту: Ярославль-Углич-Мышкин-Кострома-Ростов-Карабиха.

Статью о Ярославле мне пришлось" разбить" на две. Очень много интересных месть на ярославской земле. Следующие мои статьи будут по другим нашим маршрутам: Смоленская земля, Казань, Тула, Вологда, Карелия. Ещё осталась одна не реализованная мечта - "555 км по Подмосковью". Из-за пандемии она сорвалась, потом ссудились около года в турфирмой из Москвы, чтобы вернули деньги, потом детки мои выросли и поступили в институты, так и сорвалась поездка... Но, я думаю, что я самостоятельно поеду по данному маршруту.

Мои предыдущие статьи была посвящена Угличу, Мышкину, Костроме и Ростову Великому. Но, путешествие в 2019 году началось с Ярославля. Мы каждый раз возвращаясь в гостиницу в Ярославле обязательно посещали какую-либо достопримечательность. А иногда и утро начинали с Ярославля, а потом выезжали в другой город по маршруту.

Ярославль – не просто город,
В нём российская душа!
Гаврюшкин А. Е.

Итак, о чём я хочу рассказать интересный факт: на 1000 рублевой купюре красуется герой нашей статьи - Ярославль.

*Храм Иоанна Предтечи – единственный в древнерусской архитектуре 15-главый храм, построенный в XVII веке;

*Памятник «Ярославу Мудрому»;

*часовня иконы Казанской Божией Матери на фоне Спасского монастыря.

Расскажу о каждом объекте:

Памятник Ярославу Мудрому: В 1988 году было принято решение об установке в Ярославле памятника основателю города— ростовскому князю Ярославу Мудрому. Создание памятника Министерство культуры доверило известному скульптору Олегу Константиновичу Комову. Авторами архитектурной части проекта стали архитектор Нина Ивановна Комова, также помогал А. Бобович — главный архитектор Ярославля в те годы. Однако, окончательный вариант памятника посвящён не воину, а строителю городов, объединившему русские земли, создателю первого свода законов древнерусского права — «Русской правды». Достоверно неизвестно, как выглядел Ярослав Мудрый, не сохранилось никаких свидетельств. Поэтому в процессе работы Олег Комов руководствовался скульптурным портретом, созданным М.Герасимовым — известным учёным-антропологом. В одной руке Ярослав держит макет будущего города, в другой — опущенный меч, символизирующий миролюбивую политику князя. Торжественное открытие памятника состоялось 23 октября 1993 года. Памятник на площади Богоявления в Ярославле установлен так, как будто Ярослав Мудрый встречает приезжающих гостей. Бронзовый монумент в 4 метра и такой же высоты гранитный постамент. Постамент вызывает не меньший интерес, чем фигура князя. Его украшают барельефы с различными сюжетами:

*сражение Ярослава Мудрого с медведицей — по одной из легенд князь в одиночку победил дикого зверя, который мешал местным жителям;

*медведь на задних лапах с секирой на плече — именно так выглядит герб Ярославля;

*Ярослав Мудрый за работой — со свитками «Русской правды» или письмами от европейских правителей.

*Тыльную сторону постамента украшает памятная надпись о том, что в XI веке Ярославль был основан князем Ярославом Мудрым.

К сожалению, из-за транспортной развязки к самому памятнику опасно перебегать дорогу, поэтому никто из нашей группы близко к памятнику не походили, только с тротуара через дорогу. В народе этот монумент прозвали «Дядя с тортом».

Часовня иконы Казанской Божией Матери: Созданное в Нижнем Новгороде небольшое ополчение Минина и Пожарского весной и летом 1612 года стояло в Ярославле, собирая силы для решительного сражения с польско-литовскими интервентами. Четыре месяца Ярославль был временной столицей России. 28 июля 1612 года ополчение вышло из ярославского Спасского монастыря и двинулось к Москве. Осенью 1997 года, в 385-ю годовщину этого события и в дни празднования 850-летия Москвы, в центре Ярославля рядом со Спасским монастырём торжественно открыли часовню иконы Казанской божией матери. С этой иконой всенародное ополчение изгнало захватчиков с русской земли.

