Найти тему
Pro_automobili

Scuderia Ferrari и F1: первая половина 50-х, начало.

Привет, тиффози!

Я люблю Алую команду и являюсь её поклонником с детства, и буду рад внести свою небольшую лепту в знакомство с лучшей командой Формулы 1. С этой статьи начинаю цикл постов про команду Феррари в гонках Гран-при, где рассмотрим каждый сезон по отдельности! Подробно каждый автомобиль расписывать не буду - они достойны отдельных статей, равно как и каждый пилот Скудерии.

1. Сезон 1950. Первые подиумы.

Первый сезон чемпионата мира Формулы 1, вершины автогонок. Скудерия дебютировала на второй гонке чемпионата, Гран-при Монако, со своим проверенным автомобилем Ferrari 125 F1, участвовавшим в гонках в конце 40-х. Машина оснащалась полуторалитровым наддувным двигателем V12, развивавший 280л.с. разработки легендарного конструктора Джоакино Коломбо.

Команду представляли три опытных гонщика: итальянцы Альберто Аскари(32 года), Луиджи Виллорези(41 год) и француз Раймон Соммер(42 года). К последнему этапу в команду добавился итальянец Дорино Серафини(41 год).

В первой же гонке Альберто приехал вторым! После первых гонок у основателя и главы команды Энцо Феррари появилось разочарование мощностью 125 F1 и, в первую очередь, двигателем. В Скудерии пригласили нового конструктора Аурелио Лампреди и к пятому этапу в Бельгии разработали новую машину с уже безнаддувным двигателем большего объёма (V12, 3.3 литра и 300л.с.) - Ferrari 275 F1.

Альберто Аскари за рулём Ferrari 275 F1
Альберто Аскари за рулём Ferrari 275 F1

К следующему Гран-при Франции автомобиль ещё доработали, попутно подняв мощность двигателя - объём был увеличен до 4.1 литра и снято 340л.с. Болид получил название Ferrari 340 F1. Но и эта машина была лишь промежуточным звеном - к последней гонке в сезоне, домашнему Гран-при Италии, команда подготовила доработанную версию Ferrari 375 F1, которая стала ударной силой уже в следующем сезоне. Аскари вместе с Серафини (двигатель на машине Альберто сломался и своим автомобилем поделился Дорино, очки были разделены между гонщиками) дали бой Альфам и заняли второе место - есть второй подиум!

Немного стоит рассказать о правилах начисления очков в те годы: в чемпионский счёт шли очки только за четыре лучших результата в сезоне плюс очки за быстрые круги. По итогам чемпионата(6 гонок в Европе и Инди-500 в США, где участвовали только американцы) у пилотов Феррари общие и чемпионские очки совпадали: Аскари взял два подиума и расположился в итоговой классификации на 5 месте с 11 очками, Соммер и Серафини - на 13 месте с 3 очками, Виллорези очков не набрал. Чемпионом стал итальянец Джузеппе Фарина на Alfa Romeo.

2. Сезон 1951. Первые поулы, победы и борьба за чемпионство.

Ко второму сезону команда Энцо Феррари подошла более сильной. 375 F1 в предсезонных гонках показала себя быстрым и очень хорошо управляемым автомобилем! Двигатель имел объём 4.5 литра и развивал 335 лошадиных сил, 4х-ступенчатая механическая КПП по схеме Transaxle.

В команду гонщиков к Аскари и Виллорези добавились пришедший из Альфа Ромео итальянец Пьеро Таруффи(45 лет) и, с четвёртого этапа, аргентинец Хосе Фройлан Гонсалес(29 лет), выступавший ранее за Мазерати и Тальбо.

Феррари с первого этапа навязала бой доселе непобедимым Альфеттам.

Первые поул и победу в Ф1 Скудерии Феррари принёс Гонсалес на Гран-при Великобритании!

