Привет, тиффози!
Я люблю Алую команду и являюсь её поклонником с детства, и буду рад внести свою небольшую лепту в знакомство с лучшей командой Формулы 1. С этой статьи начинаю цикл постов про команду Феррари в гонках Гран-при, где рассмотрим каждый сезон по отдельности! Подробно каждый автомобиль расписывать не буду - они достойны отдельных статей, равно как и каждый пилот Скудерии.
1. Сезон 1950. Первые подиумы.
Первый сезон чемпионата мира Формулы 1, вершины автогонок. Скудерия дебютировала на второй гонке чемпионата, Гран-при Монако, со своим проверенным автомобилем Ferrari 125 F1, участвовавшим в гонках в конце 40-х. Машина оснащалась полуторалитровым наддувным двигателем V12, развивавший 280л.с. разработки легендарного конструктора Джоакино Коломбо.
Команду представляли три опытных гонщика: итальянцы Альберто Аскари(32 года), Луиджи Виллорези(41 год) и француз Раймон Соммер(42 года). К последнему этапу в команду добавился итальянец Дорино Серафини(41 год).
В первой же гонке Альберто приехал вторым! После первых гонок у основателя и главы команды Энцо Феррари появилось разочарование мощностью 125 F1 и, в первую очередь, двигателем. В Скудерии пригласили нового конструктора Аурелио Лампреди и к пятому этапу в Бельгии разработали новую машину с уже безнаддувным двигателем большего объёма (V12, 3.3 литра и 300л.с.) - Ferrari 275 F1.
К следующему Гран-при Франции автомобиль ещё доработали, попутно подняв мощность двигателя - объём был увеличен до 4.1 литра и снято 340л.с. Болид получил название Ferrari 340 F1. Но и эта машина была лишь промежуточным звеном - к последней гонке в сезоне, домашнему Гран-при Италии, команда подготовила доработанную версию Ferrari 375 F1, которая стала ударной силой уже в следующем сезоне. Аскари вместе с Серафини (двигатель на машине Альберто сломался и своим автомобилем поделился Дорино, очки были разделены между гонщиками) дали бой Альфам и заняли второе место - есть второй подиум!
Немного стоит рассказать о правилах начисления очков в те годы: в чемпионский счёт шли очки только за четыре лучших результата в сезоне плюс очки за быстрые круги. По итогам чемпионата(6 гонок в Европе и Инди-500 в США, где участвовали только американцы) у пилотов Феррари общие и чемпионские очки совпадали: Аскари взял два подиума и расположился в итоговой классификации на 5 месте с 11 очками, Соммер и Серафини - на 13 месте с 3 очками, Виллорези очков не набрал. Чемпионом стал итальянец Джузеппе Фарина на Alfa Romeo.
2. Сезон 1951. Первые поулы, победы и борьба за чемпионство.
Ко второму сезону команда Энцо Феррари подошла более сильной. 375 F1 в предсезонных гонках показала себя быстрым и очень хорошо управляемым автомобилем! Двигатель имел объём 4.5 литра и развивал 335 лошадиных сил, 4х-ступенчатая механическая КПП по схеме Transaxle.
В команду гонщиков к Аскари и Виллорези добавились пришедший из Альфа Ромео итальянец Пьеро Таруффи(45 лет) и, с четвёртого этапа, аргентинец Хосе Фройлан Гонсалес(29 лет), выступавший ранее за Мазерати и Тальбо.
Феррари с первого этапа навязала бой доселе непобедимым Альфеттам.
Первые поул и победу в Ф1 Скудерии Феррари принёс Гонсалес на Гран-при Великобритании!
Последующие 6 и 7 этапы, в Германии и Италии соответственно, выиграла так же Ferrari - победителем в обоих гонках был Аскари! На последнем в сезоне Гран-при Испании Хосе и Альберто претендовали на чемпионство, но гонка для Скудерии сложилась неудачно и чемпионом стал пилот Альфы аргентинец Хуан Мануэль Фанхио.
С этого сезона в чемпионскую копилку очков шли результаты не четырёх, а пяти лучших гонок - очки буду писать в виде чемпионские/общие. Альберто Аскари с двумя победами, двумя поулами и двумя подиумами набрал 25/28 очков и занял второе место, Хосе Гонсалес с победой, одним поулом и 4 подиумами расположился с 24/27 очками на третьем месте, на четвёртом месте с 15/18 очками стал Луиджи Виллорези, взявший 3 подиума, и на пятом месте так же пилот Феррари - Пьеро Таруффи с одним подиумом и 10 очками.
3. Сезон 1952. Первое чемпионство.
На третий чемпионат в истории Формулы 1 из-за финансовых проблем не вышла чемпионская команда Альфа Ромео, главный конкурент Феррари. В связи с чем руководством серии было принято чемпионаты мира в 1952 и 53 годах провести по правилам младшей Формулы 2. Скудерия под новые правила разработала и абсолютно новую машину - Ferrari 500, приведшая команду к триумфу! Для новой машины Лампреди спроектировал лёгкий четырёхцилиндровый мотор объёмом 2 литра, мощность которого составляла 165л.с. Как и предшественник, новый гоночный болид оснащался механической четырёхступенчатой КПП по схеме Transaxle.
Бригада гонщиков на третий сезон состояла из прежних Аскари, Виллорези, Таруффи, а так же пришедшего из Альфы первого чемпиона мира Джузеппе Фарина(46 лет) и француза Андре Симона(32 года). Хосе Гонсалес, первый победитель гонки за Феррари, ушёл в Мазерати.