Автор проекта часовни — выпускник Ярославского государственного технического университета Григорий Дайнов. Часовня стала его первым осуществлённым проектом. Сегодня Григорий Дайнов — успешный архитектор, автор многих проектов, по которым возводятся здания на ярославской земле. В реализации проекта часовни приняли участие художники Валерий Разживин и Александр Молодцов. Ими созданы рельефные клейма на стенах и уникальный витраж из цветного стекла.

Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи: Один из красивейших храмов Руси сооружён на берегу реки Которосль в слободе кожевников, прозванной Толчковской. Необходимую в кожевенном производстве дубильную краску получали толчением древесной коры, отсюда и пошло название слободы, бывшей в XVII веке городским предместьем. Бурное строительство в Ярославле началось вскоре после опустошительного пожара 1658 года, уничтожившего 29 церквей, три монастыря и почти полторы тысячи гражданских построек. Строительство храма велось 16 лет, с 1671 по 1687 год. С разрешения царя Алексея Михайловича на казённых землях построили два кирпичных завода, где наряду с обычными кирпичами делали лекальные. Используя кирпичи разной конфигурации, строители создали на стенах храма удивительный орнамент из крупных и мелких деталей, а дополнительным украшением стен стали изразцовые вставки, сверкающие в солнечный день, словно драгоценные камни. Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи имеет два придела: один — во имя трёх святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, другой — в честь Казанских чудотворцев Гурия и Варсонофия. Как правило, приделы сооружаются более низкими, чем основной храм. Здесь строители отступили от традиции и построили храм и приделы одинаковой высоты. Пятикупольный храм, дополненный двумя приделами, на каждом из которых пять глав, превратился в грандиозное 15-главое сооружение. Высота храма достигает 44 метров. Внешнему великолепию храма не уступает его внутреннее убранство. Над росписями трудились 16 мастеров под руководством потомственного иконописца Димитрия Григорьева Плеханова, ранее принимавшего участие в росписи Архангельского собора в Московском Кремле, и молодого иконописца Фёдора Игнатьева. Художники работали над росписями всего один год — с 5 июля 1694-го по 6 июля 1695 года. Иконописцы были для своего времени образованными людьми, прекрасно знали богословскую литературу. Им удалось создать своеобразную энциклопедию евангельских и библейских сюжетов. В алтаре можно ознакомиться с одним из наиболее полных в восточнохристианском искусстве циклом «Толкование литургии», состоящем из 18 композиций. На стенах храма фрески расположены в девять ярусов, из которых пять нижних занимает месяцеслов, изображающий последовательно по месяцам и дням святых и праздники. Далее идут сюжеты из жизни Иоанна Крестителя. А всего в храме более 500 картин, написанных на различные сюжеты. В ансамбль храма входит и шестиярусная колокольня. До революции храм пользовался вниманием как прихожан, так и высокопостав-ленных гостей, его нередко посещали члены императорской семьи. А после визита в 1894 году министра финансов С.Ю.Витте были отпущены средства на реставрацию. В результате — укрепили фундамент, промыли и отреставрировали фрески и иконы, позолотили купола. Вернули первозданную красоту — к сожалению, ненадолго. Храм постигла участь многих других церквей. Какое-то время он служил складом для зерна, в галерее хранились красители и кислоты, а в колокольне умудрились разместить кузницу. Находится в составе Ярославского музея-заповедника и используется как объект музейного показа. Открыт для посещения с мая по октябрь, выходные — понедельник, вторник и дождливые дни. Мы были в марте на каникулах, мы не попали, а жаль, но есть повод вернуться.

Вот всё про достопримечательности с 1000 рублевой купюры. Так что, расплачиваясь в магазинах, получая в кассе свою зарплату многие косвенно, но "побывали" в Ярославле.

