Найти в Дзене
Грунтовозов

Характеристики свойства асфальтобетона (асфальта): обзорная статья, часть 2

Оглавление

Асфальт (асфальтобетон) – это сложный материал, широко востребованный в дорожном строительстве и работах по благоустройству территорий. Он обладает целым рядом свойств, которые так или иначе определяют его качество и срок службы.

Требования к характеристикам асфальтобетонных смесей различных типов и марок установлены в ГОСТ 9128-2013. Там же перечислены обязательные пункты документа о качестве, который выдается потребителю на каждую партию заказанной асфальтобетонной смеси (АБС).

В этой статье мы кратко рассмотрим все свойства и характеристики, которые определяются для асфальтобетона и АБС. Мы поговорим о том, какой практический смысл они имеют, от чего зависят и как могут быть изменены на этапе производства или укладки.

Итак, все характеристики асфальта можно разделить на 7 групп:

В этой статье мы коротко рассмотрим водно-физическую, теплофизическую и химическую группы. С первыми двумя группами вы можете ознакомиться вот в этой статье.

Водно-физические свойства асфальта

Эти свойства характеризуют степень разрушительного воздействия воды на асфальтобетон.

К ним относятся:

Давайте кратко рассмотрим каждое из них.

Водонасыщение асфальта

Это способность материала вбирать влагу в поры и трещины. Показатель измеряется путем сравнения массы сухих и напитанных водой образцов асфальтобетона.

Водонасыщение строго нормируется ГОСТом 9128-2013. Дело в том, что при замерзании вода расширяется в объеме. Соответственно, если дорожное покрытие впитывает много влаги, то зимой оно будет деформироваться и трескаться.

Как мы уже отмечали, этот показатель напрямую зависит от пористости. Чем больше пустот в материале, тем больше воды он может впитать. Максимально допустимое содержание влаги в готовом асфальтобетоне варьируется в пределах 3-5% для плотных смесей, 4-10% – для пористых и 10-18% – для высокопористых.

Подробнее об этом свойстве вы можете прочитать в нашей статье Водонасыщение асфальта.

Набухание асфальта

Это свойство материала увеличиваться в объеме в водонасыщенном состоянии. В принципе, данная характеристика хорошо знакома всем: этот принцип используется, например, при производстве фигурок и игрушек, которые увеличиваются в воде.

Набухание асфальтобетона высчитывается путем сравнения его объемов в сухом виде и после насыщения влагой. В норме оно не должно превышать 0,5-1,5% (в зависимости от пористости и марки материала). Завышенный показатель может говорить о наличии в смеси большого количества глинистых, илистых и органических примесей или недостаточном уплотнении покрытия.

Подробнее об этом свойстве вы можете прочитать в нашей статье Набухание асфальта.

Водостойкость асфальта

Свойство показывает, насколько прочность материала изменяется в водонасыщенном состоянии.

Для асфальтобетона важны две характеристики:

  • Коэффициент водостойкости
  • Коэффициент водостойкости после длительного водонасыщения

Они рассчитываются схожим образом. Для анализа берутся сухие образцы материала и образцы, пропитанные влагой (в течение нескольких часов или 15 суток соответственно). Для каждого из них замеряется предел прочности при сжатии. Соотношение полученных показателей – это и есть коэффициент водостойкости. Она варьируется в пределах от 0,60 до 0,95 в зависимости от марки асфальта. Чем выше показатель, тем лучше качество материала.

Это свойство также зависит от набухания и водонасыщения. Дело в том, что влага в порах асфальта со временем разрушает связи между зернами наполнителя и битумом. Следовательно, чем больше воды вбирает материал, тем быстрее он разрушается.

Подробнее об этом свойстве вы можете прочитать в нашей статье Водостойкость асфальта.

Водопроницаемость асфальта

Водопроницаемость материала – это способность покрытия пропускать через себя влагу к нижним слоям.

