Поговорка «Лучше поздно, чем никогда» в нынешних условиях повсеместного завоевания нашего зрительского внимания стриминговыми сервисами справедлива как никогда. Особенно в том, что касается сериальной продукции. Конечно, она еще снимается по лекалам телевизионного контента. Но все чаще и чаще замечаешь: встреча с ней первоначально происходит исключительно на сетевых просторах нежели в привычной ситуации домашнего телесмотрения с помощью друга-телевизора. И в который раз приходится констатировать: приятные неожиданности вновь случаются.
Так произошло с двумя сезонами сериала «Преступление». Первый был выпущен еще в 2017 году, второй – в 2021-м. А встреча автора этих строк произошла с ними только сейчас. Главное достоинство увиденного сериала, скажем сразу, это явно оригинальный характер реалий провинциального города у моря, где и разворачивается соответствующие криминальные сюжеты. Эту «роль» нынче сыграл Калининград, хотя напрямую реалии этого анклава более или менее проявляются во втором сезоне. Первый растянут на 20 серий и реализовал сей проект режиссер Максим Василенко, которому выпала участь рассказать о том, как ловят в этом городе у моря некоего маньяка.
Отметим, что в некотором смысле постановочной бригаде пришлось несладко, ибо официально наше «Преступление» имеет отсылку к датскому сериальному первоисточнику под названием «Убийства». Последний имеет все те признаки мрачного зрелища, каковое именуется в обиходе у сериальных фанатов «скандинавским нуаром» (сиречь, формата сериала). Со всеми вытекающими из этого определения жанровыми и форматными признаками. Отечественная сфера сериального «мыловарения» уже прошла стадию эксперимента, когда совместно Россией и Эстонией была предпринята попытка адаптировать для нас шведско-датский проект «Мост». Попытка была не столь провальной, поэтому и было решено продолжать воевать с сериальными конкурентами на их территории.
Скажем сразу: наше «Преступление» оказалось вполне достойным зрелищем. Хотя на мой взгляд двадцать серий для того, чтобы поймать маньяка, слишком много. Как вы понимаете, его все-таки изобличат наши бравые сотрудники. На сей раз их двое – Александра Москвина (Дарья Мороз) и Андрей Чистяков (Павел Прилучный). Дама собирается покинуть тот самый город по семейный обстоятельствам и поэтому вынуждена вводить в курс дела более молодого, но достаточно амбициозного напарника. И если поначалу их отношения сильно напоминают уже виденного «Мажора», то по мере развития интриги, характер отношений меняется. И в этом – принципиальный выигрыш сериала, наполненного типично отечественной сериальной рефлексией. К этому в качестве усиливающего элемента авторы добавляют привычные приемы создания триллероподобной атмосферы. С каждой серией атмосфера в кадре все мрачнеет и мрачнеет. Такое ощущение, что темнее места, чем неназванный Калининград, на свете нет. «Подыгрывают» жанру и архитектурные элементы (все-таки готика выглядит невесело в кадре). И, конечно, дополняет экранный мрак соответствующий аудиодизайн.
В конце концов, мрак отступает. Но нуар (реально русский) уже успел завоевать внимание зрителей «Преступления». Найденный стиль изложения будет развит во втором сезоне сериала, который реализовал режиссер Саша Кириенко. Место действия – тот же Калининград. Тот самый регион номер 39, который нынче в статусе анклава торчит как кость в горле у тех, кто спит и видит Россию, потерявшей свои земли. Именно после второго сезона сериала понимаешь: как важен в нынешней ситуации Калининград, место столкновения многих интересов многих бизнес-элит, в том числе и тех, кто посматривает на Запад.
Тогда, когда «Преступление» снималось, это было еще не так заметно. Но вот время настало и некоторые сюжетные коллизии актуализировались сами по себе. Однако герои Мороз и Прилучного по-прежнему лихо ведут расследование убийства заезжего дельца и похищения дочери крупного бизнесмена. И мотивы столкновения экономических интересов играет во втором сезоне не меньшую роль и значение чем привычные криминальные мотивы. Словом, формат номер 39 в таком креативном решении сериала, что называется, пригодился. Единственным недостатком столь атмосферного сериала является немного сказочный финал, выглядящий как искусственная и вынужденная вставка из какого-то сказочного сериала, в котором добро (точнее, силы правопорядка) обязательно побеждает зло. Но испортить общее позитивное впечатление от «Преступления» придуманной развязке, к счастью, не удается. Следовательно, вывод напрашивается только один: смотреть стоит.
Сергей Ильченко