Расскажу немного о других достопримечательностях Ярославля:

Успенский кафедральный собор был первым каменным храмом в городе. На протяжении всей своей истории он неоднократно рушился, горел и строился заново, но в 1937 году был взорван и окончательно исчез с лица города. На месте собора разбили парк культуры и отдыха, а о самом соборе забыли на долгие годы. В конце девяностых — начале двухтысячных начались активные дискуссии о восстановлении храма. В итоге осенью 2004 года был заложен первый кирпич в основание нового Успенского кафедрального собора, а через 6 лет, к 10-вековому юбилею Ярославля, храм официально освятили и открыли для прихожан. Многие ярославцы положительно приняли появление нового храма на старом месте, но другие посчитали, что он не лучшим образом сказывается на историческом облике города. В любом случае, сегодня мы наслаждаемся красотой Успенского собора. В конкурсе на лучший проект собора выиграл ярославский реставратор Вячеслав Сафронов, проект которого предполагал точное воссоздание разрушенного храма, второе место у московского архитектора Алексея Денисова (участвовавший в восстановлении Храма Христа Спасителя). Но, выбор был сделан в пользу Денисова. По проекту Сафронова собор был бы скромнее, не таким пышным, как сейчас. До сих пор не утихают споры о правильности такого решения. Облик нового Успенского собора чужд верхневолжской традиции; из древнерусских памятников ближе всего к нему Смоленский собор Новодевичьего монастыря в Москве. Площадь храма составляет около 2 тыс.м², вместимость—более 4 тыс.человек, высота до основания креста—50 м. В цокольном этаже разместился зал церковных соборов, музей, трапезная палата и покои правящего архиерея.

В храме находятся мощи святых благоверных князей Ярославских Феодора Ростиславича и его сыновей Давида и Константина, а также частицы мощей святых благоверных князей Василия и Константина Всеволодовичей. Братьев Всеволодовичей — основателя храма Константина и его брата Василия — народ любил. Именно они стали небесными покровителями Ярославля. Когда спустя два года после первого пожара под фундаментом обнаружили два целых гроба с их нетленными останками, к мощам потянулись паломники. Останки решили захоронить, но над городом две недели бушевала буря, которая утихла, лишь когда мощи в гробах поставили на берегу реки. Это посчитали знамением и чудом, братьев причислили к лику святых.

Первый Ярославский кафедральный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы был основан ещё в домонгольский период отечественной истории. По свидетельству летописи Ростовский князь Константин Всеволодович в 1215 году «заложи церковь Успение Богородици на Ярославли». Строили её единственной каменной среди прочих деревянных. Летописцы фиксировали: «Устроен собор благолепно и богато». Двери, украшенные золоченой медью. Пол, выстланный майоликой. Резьба по белому камню на фасадах. Благолепия хватило на пару десятилетий. В 1237 году собор разорил хан Батый, забрал не только убранство, но и многие святыни. Но храм постепенно восстановили, и он простоял вплоть до начала ХVI века, когда в Ярославле бушевал такой пожар, что даже колокола «расплавились, как вода».

Храм неоднократно горел и перестраивался. К середине XVII века кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы был единственным в Ярославле шестипрестольным храмом. Его колокола стали главными в городе, они начинали все звоны — и праздничные, и повседневные. Главный колокол храма "благовестник" весил более 11 тонн. Собор перенёс все невзгоды, но события ХХ века внесли свои коррективы. В 1918 году при подавлении белогвардейского мятежа собор был повреждён от пожара. 1929 год принёс новые бедствия — снесена колокольня. В 1937 году Успенский кафедральный собор был снесён. Храм возвели в верхнем ярусе парка "Стрелка" — месте, где река Которосль впадает в Волгу, и был заложен город.