В принципе, любой асфальт достаточно водонепроницаем. В этом можно легко убедиться и без лабораторных испытаний. Нужно только выйти на улицу после дождя и увидеть, что лужи на дорогах не впитываются в покрытие.

Как правило, данный показатель для асфальтобетона специально не замеряется. Исключение – это строительство мостов. В этом случае инженерам важно знать, что через покрытие точно не будет просачиваться влага. Ведь от нее будут ржаветь стальные элементы конструкции. Поэтому в мостовом строительстве используются специальные виды асфальтобетонных смесей с добавлением активированных минеральных порошков или поверхностно-активных веществ (ПАВ). Благодаря им покрытие становится полностью водонепроницаемым.

Подробнее об этом свойстве вы можете прочитать в нашей статье Водопроницаемость асфальта.

Если же вам интересно прочитать подробнее об этой группе характеристик, рекомендуем ознакомиться с нашей статьей Водно-физические свойства асфальта.

Теплофизические свойства асфальта

Эта группа характеристик показывает, как тепловая энергия из окружающей среды влияет на качества асфальтобетонного покрытия. Они особенно актуальны для регионов с жарким или, наоборот, холодным климатом.

К этой группе свойств относятся:

Коротко о них – далее.

Теплопроводность асфальта

Этот показатель характеризует способность материала проводить тепло от более горячих участков к холодным.

Теплопроводность асфальтобетона зависит от ряда факторов:

  • Пористости
    Чем больше пустот в материале, тем хуже он проводит тепло.
  • Степени насыщения водой
    Чем больше в порах асфальта влаги, тем лучше он проводит тепло.
  • Степени уплотнения
    Чем лучше утрамбовано и укатано покрытие, тем лучше оно проводит тепло.

Что же лучше для асфальтобетона – высокая или низкая теплопроводность? На этот вопрос сложно ответить однозначно.

С одной стороны, высокая теплопроводность обеспечивает равномерное распределение температуры в верхних и нижних слоях материала. А многие характеристики асфальтобетона зависят именно от его температуры. Другими словами, чем выше теплопроводность асфальта, тем равномернее нагреваются и охлаждаются различные его участки – тем стабильнее он проявляет свои качества.

С другой стороны, при строительстве дорог на пучинистых грунтах высокая теплопроводность – это минус. Дело в том, что пучинистые грунты при замерзании расширяются и деформируют асфальтовое покрытие. Поэтому при строительстве дорог на таких участках важно не допустить промерзания нижних слоев. Для этого производятся специальные смеси с пониженной теплопроводностью, которые удерживают тепло в земле.

Подробнее об этом свойстве вы можете прочитать в нашей статье Теплопроводность асфальта.

Теплоемкость асфальта

Под теплоемкостью понимают количество тепла, необходимое для того, чтобы изменить температуру материала на один градус. Другими словами, чем выше теплоемкость, тем медленнее нагревается материал и тем дольше он сохраняет тепло.

Как это проявляется на практике? Средняя удельная теплоемкость асфальта достаточно высокая – от 920 до 2100 Дж/(кг*К). Это значит, что в течение дня он активно нагревается, а ночью отдает накопленное тепло в воздух, играя роль своеобразного обогревателя. Именно поэтому в заасфальтированных городах летом обычно жарче, чем на природе – они просто не успевают охлаждаться.

Специальные методы изменения теплоемкости асфальтобетона в России пока не применяются. Однако в странах Северной Америки и Западной Европы разрабатываются инновационные смеси, к преимуществам которых относится, в том числе, и низкая теплоемкость. В качестве примера такого материала можно привести стеклоасфальтобетон (glassphalt) – асфальт с добавлением стеклянной крошки.

Подробнее об этом свойстве вы можете прочитать в нашей статье Теплоемкость асфальта.

Тепловое (температурное) расширение асфальта

Это свойство материала изменять свой объем при изменении его температуры. В случае с асфальтобетоном речь идет в первую очередь о расширении при нагреве.