Последующие 6 и 7 этапы, в Германии и Италии соответственно, выиграла так же Ferrari - победителем в обоих гонках был Аскари! На последнем в сезоне Гран-при Испании Хосе и Альберто претендовали на чемпионство, но гонка для Скудерии сложилась неудачно и чемпионом стал пилот Альфы аргентинец Хуан Мануэль Фанхио.
С этого сезона в чемпионскую копилку очков шли результаты не четырёх, а пяти лучших гонок - очки буду писать в виде чемпионские/общие. Альберто Аскари с двумя победами, двумя поулами и двумя подиумами набрал 25/28 очков и занял второе место, Хосе Гонсалес с победой, одним поулом и 4 подиумами расположился с 24/27 очками на третьем месте, на четвёртом месте с 15/18 очками стал Луиджи Виллорези, взявший 3 подиума, и на пятом месте так же пилот Феррари - Пьеро Таруффи с одним подиумом и 10 очками.

3. Сезон 1952. Первое чемпионство.

На третий чемпионат в истории Формулы 1 из-за финансовых проблем не вышла чемпионская команда Альфа Ромео, главный конкурент Феррари. В связи с чем руководством серии было принято чемпионаты мира в 1952 и 53 годах провести по правилам младшей Формулы 2. Скудерия под новые правила разработала и абсолютно новую машину - Ferrari 500, приведшая команду к триумфу! Для новой машины Лампреди спроектировал лёгкий четырёхцилиндровый мотор объёмом 2 литра, мощность которого составляла 165л.с. Как и предшественник, новый гоночный болид оснащался механической четырёхступенчатой КПП по схеме Transaxle.

Бригада гонщиков на третий сезон состояла из прежних Аскари, Виллорези, Таруффи, а так же пришедшего из Альфы первого чемпиона мира Джузеппе Фарина(46 лет) и француза Андре Симона(32 года). Хосе Гонсалес, первый победитель гонки за Феррари, ушёл в Мазерати.

Действующий чемпион Фанхио из-за травмы пропускал сезон. Чемпионские очки давали опять за 4 лучшие гонки, как было в сезоне 1950 года. Феррари взяла все поулы и выиграла все европейские этапы, превратившись в настоящего гегемона серии!

Альберто Аскари с шестью победами и пятью поулами стал чемпионом мира! Лидер чемпионата набрал 36/53.5 очков.
Аскари - первый чемпион Феррари!
Аскари - первый чемпион Феррари!

Весь пьедестал итоговой таблицы забрали так же пилоты Феррари: на втором месте в чемпионате с 24/27 очками, двумя поулами и четырьмя подиумами расположился Фарина, Таруффи, взяв одну победу и два подиума, набрал 22 очка и стал третьим. Виллорези с 2-мя подиумами набрал 8 очков и расположился седьмым, Симон, единственный из команды, очков не набрал.

4. Сезон 1953. Гегемония Феррари.

Свой четвёртый сезон в Ф1 Скудерия провела с прошлогодней чемпионской Ferrari 500. Машину слегка доработали, немного удлинив её переднюю часть и подняв мощность до 200л.с.

Альберто Аскари за рулём доработанной Ferrari 500
Альберто Аскари за рулём доработанной Ferrari 500

Команда гонщиков состояла из действующего чемпиона мира Альберто Аскари, чемпиона мира 1950 года Джузеппе Фарина, старожила команды Луиджи Виллорези и новичка англичанина Майка Хоторна(24 года), пришедшего из Купера. Так же на последнем этапе сезона за команду выступали итальянцы Умберто Мальоли(25 лет) и Пьеро Карини(32 года). Таруффи в 1953 году пробовал себя вне чемпиона мира. Симон из-за травмы сезон пропускал.

В чемпионат после травмы вернулся чемпион мира 1951 года Хуан Мануэль Фанхио, выступая за команду Мазерати. Он же стал единственным гонщиком не из Скудерии, выигравший гонку.

Коммендаторе с Хоторном на Гран-при Италии
Коммендаторе с Хоторном на Гран-при Италии

Чемпионат обратно вернулся к пяти "чемпионским" гонкам. Феррари доминировала весь сезон, по победе имели Фарина и Хоторн, но главным героем чемпионата стал действующий чемпион - Аскари!