Сегодня Стрелка - место прогулок не только гостей города, но и горожан. Именно сюда в X веке причалили корабли во главе с Ярославом Мудрым, который и считается основателем города. Когда-то на стрелке находились княжеские палаты и дома воевод, но к началу XX века остался лишь пустырь с несколькими полуразрушенными домами. Работы по облагораживанию территории начались во второй половине XX века, а последнюю реконструкцию, приуроченную к 1000-летнему юбилею города, провели в 2010 году. В центре парка возвышается памятник 1000-летию Ярославля, рядом расположены фонтаны, аллеи для прогулок, скамейки и цветочные клумбы. Мы не стали спускаться вниз в парк, посмотрели со смотровой площадке недалеко от храма. А вот летом здесь красиво, возможно я вернусь сюда в тёплое время, чтобы прогуляться по набережной.

Перед Успенским собором установлена замечательная скульптурная композиция "Троица". Автор проекта — скульптор Николай Александрович Мухин, при участии скульптора Игоря Трейвуса. Троица представляет собой попытку, с одной стороны, осмыслить великое творение Андрея Рублёва, а с другой — найти современное художественное решение. Это единственное в России скульптурное изображение ветхозаветной Святой Троицы. Открытие памятника состоялось с благословения патриарха Алексия II, и затем архиепископ Михей (Хархаров) освятил скульптуру. Скульптурная композиция "Троица" установлена в 1995 году в честь тысячелетия распространения христианства на Руси. Первоначально эта скульптурная композиция была установлена на месте разрушенного в 1930-х годах алтаря старинного Успенского храма. Но позднее, в связи с реконструкцией собора, памятник перенесли в парк недалеко от набережной. Скульптура "Троица" стала одним из символов города Ярославля и послужила началом строительства нового Успенского кафедрального собора, который был построен и освящён в 2010 году к тысячелетию города Ярославля.

Одной из современных традиций является "кидание монет в чашу", расположенную в нижней части композиции. Так мы приехали как краеведы, то мы никто не стали "портить" памятник, зная что со временем из-за повреждений будут реставрировать композицию. Считаю эту традицию кощунством.

А вот у надписи "Ярославль" ближе к смотровой площадке мы воспользовались для коллективных фотографий.

Рядом с Успенским собором есть ещё замечательная достопримечательность, которую обязательно надо посетить в Ярославле — Митрополичьи палаты.

Палаты были отстроены в конце XVII века специально для митрополита Ионы III Сысоевича. Внешний вид соответствовал всем традициям русского зодчества того времени. Палаты были перестроены в 1830 году. Именно тогда здание палат, устаревшее и обветшавшее, перестроили и расширили, придав современный вид. Всё это могло разрушиться, сгореть в пламени Революции, но благодаря усилиям архитектора Петра Барановского удалось восстановить прежний облик здания. В 1970-е годы внутри располагался филиал местного художественного музея, где была представлена богатая коллекция икон. Сегодня они также присутствуют в экспозиции, но наряду с ними появилось ещё множество предметов древнерусского искусства разных веков.

Митрополичьи палаты были построены в конце 1680-х—начале 1690-х годов на месте сгоревших воеводских хором в Рубленом городе в качестве парадной резиденции митрополита Ростовского и Ярославского Ионы Сысоевича, который также возвел стены Ростовского кремля. Первоначально ярославское место пребывания митрополита представляло собой обнесённую каменной оградой усадьбу с большим каменным двухэтажным зданием палат, двумя флигелями, хозяйственными постройками и домовой церковью Леонтия Ростовского. Палаты имели трёхчастную планировку: сени, жилые и приёмные покои. Сени разделяли здание на две части. Жилые (в восточной половине) и парадные (в западной части) покои митрополита находились на втором этаже здания, куда вело большое каменное крыльцо (с севера повседневное, а с юга — парадное), не сохранившиеся до настоящего времени. На первом этаже резиденции располагались комнаты прислуги и служебные помещения.