Тепловое, или температурное расширение связано с показателями теплопроводности и теплоемкости. Достаточно высокая теплопроводность асфальтобетона обеспечивает равномерное удлинение покрытия на всей его площади. А от теплоемкости конкретной смеси зависит, насколько быстро она будет увеличиваться в объемах.

Тепловое расширение характеризуется коэффициентом линейного расширения, который зависит от типа смеси и марки битума. Для асфальтобетона он варьируется в пределах от 0,00003 до 0,00007.

Эта характеристика особенно актуальна при укладке асфальта на основание из другого материала – например, цементобетона. Если показатели расширения нижнего и верхнего слоя сильно различаются, то в покрытии очень скоро начнут образовываться трещины.

Подробнее об этом свойстве вы можете прочитать в нашей статье Тепловое расширение асфальта.

Если вам интересно прочитать подробнее об этой группе характеристик, рекомендуем ознакомиться с нашей статьей Теплофизические свойства асфальта.

Химические свойства асфальта

Эта небольшая группа свойств характеризует изменения асфальтобетона в ходе реакций с другими веществами – водой и химикатами.

К ним относятся:

  • Растворимость в воде
  • Химическая стойкость

Давайте остановимся на каждом свойстве чуть подробнее.

Растворимость асфальта в воде

Асфальтобетон представляет собой смесь минерального наполнителя (щебень, гравий, песок, отсев, минеральный порошок) и битума. Эти компоненты не растворимы в воде – следовательно, и сам материал устойчив к растворению.

Однако тут нужно отметить важное исключение. Оно касается песчаных асфальтов, которые используются для обустройства тротуаров и дорог с низкой нагрузкой. Дело в том, что они часто производятся на основе кварцевого песка, который слабо сцепляется с битумом – от этого страдает прочность покрытия. Для решения этой проблемы песок активируют гашеной известью, которая повышает его адгезию и облегчает перемешивание смеси. Вот только известь хорошо растворяется в воде и со временем вымывается из покрытия. В результате асфальтобетон теряет свою прочность, становится хрупким и разрушается.

Этот момент стоит учесть при заказе материала. Если вы планируете укладывать асфальт на участке с высокой влажностью, то смесь на основе кварцевого песка лучше не рассматривать.

Химическая стойкость (коррозионная устойчивость) асфальта

Это способность материала сопротивляться воздействию агрессивных химических веществ.

Данная характеристика асфальта особенно актуальна в регионах со снежными зимами. Ведь в это время дороги и тротуары активно обрабатываются противогололедными реагентами. В их состав входят соли, которые проникают в поры покрытия и разрушают связи между битумом и минеральным наполнителем. В результате снижается прочность асфальтобетона и ускоряется его износ.

Исследования показывают, что и традиционные, и современные антигололедные составы разъедают асфальт. Разница заключается только в том, что первые это делают быстрее. Соответственно, для продления срока службы дорог нужно не только создавать более щадящие реагенты, но и повышать химическую стойкость самого асфальтобетона.

Это достигается за счет внесения добавок:

  • Адгезионных поверхностно-активных веществ (ПАВ) или извести
    Они повышают адгезию наполнителя с битумом, благодаря чему связи между зернами лучше выдерживают действие реагентов.
  • Цемента
    Цемент наносится тонким слоем на поверхность асфальта и заполняет оставшиеся поры, не давая химикатам проникнуть внутрь покрытия.
  • Технической серы
    Без нагрева сера достаточно инертна и почти не вступает в реакции с другими веществами. В асфальтобетонной смеси она обволакивает зерна наполнителя и защищает их от воздействия химикатов.

Если вам интересно прочитать подробнее об этой группе характеристик, рекомендуем ознакомиться с нашей статьей Химические свойства асфальта.

Полную версию данной статьи вы найдете на этой странице.

Также мы рекомендуем ознакомиться с другими полезными статьями на нашем сайте.