Действующий чемпион Фанхио из-за травмы пропускал сезон. Чемпионские очки давали опять за 4 лучшие гонки, как было в сезоне 1950 года. Феррари взяла все поулы и выиграла все европейские этапы, превратившись в настоящего гегемона серии!
Альберто Аскари с шестью победами и пятью поулами стал чемпионом мира! Лидер чемпионата набрал 36/53.5 очков.
Весь пьедестал итоговой таблицы забрали так же пилоты Феррари: на втором месте в чемпионате с 24/27 очками, двумя поулами и четырьмя подиумами расположился Фарина, Таруффи, взяв одну победу и два подиума, набрал 22 очка и стал третьим. Виллорези с 2-мя подиумами набрал 8 очков и расположился седьмым, Симон, единственный из команды, очков не набрал.
4. Сезон 1953. Гегемония Феррари.
Свой четвёртый сезон в Ф1 Скудерия провела с прошлогодней чемпионской Ferrari 500. Машину слегка доработали, немного удлинив её переднюю часть и подняв мощность до 200л.с.
Команда гонщиков состояла из действующего чемпиона мира Альберто Аскари, чемпиона мира 1950 года Джузеппе Фарина, старожила команды Луиджи Виллорези и новичка англичанина Майка Хоторна(24 года), пришедшего из Купера. Так же на последнем этапе сезона за команду выступали итальянцы Умберто Мальоли(25 лет) и Пьеро Карини(32 года). Таруффи в 1953 году пробовал себя вне чемпиона мира. Симон из-за травмы сезон пропускал.
В чемпионат после травмы вернулся чемпион мира 1951 года Хуан Мануэль Фанхио, выступая за команду Мазерати. Он же стал единственным гонщиком не из Скудерии, выигравший гонку.
Чемпионат обратно вернулся к пяти "чемпионским" гонкам. Феррари доминировала весь сезон, по победе имели Фарина и Хоторн, но главным героем чемпионата стал действующий чемпион - Аскари!
Альберто выиграл 5 гонок, взял 6 поулов и с 34.5/46.5 очками стал двукратным чемпионом мира!
Джузеппе Фарина с 26/32 очками (1 победа и 4 подиума) занял третье место, Майк Хоторн (19/27 очков, 1 победа и 2 подиума) - четвёртое место, Луиджи Виллорези (17 очков и 3 подиума) - пятое. Мальоли и Карини очков не набрали.
5. Сезон 1954. Потеря лидерства.
Новый сезон ознаменовался уходом от машин серии Формула 2 и принятием нового регламента, в котором главной особенностью было ограничение атмосферных двигателей максимальным объёмом в 2.5 литра. Феррари выставила сразу два разных автомобиля: Ferrari 625 F1, являвшейся эволюцией прошлогодней 500-й, и абсолютно новая Ferrari 553 F1, которой из-за характерных рёбер на капоте дали прозвище Squalo(Акула). Двигатель (в обеих моделях четырёхцилиндровый) 625-й развивал 230л.с., а 553-й - уже 260л.с.
Пилотский состав сильно изменился: из прошлогодней бригады остались только Фарина, Хоторн и Мальоли. Таруфи принял участие только в одном Гран-при. Двукратный чемпион мира и лидер команды Аскари вместе с Виллорези перешли в Лянчу, новую и очень амбициозную итальянскую команду. Правда по договорённости с Лянчей одну гонку, Гран-при Италии, Альберто Аскари провёл за Скудерию. Зато в команду вернулся Пампасский бык - Хосе Гонсалес! К тому же в течение сезона из Гордини пришли опытные французские пилоты Морис Трентиньян(37 лет) и Робер Манзон(37 лет). Последний, правда, проехал лишь одну гонку.
Сезон вышел очень конкурентным, с самого начала были очень быстры Мазерати, а с 4-го этапа в серии стала выступать легенда из 30-х - немецкий Мерседес, причём сразу в чемпионском темпе! Но и Феррари была сильна: на первом же Гран-при Джузеппе Фарина взял поул. Далее у Алых был ещё один подиум и 2 победы, причём на двух разных машинах.
Лучшим у Скудерии стал Хосе Фройлан Гонсалес, взявший один поул, четыре подиума и одну победу(на Ferrari 625 F1). В итоговой квалификации чемпионата он расположился на втором месте с 25/26 очками. Следом на третьей позиции расположился Майк Хоторн с одной победой(на Ferrari 553 F1) и тремя подиумами (24 очка). Трентиньян - два подиума и четвёртый с 17 очками. Фарина из-за тяжёлой травмы пропустил практически весь сезон, приняв участие только в двух гонках - в итоге восьмое место, один подиум и 6 очков. Манзон - пятнадцатый (один подиум и 4 очка), Мальоли - 17-й (один подиум и 2 очка). Чемпионом мира, уже двукратным, стал Хуан Мануэль Фанхио, причём это был первый и единственный такой случай, когда титул был завоёван гонщиком, выступавшего в течение сезона за две команды (аргентинец начал за Мазерати, а заканчивал за Мерседес).
Итоги выступлений Скудерии Феррари в первых пяти сезонах в Формуле 1:
2 чемпионских титула - оба у Альберто Аскари;
19 побед - 13 у Аскари, 2 у Гонсалеса, 2 у Хоторна, 1 у Фарины и ещё одна у Таруффи;
17 поулов - 13 у Аскари, 2 у Гонсалеса и 2 у Фарины;
41 подиум - 9 у Фарины, 8 у Гонсалеса и Виллорези, 5 у Хотторна, 4 у Аскари, 3 у Таруффи, 2 у Трентиньяна и по одному у Манзона с Мальоли.
Продолжение в следующей статье.
Подписывайся на канал, будем говорить о прекрасных автомобилях и людях, их создающих!