В 1760-е годы в этом доме дважды останавливалась императрица Екатерина II. В конце XVIII века в здании жил Алексей Петрович Мельгунов, ярославский наместник и первый ярославский генерал-губернатор.

В XVIII—XIX веках каменная ограда, флигели и церковь были разобраны, а само здание палат в 1830 году было перестроено: убраны каменные крыльца и декор на фасадах, достроен третий этаж.

В годы гражданской войны, во время Ярославского мятежа, во время артиллерийского обстрела Красной армией, бывшая резиденция митрополитов сильно пострадала. Поэтому в 1920-е годы по проекту архитектора Петра Барановского была проведена реставрация здания, в результате которой палатам был возвращён первоначальный облик.

После капитального ремонта в 1977 году в Митрополичьих палатах была открыта экспозиция иконописи Ярославского художественного музея. В настоящее время в Митрополичьих палатах расположен музей древнерусского искусства.

Проект Ярославского художественного музея "Спор о бороде", проводимый в стенах музея, стал одним из лучших реализованных проектов программы «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного фонда В. Потанина. "Рассуждение о бороде" Димитрия Ростовского, связанный с указом Петра I о бритье бород. Это событие стало символическим элементом проекта. Отношение к бороде в России – часть культурного кода и самоидентификации нации, связанной с православной традицией — "без бороды и в рай не пустят", позже – идеологией, сейчас – модой.

Но меня больше интересовал музей древнерусского искусства. В постоянной экспозиции "Древнерусское искусство XIII–XVll веков" можно увидеть самые ценные памятники ярославского искусства: это уникальные ранние иконы, мо". Именно в этом году ополчение Минина и Пожарского находилось в стенах монастыря и на временно созданном монетном дворе чеканилась та самая копейка из чистого серебра. Она имела хождение по всей стране и в народе называлась "чешуйка". Автор памятника скульптор Анатолий Смирнов.ах создает цельное и гармоничное представление о ярославском искусстве. Ярославские иконы занимают в истории древнерусского искусства такое же видное положение, как и иконописные произведения прославленных художественных школ Новгорода, Пскова и Москвы. Древнейший памятник коллекции Ярославского художественного музея – домонгольская икона "Спас Вседержитель" (первая половина XIII в). Она поступила в музей из Успенского собора, где стояла у гробницы сыновей Всеволода – Василия и Константина, считавшихся "ярославскими чудотворцами".

В экспозиции можно увидеть произведения ярославской иконописной школы XV – XVII веков. Это и "Святитель Николай Чудотворец с житием в 18 клеймах" (XV в.), и знаменитая икона "Сергий Радонежский с житием и Сказанием о Мамаевом побоище" (кон. XVI – сер. XVII в.), "Богоматерь Толгская со Сказанием об иконе Толгской Богоматери в клеймах" (1655). А также подписные иконы выдающихся художников XVII в. – Федора Евтихиева Зубова, Гурия Никитина, Семена Спиридонова Холмогорца, Андрея Савина Великосельца. В коллекции древнерусского искусства музея находятся произведения деревянной скульптуры, резьбы и литья XVI – XX в., в том числе – поклонные белокаменные кресты XVI века, которые ставились "по обету" в память об избавлении от стихийных бедствий и эпидемий.

С сожалением я покидаю этот замечательный музей, но мы должны успеть посмотреть ещё много достопримечательностей.

При выходе с территории на Стрелке мы прошли по "Аллее славы". В наш приезд здесь проходила замечательная выставка от Фонда "Память поколений". Героями могут быть не только пожилые ветераны, но и молодые участники боевых действий. Фотографии выполнили Даниил Головкин и Ольга Тупоногова-Волкова.

Попав на Ярославскую землю мы были свидетелями нескольких значимых для этих мест событий. Так когда мы приехали в Храм Фёдоровской иконы Богоматери, то попали на праздник, посвященной именно этой иконе, которую проводили Преосвященнейший епископ Салаватский и Кумертауский Николай, совершая Божественную литургию. Мы постарались не мешать верующим и совсем ненадолго зашли в храм.

