Найти в Дзене
КУЛЬТУРА.РФ

Русские мотивы в произведениях Игоря Стравинского. «Мавра»

Российский композитор Игорь Стравинский​ много времени проводил в Европе, а после начала Первой мировой войны​ остался за рубежом навсегда. Он дважды менял подданство, становился гражданином Франции и США. Несмотря на это, в его творчестве всегда сохранялись русские мотивы. Например, одно из самых известных произведений Стравинского — балет «Весна священная»​ — основано на сюжетах из славянской мифологии. Портал «Культура.РФ» рассказывает, в каких еще сочинениях композитора можно заметить влияние традиционной русской культуры и его знаменитых предшественников — Михаила Глинки​ и Петра Чайковского​. Одноактную оперу «Мавра» Стравинский создал для Русских сезонов​ Сергея Дягилева. Ее премьера прошла в Париже в 1922 году, в один вечер с другим произведением того же автора — балетом-пантомимой «Байка про лису, петуха, кота да барана». В обоих спектаклях танец сочетался с вокалом и акробатическими трюками. В основу «Мавры» лег сюжет поэмы Александра Пушкина​ «Домик в Коломне»​. Действие раз

Российский композитор Игорь Стравинский​ много времени проводил в Европе, а после начала Первой мировой войны​ остался за рубежом навсегда. Он дважды менял подданство, становился гражданином Франции и США. Несмотря на это, в его творчестве всегда сохранялись русские мотивы. Например, одно из самых известных произведений Стравинского — балет «Весна священная»​ — основано на сюжетах из славянской мифологии. Портал «Культура.РФ» рассказывает, в каких еще сочинениях композитора можно заметить влияние традиционной русской культуры и его знаменитых предшественников — Михаила Глинки​ и Петра Чайковского​.

Марина Соколова. Эскиз декорации к опере Игоря Стравинского «Мавра». Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Москва, 1973 год. Российский национальный музей музыки, Москва
Марина Соколова. Эскиз декорации к опере Игоря Стравинского «Мавра». Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Москва, 1973 год. Российский национальный музей музыки, Москва

Одноактную оперу «Мавра» Стравинский создал для Русских сезонов​ Сергея Дягилева. Ее премьера прошла в Париже в 1922 году, в один вечер с другим произведением того же автора — балетом-пантомимой «Байка про лису, петуха, кота да барана». В обоих спектаклях танец сочетался с вокалом и акробатическими трюками.

В основу «Мавры» лег сюжет поэмы Александра Пушкина​ «Домик в Коломне»​. Действие развернулось в начале XIX века в одном из предместий Петербурга​: главные героини — мать и дочь — приняли в дом новую кухарку, а та оказалась переодетым юношей.

В музыке для оперы Стравинский использовал фрагменты мелодий, созданных в начале XIX века, и вдохновлялся произведениями Михаила Глинки​, Александра Даргомыжского​, Петра Чайковского​. Кроме того, в «Мавре» можно услышать «жестокие романсы» — особый жанр городских песен о неразделенной любви и сильных страданиях.

Зрители и коллеги восприняли оперу Стравинского неоднозначно. Композитор Морис Равель и музыкальный критик Борис Шлёцер называли это произведение неудачным. Однако швейцарский дирижер Эрнест Ансерме считал, что это произведение — «начало нового периода, в котором композитор освобождается от всех сковывающих его пут». А композитор Дариюс Мийо писал, что из сочинений Игоря Стравинского именно «Мавра» тронула его больше всего.

Автор: Тата Боева