Альберто выиграл 5 гонок, взял 6 поулов и с 34.5/46.5 очками стал двукратным чемпионом мира!
Аскари - первый в истории Ф1 двукратный чемпион мира!
Аскари - первый в истории Ф1 двукратный чемпион мира!

Джузеппе Фарина с 26/32 очками (1 победа и 4 подиума) занял третье место, Майк Хоторн (19/27 очков, 1 победа и 2 подиума) - четвёртое место, Луиджи Виллорези (17 очков и 3 подиума) - пятое. Мальоли и Карини очков не набрали.

5. Сезон 1954. Потеря лидерства.

Новый сезон ознаменовался уходом от машин серии Формула 2 и принятием нового регламента, в котором главной особенностью было ограничение атмосферных двигателей максимальным объёмом в 2.5 литра. Феррари выставила сразу два разных автомобиля: Ferrari 625 F1, являвшейся эволюцией прошлогодней 500-й, и абсолютно новая Ferrari 553 F1, которой из-за характерных рёбер на капоте дали прозвище Squalo(Акула). Двигатель (в обеих моделях четырёхцилиндровый) 625-й развивал 230л.с., а 553-й - уже 260л.с.

Пилотский состав сильно изменился: из прошлогодней бригады остались только Фарина, Хоторн и Мальоли. Таруфи принял участие только в одном Гран-при. Двукратный чемпион мира и лидер команды Аскари вместе с Виллорези перешли в Лянчу, новую и очень амбициозную итальянскую команду. Правда по договорённости с Лянчей одну гонку, Гран-при Италии, Альберто Аскари провёл за Скудерию. Зато в команду вернулся Пампасский бык - Хосе Гонсалес! К тому же в течение сезона из Гордини пришли опытные французские пилоты Морис Трентиньян(37 лет) и Робер Манзон(37 лет). Последний, правда, проехал лишь одну гонку.

Сезон вышел очень конкурентным, с самого начала были очень быстры Мазерати, а с 4-го этапа в серии стала выступать легенда из 30-х - немецкий Мерседес, причём сразу в чемпионском темпе! Но и Феррари была сильна: на первом же Гран-при Джузеппе Фарина взял поул. Далее у Алых был ещё один подиум и 2 победы, причём на двух разных машинах.
Лучшим у Скудерии стал Хосе Фройлан Гонсалес, взявший один поул, четыре подиума и одну победу(на Ferrari 625 F1). В итоговой квалификации чемпионата он расположился на втором месте с 25/26 очками. Следом на третьей позиции расположился Майк Хоторн с одной победой(на Ferrari 553 F1) и тремя подиумами (24 очка). Трентиньян - два подиума и четвёртый с 17 очками. Фарина из-за тяжёлой травмы пропустил практически весь сезон, приняв участие только в двух гонках - в итоге восьмое место, один подиум и 6 очков. Манзон - пятнадцатый (один подиум и 4 очка), Мальоли - 17-й (один подиум и 2 очка). Чемпионом мира, уже двукратным, стал Хуан Мануэль Фанхио, причём это был первый и единственный такой случай, когда титул был завоёван гонщиком, выступавшего в течение сезона за две команды (аргентинец начал за Мазерати, а заканчивал за Мерседес).

Майк Хоторн за рулём 553F1 на победном для себя Гран-при Испании
Майк Хоторн за рулём 553F1 на победном для себя Гран-при Испании

Итоги выступлений Скудерии Феррари в первых пяти сезонах в Формуле 1:

2 чемпионских титула - оба у Альберто Аскари;
19 побед - 13 у Аскари, 2 у Гонсалеса, 2 у Хоторна, 1 у Фарины и ещё одна у Таруффи;
17 поулов - 13 у Аскари, 2 у Гонсалеса и 2 у Фарины;
41 подиум - 9 у Фарины, 8 у Гонсалеса и Виллорези, 5 у Хотторна, 4 у Аскари, 3 у Таруффи, 2 у Трентиньяна и по одному у Манзона с Мальоли.

Продолжение в следующей статье.
Подписывайся на канал, будем говорить о прекрасных автомобилях и людях, их создающих!
Еда
6,23 млн интересуются