Храм Фёдоровской иконы Богоматери представляет собой пятиглавую четырехстолпную приходскую церковь, находящуюся на правом берегу Которосли. Считается, что возведение храма пришлось на период между 1628 и 1687 годами.

Сооружена церковь при помощи архитектора Р.Л.Еремина. Сохранилась легенда о строительстве храма: в ней рассказывается, что местные жители выбрали за образец Вознесенскую церковь, сами провели обмеры и начали строительство. Профессиональные зодчие были приглашены позднее: они покрыли храм первой в Ярославле четырехскатной крышей, что ещё более усилило выразительный силуэт крупных глав на высоких барабанах.

В самом деле, высота барабанов (с крестами) составляет 22 м. Кирпичный четырёхстолпный пятиглавый храм в честь Феодоровской иконы Божией Матери, с севера и юга окружен папертями. Окончательный облик храма сложился в XVIII веке: в 1715 артель Игнатьева-Фёдорова расписала интерьер интереснейшими фресками, в 1736 появились галереи с высоким крыльцом на столбах, еще позднее — южный Тихвинский придел (1776). В советское время храм был закрыт (1930), разграблен и приспособлен под жильё, с 1946 по 1986 годы в нём складировали материалы. Николо-Пенская церковь не закрывалась и служила кафедрой ярославских архиереев.

В 1987 году случилось знаменательное по тем временам событие. Обком передал в ведение РПЦ Толгский монастырь и холодную Фёдоровскую церковь. Через 2 года из Ярославского музея-заповедника в собор были перенесены мощи святых благоверных князей Фёдора, Давида и Константина. С 2011 года мощи покоятся в раке в новом Успенском соборе Ярославля, а в Фёдоровской церкви остались лишь частички мощей.

Сказание связывает возведение Фёдоровского храма в Толчковской слободе с чудотворным исцелением посадского человека Ивана Плешкова. В 1669 году он «впаде в лютую болезнь расслабления», а исцелился после того, как во сне ему явились двое мужей «во одеянии святительском» и повелели совершить паломничество в Кострому к иконе Феодоровской Богоматери — моленному образу царей новой династии Романовых. Святители предписали Плешкову заказать список с чудотворного образа и соорудить в Николо-Пенском приходе каменный храм в его честь. По совету костромского протоиерея изготовление списка с Фёдоровской иконы было поручено знаменитому иконописцу Гурию Никитину. Тот взялся за ответственное задание только по наступлении великого поста: «той Гурий пред начинанием того дела воздержася от брашен, исповедася грехов своих, святых тайн причастися и тогда начать того святого дела касатися». По завершении работы икону переправили на лодке в Ярославль, где её прибытия ожидала толпа народа. Пока образ несли в Николо-Пенскую церковь, произошло первое исцеление: Василий Потапов, «болезнующий с полгодичное время и не могий сам по себе ходити, изнесен бысть на одре пред врату дома своего», где после совершения молитвы смог своим ходом принять участие в процессии. Он пожертвовал на создание храма.
Участок под строительство предоставил 27 сентября 1683 года Иван Моисеев Денисовский; это было его личное домовладение. В основание церкви храмоздатель Плешков положил найденный им в поле «камень велий». Прихожане хотели выбрать за образец церковь Петра Митрополита, однако Плешков посоветовал строить храм «мерою и подобием» значительно более крупной Вознесенской церкви. После снятия мерок с Вознесенского храма и совершения молебна толчковцы «все рвы покопаша, в них же и сваи дубовые побиша и весь бут каменем постлаша своими руками».
Как то было принято в допетровской Руси, приходская церковь стала результатом коллективного творчества всех жителей Николо-Пенского прихода. Когда был готов фундамент, «подаянием всего прихода жителей» для кладки стен были наняты профессиональные каменщики. Родион Леонтьев Еремин финансировал строительство храма после того, как стены были доведены «до окошек». Митрополит Иона Сысоевич дал храму благословенную грамоту, по которой он и был освящён 24 июля 1687 года, в один год со знаменитым соседом — храмом Иоанна Предтечи в Толчкове.

В Ярославле много необычных и красивых церквей и храмов с интересной судьбой. Не во все мы заходили, так как всё таки у нас краеведческая поездка, а не паломническая. Но, история края тесно связана с храмами. Нам рассказывали про многие из них, мы либо проезжала на экскурсионном автобусе утром, или по возвращению вечером, а иногда на пешей прогулке вечером мы проходя мимо останавливались и любовались замечательной архитектурой ярославских храмов.

Прогуливаясь по вечернему городу мы вышли через Власьевскую башню на пешеходную улицу Кирова, где установлен замечательный символ Ярославля — медведь с секирой. 22 августа 2016 года появился этот городской медведь. Он расположился на лавочке в расслабленной позе, держа в одной лапе секиру, а в другой - яблоко. Автор медведя - народный художник России Николай Мухин, а отливали его в Костроме, и скульптор Михаил Гайнутдинов. "Главный смысл этой работы – создать хорошее настроение людям" (Николай Мухин). Мы, конечно же, сфотографировались с главным символом города, а вот тереть но, или яблоко мы не стали. Это варварство.

Ещё один необычный памятник - это "Историческая карта Ярославля 1778 года", которая "лежит" рядом с одним из первых храмов города - Храм Ильи Пророка на центральной площади. Бронзовая карта представляет в миниатюре макет исторической части Ярославля, вошедшей в 2005 году в список Всемирного наследия Юнеско. Карта знакомит с исторически сложившейся планировкой и застройкой Ярославля, осуществленной в результате административной реформы Екатерины II по перестройке старых городов в масштабах России в 1778 года. На карте видно градостроительные решения: радиально-лучевую планировку древней части Ярославля и её доминанту храм Ильи Пророка (1650 года). Автор композиции — действительный член Российской Академии художеств, народный художник России, основатель творческого объединения «Ярославская икона», член Президиума Российской Академии художеств, член президиума Совета по культуре и искусству при Президенте РФ Николай Александрович Мухин (он же автор Медведя с секирой, о котором я написала выше).

В центре выделяется величественное жёлтое здание в классическом стиле с колонами — первый русский театр им. Фёдора Григорьевича Волкова, чей памятник смотрит на театр с высокого постамента. Первый русский общедоступный профессиональный театр был основан в 1750 году в Ярославле выдающимся актёром и режиссёром Фёдором Григорьевичем Волковым. Для спектаклей он переоборудовал здание, вмещавшее до 1000 зрителей. В 1752 году Волков и его труппа были вызваны в Санкт-Петербург. В 1756 году Волков принял участие в создании первого русского государственного театра (ныне – Александринский театр). Театральное дело в Ярославле продолжили сначала братья Ф.Г.Волкова—Алексей и Гавриил. Новое здание театра выполнено по проекту, который в 1909 году был как лучший проект, автор архитектор Николай Спирин. Здание было построено в 1911 году — в нём Волковский театр находится и по сей день. В том же году театру было присвоено имя Ф.Г.Волкова. В октябре 1918 года театр был муниципализирован. А памятник Фёдору Григорьевичу Волкову изображён в полный рост. Он одет в сценический костюм, взгляд его направлен на театр, руки сложены на груди. Волков словно любуется своим детищем и раздумывает о его судьбе. Памятник выполнен по проекту ярославцев Виктора Фёдоровича Марова (архитектор) и Александром Ивановичем Соловьёвым (скульптор) и, был открыт 10 августа 1973 года.

В заключении этой статьи хочу рассказать об Ярославском Кремле. На территории Кремля находиться Спасо-Преображенский монастырь. Он основанный в 1216 году за стенами Рубленого города у переправы через реку Которосль.

В монастыре было основано и работало первое на Руси духовное училище Григорьевский затвор. Позже его перевели в Ростов Великий.

В 1612 году у стен монастыря собиралось народное ополчение под предводительством Минина и Пожарского и отсюда оно отправилось освобождать Москву.

Монастырь удостаивали своим вниманием русские правители. Его любил посещать Иван Грозный, его третий сын Феодор Блаженный, царь Михаил Федорович из династии Романовых. Каждый из них осыпал монастырь милостями: дарил земли и целые села, другие привилегии.

Центральное место на территории монастыря занимает Спасо-Преображенский собор. Его первый вариант из дерева был отстроен в 1216—1224 годы, а после пожара в начале XVI века московские мастера построили его из камня. Главное богатство собора — сохранившиеся до наших дней фрески эпохи Ивана Грозного (1563—1564). В иконостасе собора есть иконы, датируемые XVII веком. Церковь Ярославских Чудотворцев Феодора, Давида и Константина была вплотную пристроена к Спасо-Преображенскому собору в 1825—1831 годы, архитектор Пётр Паньков.

Звонница с церковью иконы Печерской богоматери — самое высокое здание обители. Начали строить колокольню в XVI веке, а затем век за веком достраивались ярусы. Закончили строительство лишь в XIX веке. По сведениям некоторых источников красующиеся на Звоннице часы перекочевали сюда со Спасской башни Московского Кремля.

Ещё одна из самых старых построек монастыря — Святые ворота. Они находятся со стороны реки Которосль. Возвели их в 1516 году и тогда башня над воротами выполняла роль дозорной. На ней находились наблюдатели, которые в случае опасности били в набатный колокол. Над арочными воротами раннее находилась надвратная церковь Введения Пресвятой Богородицы во Храм. Перестраивали и реставрировали в 1621 году и в 1810 году.

C XVI века сохранились Трапезные палаты. Непосредственно к трапезной примыкает церковь Воскресения. В настоящее время здание используется как выставочный зал Ярославского историко-архитектурного музея.

Интересный современный объект —мозаичное панно "Клятва князя Пожарского" работы В. Нестеренко. Над панно красуется герб Ярославля, а ещё выше — православный крест. Эта скульптурная композиция появилась в 2010 году, когда Ярославль праздновал свой 1000-летний юбилей. В монастырской библиотеке в конце XVIII века был обнаружен единственный сохранившийся до наших дней рукописный экземпляр «Слова о полку Игореве».

Памятник копейке был установлен на территории Спасо-Перображенского монастыря в 2013 году в честь четырехсотлетнего юбилея ярославской копейки. Под бронзовой монеткой, более метра в диаметре надпись "Копейка 1612 года". Именно в этом году ополчение Минина и Пожарского находилось в стенах монастыря и на временно созданном монетном дворе чеканилась та самая копейка из чистого серебра. Она имела хождение по всей стране и в народе называлась "чешуйка". Автор памятника скульптор Aнатолий Смирнов.

Это статья про посещение в 2019 году со школьниками-краеведами "Золотого кольца" по маршруту: Ярославль-Углич-Мышкин-Кострома-Ростов-Карабиха. Следующие мои статьи будут по другим маршрута: Смоленская земля, Казань, Тула, Вологда, Карелия. Осталась не реализованная мечта - 555 км по Подмосковью. Из-за пандемии она сорвалась, потом судились около года в турфирмой из Москвы, чтобы вернули деньги, потом детки мои выросли и поступили в институты, так и сорвалась поездка... Но, я думаю, что эти летом самостоятельно сама поеду по данному маршруту.

Россия ещё не умолкла,
И колокол грозен, как встарь.
Года пролетают над Волгой,
Не старят они Ярославль. (
Добронравов Н..)

#углич #золотоекольцо #путешествие #путешествиепороссии #ростов #краеведение #мышкин #ярославль #кострома #карабиха